Наталия Зелионко
Конспект комплексной НОД с детьми старшей группы «Большое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познавательное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
1. Развивающие задачи:
•Развивать способность логически мыслить с помощью решения логических задач и упражнений вербального характера;
•Развивать способность наглядного моделирования отношений между двумя множествами с помощью кругов Эйлера;
•Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости с помощью условно – схематических изображений;
•Развивать математические способности (умение решать простейшие арифметические задачи по составу числа, умение соотносить числа и цифры их обозначающие;
Публикация «Конспект комплексной НОД с детьми старшей группы „Большое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
•Развивать фонематический слух детей, умение определять наличие звука в слове и его место в нем;
•Активизировать словарь детей за счет существительных, обозначающих экологические видовые понятия: деревья и перелетные птицы.
.Развивать конструктивные и творческие способности детей;
•Развивать способность детей слушать, слышать и эмоционально воспринимать классическую музыку.
2. Воспитательные задачи.
•Воспитывать у детей умение сопереживать чужой беде, формировать чувство эмпатии к живым объектам природы;
•Воспитывать умение внимательно слушать и слышать взрослого и своих сверстников, умение действовать в команде;
•Воспитывать умение доводить дело до конца, добиваться успеха.
МАТЕРИАЛЫ:
•Магнитофон, диски и аудиокассеты с записями классической музыки Э. Грига «Утро» и «В пещере Горного короля», П. И. Чайковского «Апрель», сюита из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского – Корсакова, с фонограммой «Шум моря»;
•костюм персонажа «Весна»;
•большой конверт с «письмом»;
•карта «Голубого моря»;
•маршруты (1-й – неправильный, 2-й – правильный);
•гимнастические палки;
•ленточки с липучками;
•картинки с изображением деревьев (сосна, ель, береза, клен, дуб, рябина);
•развивающая игра В. В. Воскобовича «Квадрат 2-х цветный» по количеству детей в большом конверте;
•бумажные цветы 14шт (синие с белыми сердцевинами – 6шт; красные с белыми сердцевинами – 3шт; красные с желтыми сердцевинами – 5шт);
•два обруча (Круги Эйлера);
•картонные «камни» с цифрами;
•картинки с изображением перелетных птиц (по количеству детей);
•две белые простыни.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Под музыку П. И. Чайковского «Апрель» в группу к детям входит "Весна". Она грустная и растерянная, в руках держит большой конверт.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, к нам пришла долгожданная гостья «Весна»! Но почему-то она очень печальная, у нее, наверное, что-то случилось!»
«Весна» : «Беда, большая беда! Кто же мне поможет!»
Воспитатель: «Что же случилось? Может, мы с детьми тебе сможем помочь?»
«Весна» : «Злая старуха Зима не хочет уходить и украла всех моих весенних вестников – перелетных птиц, заковала их в ледяные клетки и упрятала на далекий ледяной Остров. А ведь без моих друзей – перелетных птиц, я совершенно беспомощна! Что же мне делать?»
Дети: «Надо выручать, спасать наших птиц!»
Воспитатель: «Мы готовы помочь тебе Весна, только может быть, ты подскажешь, как добраться до этого ледяного Острова».
«Весна» : «Да, у меня есть несколько подсказок. На этом Острове живут пингвины, и они видели, как Зима прятала ледяные клетки с птицами. Им стало жалко замерзших птиц, и они сумели отправить мне письмо, в котором рассказали, что нужно сделать, чтобы птиц спасти. И прислали карту, по которой можно добраться до ледяного Острова. Вот она!»
"Весна" вынимает из конверта карту Голубого Моря с Островами и письмо пингвинов. Дети вместе с воспитателем рассматривают её.
«Весна» : «Посмотрите, ребята, сколько на этой карте Островов, сколько путей от Острова к Острову, а ведь дорога к ледяному Острову одна! Какую же нужно выбрать? Я совсем запуталась! В письме пингвины мне прислали правильный маршрут, но я не умею ходить по маршрутам!»
Воспитатель: «Не расстраивайся Весна, мы с детьми сейчас во всем разберемся".
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, раскладывают на нем карту, вынимают из конверта маршруты и изучают их, сверяются с картой и выбирают правильный маршрут. Затем дети рассказывают Весне, как правильно добраться до ледяного Острова.
Дети: «Сначала надо приплыть на Остров, на котором растет лес, это - Лесной Остров, потом от него нужно плыть к Острову, на котором растут цветы, это - Цветочный Остров. А от Цветочного Острова мы доплывем до Острова, на котором одни камни, это – Каменистый Остров. От Каменистого Острова мы доберемся и до Ледяного Острова, он покрыт льдом и снегом».
Воспитатель: «Мы с вами, ребята, выбрали правильный маршрут, теперь нужно решить, на чём же мы с вами поплывем по Голубому Морю. Может быть, построим плот?»
Дети строят большой плот (контур) из гимнастических палок.
Воспитатель: «Прежде чем отправиться в опасное путешествие необходимо сделать физкультурную разминку».
Проводится физкульминутка.
Воспитатель: «Молодцы, хорошо размялись, а теперь все вместе в путь!»
Дети вместе с воспитателем и «Весной» садятся в кружок на «плоту». Звучит музыка «Шум моря».
«Весна» : «Ребята, давайте пока мы плывем, поиграем в игру «Загадки – отгадки» и я проверю какие вы сообразительные».
Проводится логическая игра «Загадки – отгадки».
Пример.
1. Закричал петух и разбудил одного человека. Сколько нужно петухов, чтобы разбудить десять человек? (один петух)
2. Летели утки: одна впереди, две позади; одна позади и две впереди; одна между двух. Сколько летело уток? (три утки).
Музыка «Шум моря» замолкает. Все прибыли на Лесной Остров (круг на полу, ограниченный лентой, по среди которого стоит стол. На нем конверт с игрой Воскобовича,а сверху картинки с изображениями деревьев).
Воспитатель: «Вот мы и прибыли на Лесной Остров. Посмотрите, ребята, а для нас послание от жителей острова». Читает записку.
«Дорогие путешественники!
Мы, жители Лесного Острова, очень рады вам. Все, кто попадает на наш Остров, остается жить на нем навечно, но если вы хотите выбраться с нашего острова, то вам нужно найти волшебную тропинку. Появляется она только при звуках волшебной музыки Острова. А заиграет музыка только когда проснется Зеленая мышка. Найдите мышку и разбудите её!»
«Весна» : «Где же нам найти на Острове мышку, да еще и зеленую?»
Воспитатель: «Ребята, давайте заглянем под каждое дерево, что растет на Острове, может быть, мы найдем эту мышку».
Дети вместе с воспитателем и «Весной» перебирают картинки с изображениями деревьев, проговаривают названия деревьев и под последней картинкой обнаруживают конверт, в котором игра Воскобовича «Двухцветный квадрат».
«Весна» : «Ну и где же Зеленая Мышка? Её нет!»
Воспитатель: «Зато что мы нашли, ребята?»
Дети: «Это волшебный квадрат дяди Славы Воскобовича, из которого можно сложить Зеленую Мышку».
Дети приступают к складыванию позиции «Мышка». Как только складывается последняя «Мышка», начинает играть музыка Н. А. Римского – Корсакова сюита из оперы «Снегурочка».
Круг, обозначающий Остров, размыкается.
Дети: «Первое задание выполнено. Теперь поплывем к следующему Острову - Цветочному".
Дети вместе с воспитателем и «Весной» плывут к Цветочному Острову. Детям предлагается поиграть в словесную игру «Назови наоборот» (антонимы).
Музыка «Шум моря» замолкает. Все прибыли на Цветочный Остров (круг, ограниченный лентой, на полу разложены красные и синие бумажные цветы, рядом лежат два обруча).
«Весна» : «А как же нам здесь найти волшебную тропинку? А вот на цветке и записка».
Воспитатель читает подсказку:
«Дорогие путешественники!
На нашем Острове растет множество цветов, но есть среди них три волшебных музыкальных. Если их собрать вместе заиграет волшебная музыка Острова и вам откроется волшебная тропинка».
«Весна» : «Сколько здесь цветов, попробуй-ка, отыщи среди них волшебные!»
Воспитатель: «Ребята, а может быть решить эту задачу нам помогут вот эти круги! На какие знакомые нам круги они похожи?»
Дети: «Эти круги похожи на круги Эйлера».
Воспитатель: «Внимательно рассмотрите все цветы и скажите, на какие два разных множества можно разделить эти цветы?»
Дети с помощью кругов Эйлера ищут несколько вариантов разделения всех цветов на два множества:
Цветы с синими лепестками - цветы с красными лепестками; Цветы с желтыми серединками – цветы с белыми серединками; Цветы с синими лепестками – цветы с желтыми серединками; Цветы с красными лепестками – цветы с белыми серединками.
В последнем варианте выясняется, что три цветочка с красными лепестками и белыми серединками оказываются общими для обоих множеств и располагаются в пересечении кругов Эйлера. Как только дети возьмут в руки эти цветы, заиграет музыка Э. Грига «Утро».
«Весна» : «Заиграла музыка! Вот, молодцы! Тропинка появилась!»
Круг, обозначающий Остров, размыкается.
Дети: «Мы выполнили второе задание. Теперь поплывем к следующему Острову - Каменистому".
Все располагаются на плоту.
«Весна» : «Как приятно поет вода свою песенку: Сссссссс. Ребята,давайте, и мы попоем песенку воды!» Дети «поют песенку воды».
«Весна» : «А теперь предлагаю, пока плывем к Острову, давайте придумаем много – много слов, в которых есть звук «С».
Дети придумывают слова со звуком «С». Воспитатель уточняет у каждого ребенка, положение звука «С» в придуманном им слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Музыка «Шум моря» замолкает. Все прибыли на Каменистый Остров.
«Весна» : «Сколько камней на этом Острове! Ребята, Вы посмотрите да камни не обычные, а математические, на них цифры написаны».
На одном камне вместо цифры написана записка:
«Чтоб тропинку отыскать, нужно из камней число шесть сложить,
да не раз сложить, а целых семь раз».
Воспитатель: «Придется вам, ребята, подумать, посчитать, из каких чисел можно сложить число шесть».
Дети складывают все варианты числа шесть (состав числа).
Как только складывается последний вариант числа шесть, начинает звучать музыка Э. Грига «В пещере Горного короля».
«Весна» : «Молодцы, ребята! Сейчас мы покинем и этот Остров!»
Дети вместе с воспитателем и «Весной» садятся в кружок на «плоту».
Звучит музыка «Шум моря».
«Весна» : «Как я волнуюсь, не замерзли бы мои птицы! Скорей, скорей плыви плот к Ледяному Острову».
Музыка «Шум моря» замолкает. Вот и Ледяной Остров (круг, ограниченный белой простыней, из детских стульчиков и другой простыни сделан сугроб, за которым лежат картинки с изображениями перелетных птиц).
«Весна» : «Как холодно! Где же пингвины, наши помощники? Да вот же от них записка!» Читает записку:
«Дорогая Весна!
Нам пришлось уплыть за кормом в море, но мы знаем, что ледяные клетки с птицами спрятаны за большим сугробом. Как только ты кликнешь всех своих пернатых друзей – перелетных птиц по именам, ледяные оковы растают, и птицы смогут улететь с Острова на свою Родину. Пингвины».
«Весна» : «Ребята, помогите мне. Давайте вместе кликнем всех перелетных птиц. Вы же знаете их имена?»
Дети вместе с «Весной» вспоминают и перечисляют названия перелетных птиц. Каждый ребенок, назвавший перелетную птицу, получает картинку с ее изображением. Потом воспитатель предлагает детям рассказать небольшие стихи про перелетных птиц.
После того, как рассказано последнее стихотворение звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель». Весна радостная благодарит детей за помощь и уходит.