Людмила Сергеева
Конспект НОД по развитию речи «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно –
образовательная
деятельность.
Речевое развитие.
Тема:
«Как дикие
животные готовятся
к зиме».
Воспитатель 1 категории
МК ДОУ № 4 г. Облучье
Сергеева Л. М.
Ноябрь 2016 г.
Программные задачи:
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие, социализация, музыка.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Цель: продолжать формирование представлений о подготовке животных к зиме, их приспособленности к сезонным изменениям.
Программные задачи:
Образовательная:
Расширять представления детей о диких животных, знания о том. Как звери готовятся к зиме. Закреплять обобщающее понятие:
«дикие животные». Расширять кругозор детей. Обогащать словарный запас.
Развивающая :
Развивать интерес к миру животных. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи.
Воспитывающая:
Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Предшествующая работа:
-Разгадывание загадок о диких животных.
- Беседа о том, как дикие животные готовятся к наступлению зимы.
Словарная работа (впадают в спячку, запасы, белка – дупло, медведь – берлога).
Физминутка «Звериная зарядка».
Словарная работа:
Впадают в спячку, запасы, дупло, нора, тигр
Ход.
Ребята, скажите какое сейчас время года?
Какие бывают времена года?
Назовите осенние месяцы.
А какие периоды есть у осени?
Какой сейчас период осени?
Назовите признаки поздней осени.
Правильно, ребята, сейчас поздняя осень.
А после осени какая пора наступит?
«Холод, ветер на дворе,
Руки мерзнут в ноябре.
Осень поздняя несет
первый снег и первый лед».
- Стук в дверь. Входит Незнайка.
- Ребята, я был на прогулке в лесу и встретил там кого - то и сфотографировал их. А кого я там встретил - не знаю. Помогите мне, ребята узнать их.
Отдает листочки - фотографии (Чистые листы. Звери нарисованы воском).
На столах у нас губки и краска. Нужно аккуратно закрасить листочки.
- Кто у кого изображен на фотографии? Дети называют.
Как одним словом сказать, кто они такие?
- Буратино хвалит детей.
- Ребята, а не могли бы вы рассказать мне о них, как они к зиме готовятся?
- Ребята, у диких животных скоро наступит самая тяжелая пора.
Для этого, ребята, давайте с Незнайкой отправимся в путешествие, в лес и все узнаем.
Звучит музыка.
А где же все звери, почему так тихо в лесу?
Оказывается, у лесных зверей сейчас много забот. Они готовятся к зиме.
Посмотрите, сколько в лесу следов и маленьких и больших.
Давайте попробуем определить, чьи же это следы?
Незнайка:
Ой, а здесь есть загадка. Прочитаем ее и узнаем, чьи это следы.
«Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу.
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается. ,
На зуб волку попадается. (заяц).
Чьи же это следы? Следы зайца, заячьи.
В телевизоре заяц серый, затем белый.
Кто это у нас на пути?
Да это заяц.
- Кто из вас, ребята. Хотел бы рассказать, как заяц готовится к зиме?
Рассказ ребенка.
«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
а от голода – кора.
- Кто из вас. Ребята хотел бы еще рассказать что – то интересное о подготовке зайца к зиме?
Правильно, заяц поменял серую шубку на белую, чтобы на снегу его не заметили.
Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу.
Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.
Ребенок (приготовил вместе с мамой дома) :
Заяц осенью линяет. Интересно он это делает. Сначала белеет хвост, потом задние ноги. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, уши. Но не до самых кончиков. Они у косого остаются черными.
Опыт «Почему заяц зимой белый?»,
«Как зайка чистит шерстку языком?»
А вот и следующая загадка.
«Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? – Медведь.
- Кто из вас, ребята, хотел бы рассказать как медведь готовится к зиме?
.- А сытым или голодным ложится спать медведь?
- Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира.
- Кто из вас, ребята, хотел бы рассказать что – то интересное о медведе, что вы приготовили дома с мамой?
А про медведя говорят, что он спит и сосет лапу. Что вы об этом знаете?
Ребенок:
В берлоге с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа. А молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает ее губами и языком.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».
У лисы в лесу глухом
Есть нора - -надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в земле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Все тепло, уютно в нем.
А это чьи следы? Это Белкины следы, беличьи.
«Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
орешки я грызу. Белка.
Наверное, она тоже готовится к зиме.
- Ребята, кто хотел бы рассказать, как белка готовится к зиме?
- Очень забавно наблюдать, как белка ищет орехи:
Стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит, как она раскачивается. Если долго раскачивается - -значит орехов много.
Есть такая примета «Если белка делает большие запасы корма, то будет долгая зима».
Белка всегда делает запасы орехов на зиму в разных местах, по всему лесу и запоминает эти места. А зимой белка раскапывает их и съедает.
А теперь, ребята, вокруг себя повернитесь и в белочек превратитесь. Ой, какие замечательные белочки. Давайте погрызем орешки.
Белочка грызет орешки, держа их в передних лапках.
(Улыбнуться и постучать зубами). А теперь вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.
- Кто из вас, ребята, хотел бы рассказать что – нибудь интересное о белке?
В непогоду она сворачивается клубочком и спит. В сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом.
Белка меняет окраску. На ее ушах особенно заметными становятся кисточки, дополнительно обогревающие животное. Ей приходится постоянно быть в движении, искать для себя пропитание.
- Забравшись в дупло, белка затыкает вход сухой травой и спит, свернувшись клубочком, нос хвостом закрывает.
В зимнее время белки кормятся шишками, но не отказывают себе в удовольствии погрызть кору деревьев и их почки. Удивительно, что еще с лета белки делают себе запасы. Прячут орешки, грибы и даже желуди. Когда наступают холода и выпадает снег, зверьки легко отыскивают пищу.
Белка спряталась в дупло
В нем и сухо, и тепло.
Запасла грибов и ягод,
Столько, что не съесть и за год.
Давайте и мы побудем белками, разделитесь на 2 команды.
В одну корзину собираете орехи (грибы, в другую - -шишки (парами).
Физминутка. «Звериная зарядка».
Раз - присядка,
два – прыжок,
это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало-
Начинаем все сначала.
А сегодня, ребята, я хотела познакомить вас с новым жителем нашей дальневосточной тайги – с амурским тигром.
Рассказ воспитателя.
Это амурский тигр. Он занесен в Красную книгу ЕАО. Это большая дикая кошка. Окраска яркая – оранжево – коричневая, с черными поперечными штрихами по всему телу. Нижняя сторона тела, шерсть вокруг глаз и часть ушной раковины - белые. Благодаря такой окраске тигра трудно заметить в зарослях тайги.
Длина его тела – 165 – 300 см, масса 160 - -360 кг. Питается в основном кабанами, изюбрами и косулями. Живет он на склонах невысоких, скалистых гор и в речных долинах на территории Приморского и юга Хабаровского края. Иногда заходят на территорию нашей области.
Амурский тигр изображен на гербе ЕАО. (показ).
Игра «Кто где живет?
Медведь - -в берлоге, волк - -в логове, белка - -в дупле,еж, лиса - -в норах,
Заяц - -под кустом.
Игра «Угадай кто это?» с мячом в кругу.
Угадайте про кого я говорю:
Мохнатый, косолапый – это…
Серый, колючий – это…
Рыжая, хищная, прыгучая, это…
Рыжая, хитрая, это …
Маленькая, быстрая, прыгучая, это…
Серый, злой - это…
Серый, маленький, прыгучий, это _ …
Мохнатый, хищный, неуклюжий, с полосатой мордой – это…
Игра «Накорми животное»
Игра «Сравни».
Некоторых людей сравнивают с животными.
Например, если человек хитрый, про него говорят «Хитрый, как лиса».
Продолжите предложения:
Злой, как …волк.
Косолапый, как … медведь.
Трусливый, как … заяц.
Запасливый, как …
- Незнайка, ну что, рассказали тебе наши ребята, как звери к зиме готовятся?
Незнайка благодарит ребят за то, что сегодня многое узнал. Ему было очень интересно с нами путешествовать по лесу.
- Ребята, а вы что сегодня новое узнали?
Что вам понравилось?
- А сейчас пришла пора возвращаться в д. сад.
Мы пойдем сейчас направо,
а потом пойдем налево.
На одной ноге поскачем
И кругом мы повернемся
В детский сад опять вернемся.
Вот мы и дома.
А закончить наше путешествие я хочу стихотворением
С человеком не живут,
Постоянной помощи
от него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, холмах, степях,
На воде и под водой.
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют.
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Обо всех не рассказать.
По своим живут законам,
Их всем людям надо знать.
Чтобы не вредить животным –
Их повсюду охранять.