Надежда Морозова
Конспект НОД в средней группе «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: продолжать знакомить детей с лесом, формировать представление о том, как лесные растения и животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Развивать у детей понимание о том, как на образ жизни и состояние лесных жителей оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день - мало света, так как рано темнеет). Развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия). Воспитывать у детей эстетическое воспитание, доброту, отзывчивость.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Организация НОД и материал: НОД проводится в виде игры-путешествия по сказочному зимнему лесу, поэтому в группе создается декорация зимнего леса: по краям ставят елки, деревья, пеньки - все в снегу. Между ними разных углах прячут игрушки: зайца, белки, медведя, ежа, лисы. Создается макет берлоги медведя, покрытый снегом. На занятии также используется картина зимнего леса, дидактическая игра «Кто в домике живет?» на каждого ребенка.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за природными условиями и сезонными изменениями в природе на территории детского сада. Сравнение лиственных и хвойных деревьев на прогулке.
2. Рассматривание иллюстраций на темы «Времена года» и «Дикие животные».
З. Чтение художественной литературы, разучивание стихов и загадок: - Кипплинг: «Рассказы о животных». - Бианки: «Лесная газета». Чарушин: «Волчишка»; «Медведица и медвежата»; «Что за зверь»; «Кто как живет». - Соколов-Микитов: «Беляк».
4. Игры подвижные, театрализованные игры на имитацию движения животных : - «Медведь и пчелы»; - «Живое домино»; - «Найди пару».
Ход НОД.
Дети заходят, здороваются.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем по сказочному лесу. Но прежде чем отправиться в путь мы вспомним, что же сейчас происходит в лесу. Дети садятся на стулья перед картиной зимнего леса. Воспитатель читает стихотворение:
Чародейкою зимою околдован лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, какое время года на ней изображено? (Зима).
Воспитатель: Правильно. А как вы догадались? (На земле, кустарниках, деревьях лежит снег).
Воспитатель: Правильно. Зимний лес очень красивый, повсюду шапками лежит снег и переливается на солнце. Только животных почему-то не видно. Наверное они спрятались за елками и кустарниками. ребята, а знаете ли вы какие животные живут в лесу? (Заяц, волк, лиса, медведь, еж, белка, лось, кабан)
Воспитатель: Правильно. А как же одним словом можно назвать лесных жителей? (Дикие.)
Воспитатель: Правильно. Это все дикие животные, потому что они живут в лесу и заботятся о себе сами. Ну, а теперь мы с вами сможем посмотреть как зимуют дикие животные. Но поскольку сейчас зима, нужно одеться потеплее. Проводится физкультминутка «Оденемся потеплее». Дети имитируют движения воспитателя.
Воспитатель: Все готовы? Тогда в путь! Только помните, что дикие животные боятся людей, поэтому старайтесь не потревожить их. Вместе заходят в зимний лес, воспитатель рассказывает, как трудно идти по зимнему лесу - нужно высоко поднимать ноги, потому что они проваливаются в снег, он очень глубокий. Деревья стоят без листьев, в снегу.
Воспитатель: Вы наверное помните, как осенью падали листья. Сейчас листья расти не могут, потому что холодно, мало света (рано начинает темнеть) и нет воды, один снег кругом. Ребята посмотрите, а что это за зеленое дерево нас встречает? (Елка). А почему же елка зимой зеленая (Потому что иголки у нее очень крепкие - им не страшен никакой мороз). Рассматривают и трогают елку.
Воспитатель: А какое еще, зеленое дерево можно встретить зимой в лесу? (Сосну). А чем же сосна, отличается от елки? (У елки иголки короткие, а у сосны длинные). Посмотрите, а кто это притаился под елкой? (Заяц) Ребята, а от кого же заяц под елкой спрятался? (От лисы и от волка). А что же, ему помогает быть на снегу менее заметным? (Белая, как снег шерсть). Правильно. А от чего же, еще спасает зайца белая шерсть? (От холода, она более теплая на животе и на лапах, ведь у зайца нет норы, и он спит прямо на снегу под елкой). Правильно. А что же кушает заяц зимой, ведь кругом только снег, нет зеленой травки? (Ветки с кустов, да кору деревьев). Да, несладко приходится зайцу зимой. Не будем ему мешать, и отправимся дальше, может быть еще кого-нибудь встретим. Идут дальше. В дупле дерева замечают белку. Воспитатель: ребята, а белка - то тоже сменила окраску. Какого цвета, летом была белка? (Рыжая). А какого цвета, белка сейчас? (Серая. Она более густая и теплая, а еще ее не так заметно на стволе дерева. Это спасает белку от хищных птиц). Правильно. Когда очень холодно белка не выходит из гнезда. А чем же она укрывается, чтобы было еще теплее? (Хвостом). Да, пушистый хвост спасает белку от сильных морозов. А чем питается зимой белка? (Она запасает на зиму орехи, грибы, достает семена из шишек). Да, белка очень запасливое и красивое животное. Ребята, а может быть кто-нибудь знает о ней стихотворение? (Дети читают стихи). Молодцы, а теперь идем дальше.
Воспитатель: Посмотрите, какой большой бугор, а из него идет пар. Чтобы это могло быть? (Берлога медведя). А что же, медведь там делает? (Спит) А как же он туда забрался? (Осенью медведь забирается под упавшие дерево или под вывороченный пень. Бугор получается потому, что на медведя падает много снега. Он укрывает зверя толстым слоем. Всю зиму медведь из берлоги не выходит - спит). Правда - очень большой снежный бугор получился.
Воспитатель читает стихотворение:
И на горке снег, снег И на елке снег, снег А под снегом слит медведь Тише, тише не шуметь.
Воспитатель: Не будем мешать медведю, пусть он спокойно спит, а отправимся дальше. На пути им встречается пень.
Воспитатель: Ребята, может быть, и под пнем в норе кто-нибудь может спать? (Еж). А почему же и еж спит? (Зимой очень холодно, и очень трудно добывать корм). Правильно, давайте вспомним, что же еж ел летом? (Грибы, яблоки, насекомых, мышей, змей). Да, сейчас ему трудно все это найти в лесу. А кто помнит стихи о еже? Дети читают стихи. Идут дальше. Увидели за кустом лису.
Воспитатель: Тише ребята, не спугните лису, она очень хитрое животное. А как вы думаете, кого может выслеживать лиса? (Зайца, лесных мышей). Правильно. Зимой у нее отрастет густая теплая шерсть на лапах, как валенки. Ходит она бесшумно, прислушиваясь - не пищат ли где под снегом лесные мыши.
Услышит писк, быстро разгребает снег и хватает мышь. А иногда, если повезет, и зайца на обед поймать может. Так она и зимует. Выходят на лесную полянку.
Воспитатель: Холодно зимой в лесу, давайте, ребята, погреемся - поиграем в интересную игру «Зайка».
Слова Движения Зайка беленький сипит,. Он ушами шевелит, Вот так, вот так. Он ушами шевелит. Дети стоят в кругу. Начиная со слов «Вот так» поднимают руки к голове поворачивают кисти то в одну, то в другую сторону. Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Начиная со слова «Хлоп» хлопают в Надо лапочки погреть. ладоши. Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать Начиная со слова «Скок» прыгают на Скок, скок, скок, скок двух ногах на месте. Надо зайке поскакать. Кто-то зайку испугал, Воспитатель хлопает в ладоши и дети Зайка прыг. и убежал. разбегаются по своим «домикам».
Воспитатель: Понравилось вам путешествовать? Очень много интересного Мы сегодня узнали. Оказывается в лесу каждый готовится к зиме по-своему. Дети садятся за столы.
Проводится дидактическая игра «Кто в домике живет». Дети раскладывают карточки зверей возле их места зимовки. (Дупло, нора, берлога, елочка). Ну, что ребята, наше путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали на занятии? Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы. Молодцы.