Ольга Жиляева
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства и состояния воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Свойства и состояния воды»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Свойства и состояния воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
1. Образовательные: познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
2. Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие: учить анализировать, развивать логическое мышления; развивать познавательную активность детей.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, льдом, кипением чайника; изготовление цветного льда в формочках; чтение рассказа И. Г. Калининой «Снежный колобок»; беседа о пользе воды, бережном отношении к ней.
Материалы и оборудование:
На каждого ребё нка: пластиковые стаканчики, ложки, кувшинчики разной формы, яйца, баночки пластиковые, сок, чай, спиртовка, колба, стекло, вода.
Ход НОД:
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
В морях и реках обитает
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Сегодня мы будем говорить о воде, ее свойствах. В нашей стране много рек, озер, морей. Сначала это маленькие роднички, ручейки, потом они становятся все больше и больше и, наконец, превращаются в могучие реки, которые несут свои воды к морю. В реках и озерах вода пресная, питьевая.
Но прежде чем вода пойдет по трубам в водопроводный кран ее хорошо очищают от грязи и хранят в водохранилищах.
-А для чего нам нужна вода? Где она используется?
Ответы детей (для мытья, стирки, для приготовления еды)
-Ребята, а вода нужна только людям?
Ответы детей (нужна растениям и животным для роста и развития)
Воспитатель: Сегодня мы проведем опыты, и многое узнаем о свойствах воды.
Опыт №1. Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. А теперь понюхайте сок. Есть ли запах у воды, у сока? Что можно сказать о воде?
Ответы детей (она не пахнет, сок пахнет)
Вывод: первое свойство воды – она не имеет запаха.
Опыт №2. Отпейте глоток сока из стакана. Какой сок по вкусу? Отпейте
глоток воды. Какая вода по вкусу?
Ответы детей (вода не имеет вкуса, сок сладкий)
Вывод: второе свойство воды – она не имеет вкуса.
Опыт №3. На столе стоит 3 стакана: с водой, с чаем, с молоком.
Назовите, что налито в стаканах? Правильно, попробуйте.
Воспитатель ставит картинку позади трех стаканов по очередности, и предлагает определить, что там нарисовано. Дети определяют, что картинка видна только через стакан с водой. Воспитатель повторяет такой же опыт с монеткой. По очереди опускает монетку в стаканы. В каком стакане видна монетка? Почему?
Ответы детей (монетка видна только в стакане воды)
Вывод :третье свойство воды – она прозрачная.
Воспитатель предлагает детям повторить все свойства воды.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?
Ответы детей (из – под крана)
- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности.
Опыт №4.
- Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
Опыт №5.
- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти кувшинчики. Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)
- Имеет ли вода определённую форму? (нет) Вода не имеет формы пока она жидкая.
Вывод : Первое состояние воды – жидкое.
Ребята, где вода находится в жидком состоянии?
Ответы детей (в реках, ручьях, озерах, морях)
- Когда наступают морозы? Что случается с рекой зимой?
Ответы детей (замерзает)
Опыт №7. Воспитатель раздает детям на блюдце лед. Что это такое? Попробуйте его перелить. Попробуйте лед руками, какой он?
Ответы детей.
Вывод : Второе состояние воды – твердое.
Если оставить блюдце со льдом в группе, что с ним произойдет?
Ответы детей (гладкий, твердый, прозрачный, холодный, блестящий)
Ставим блюдце со льдом на батарею. Смотрим результат через несколько минут.
-Ребята, а еще в каком состоянии существует вода?
Ответы детей (она кипит)
Мы сейчас на опыте проверим, правильно ли вы ответили.
Опыт №6. Нагревание пробирки с водой на спиртовке, наблюдение за паром. Можно ли пар превратить в воду?
Воспитатель ставит над паром стекло. На стенке образуются капельки воды. Что произошло с паром?
Ответы детей.
При кипении воды образуется пар, а при охлаждении пар превращается в воду.
Вывод :Третье состояние воды – парообразное.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы очень много узнали о воде, провели опыты. Предлагаю вам перечислить три свойства воды и три состояния. Во что может превратиться вода при нагревании? При охлаждении?
Ответы детей.
Давайте вспомним пословицы и поговорки о воде.
Дети называют знакомые пословицы: «Без воды нет жизни», «Захочешь пить – подойдешь к реке», «От дождя земля расцветает», «Не умывши лица, за стол не садятся».
Воспитатель читает отрывок из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр». Почему автор в конце стихотворения говорит: «Вечная слава воде»?
Ответы детей. Вода очень нужна всем на земле: и людям, и животным, и растениям.
Правильно дети, без воды нет жизни и поэтому к воде надо относиться бережно и экономно.