Анна Острикова
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ произведения А. Н. Толстого «Еж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи через ознакомление с художественной литературой.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения;
учить осмысливать значение образных выражений; закреплять представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, рассказ);
2. Развивающие задачи :
развивать умение составлять рассказ по схеме;
развивать связную речь;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Пересказ произведения А, Н, Толстого „Еж“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Толстой А.Н.
- Темочки
умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, правильно использовать предлоги;
3. Воспитательные задачи:
воспитывать умение оценивать поступки персонажей произведения.
Оборудование: Игрушки (еж, ежиха, корова, теленок, коробка, мнемотаблица.
Ход:
В начале занятия предложить детям поиграть в игру: «Язычок проснулся, потянулся…» (артикуляционная гимнастика).
Воспитатель. Сегодня мы прочитаем сказку замечательного автора, русского писателя А. Н. Толстого, чей портрет сейчас висит перед вами. (Выносит коробку с секретом). Вы сейчас услышите загадки, а если вы правильно отгадаете, то мы с вами достанем героев нашей сказки из этой волшебной коробки. Внимание! Готовы? Узнаем, кто спрятался в волшебной коробке? Поехали!
Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит?
Весь в иголках, не возьмешь
Кто же это, дети?
Д. Еж (индивидуальные ответы детей)
В. Отгадали первого героя! (достает из коробки игрушечного ежа). А давайте попробуем произнести чистоговорку, повторяйте за мной:
Укололся об иголки,
Елка ежится, дрожа –
Укололась об ежа.
(Повторяется 3 раза – все вместе и фронтально).
В. Вторая загадка:
Ходит по лесу портной –
Сто иголок за спиной
Д. Тоже еж (индивидуальные ответы детей)
В. Абсолютно верно – тоже еж. Вернее, ежиха. Видите, она в платочке (достает игрушку). А теперь попробуем проговорить скороговорку:
У ежа – ежата, у ужа –ужата.
Д. (Повторяется 3 раза с ускоряющимся темпом – все вместе и фронтально).
В. Молодцы! Далее:
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое
Д. Корова (индивидуальные ответы детей)
В. Правильно! Корова! (Достает игрушку) И последний герой нашей сказки остался – слушаем загадку:
У коровы есть ребенок –
Славный, маленький…
Д. Теленок (индивидуальные ответы детей).
В. Ну вот и последнего героя отгадали – умнички! Теперь можно немного отдохнуть – поиграть на ковре.
Физминутка:
Нес запасы за спиной.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал…
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился,
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил (имитируют движения в соответствии со словами)
Основная часть
В. А сейчас послушайте, пожалуйста, сказку с участием этих героев. Слушать надо внимательно, а если встретятся незнакомые слова, то после прочтения произведения мы с вами постараемся выяснить их значение.
Теленок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
Понравилась вам сказка? Почему эту историю мы называем сказкой, а не рассказом?
Д. Потому что здесь животные разговаривают?
Д. Значит – хочет, желает. пытается (индивидуальные ответы детей).
В. Верно. А что значит – растопырил (передние ноги?
Д. Широко расставил (индивидуальные ответы детей).
В. Правильно. А что можно еще растопырить, как вы думаете?
Д. Можно растопырить руки, глаза, рот (индивидуальные ответы детей).
В. А теперь скажите, как вы понимаете значение выражения «посмотрела задумчиво»? Само слово «задумчиво» - это как?
Д. Она о чем-то подумала, задумалась (индивидуальные ответы детей).
В. Согласна. А попробуйте теперь вы посмотреть на меня задумчиво, а я задумчиво посмотрю на вас. (изображают задумчивый взгляд). А кто такой богатырь, кто знает?
Д. Богатырем в старину называли сильного человека, воина (индивидуальные ответы детей).
В. Все знаете. А теперь слушаем еще раз. И после прочтения вы мне перескажете эту сказку, используя знакомые вам схемы – мнемотаблицу (дети помогают педагогу во время чтения – договаривают слова).
Двое детей пересказывают произведение, используя игрушки на столе в качестве настольного театра и опираясь на мнемотаблицу. Они не только проговаривают текст, но и играют роли.
Заключительную фразу «У нас еж –богатырь!» дети произнося шепотом хором все присутствующие. Фраза звучит отчетливо, если поднести ко рту ладони, сложенные рупором.
В. Кто помнит, как называется сказка?
Д. «Еж» (индивидуальные ответы детей).
В. Кто автор этой сказки?
Д. А. Н. Толстой (индивидуальные ответы детей).
В. Очень хорошо у вас получилось показать сказку с нашими героями на столе. А теперь можно всем желающим изобразить эту сказку с нашим кукольным театром, где так же имеются все персонажи. Играйте!
- Что дала мама Мише на завтрак?
- Как выглядела булочка?
- Почему Мише стало жалко есть булочку?
- Хотел ли кот тоже поесть сметану на завтрак?
- Почему Миша решил, что булочка может охранять сметану от кота в то время, пока Миша будет гулять?
- По каким признакам Миша догадался, что кот съел сметану?
- Почему булочка не справилась с заданием мальчика?
- Виновата ли булочка?
- Ребята, как вы поняли выражения – “Булочка выпечена птичкой”. (Булочка имеет силуэт птички с глазками.);
“Пока кот до сметаны не добрался”(Пока кот не съел сметану, кот тоже любит сметану);
“Когда дружок Валерка бегал по лужам, брызги воды летели, словно солнечные осколки”. (Солнце отражается в воде, поэтому казалось, что брызги – это солнечные осколки.);
“Булочка, покарауль сметану”. (караулить – охранять);
“Кот тёр мордочку”. (Кот умывался, после еды коты умывают мордочку лапкой и язычком.)
Физминутка.
Кач – кач – кач – летят качели. (ритмично покачивают руками внизу из стороны в сторону)
Так захватывает дух. (поднимают руки резко вверх)
Все сильнее бьется сердце: (ритмично постукивают кулачками друг о друга)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Вверх и вниз и снова к солнцу (ритмично поднимают руки вверх-вниз)
Словно птица ты летишь (взмахи кистями рук)
Выше, выше, выше, выше - (приседают и ритмично встают, поднимая руки)
Вновь товарищам кричишь!
- Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, вы внимательно послушайте. Потом мы будем пересказывать.
После прочтения воспитатель вывешивает картинно-графический план к рассказу. Предлагает детям начать свой пересказ, опираясь на схему.
Дети могут пересказывать по цепочке (по 2-3 картинки, один начинает, другой продолжает. При затруднении попросить детей помочь.
В конце занятия подводится итог. Отмечаются те дети, которые рассказывали хорошо, полными предложениями, выразительно. Отметить старание всех детей.