Жанна Самохвалова
Конспект НОД «Разноцветная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с использованием ИКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ СКАЗКА»
Тема: связь восприятия музыки и цвета.
Разработала и провела: воспитатель подготовительной к школе группе Самохвалова Жанна Эдуардовна.
Задачи
образовательные: - закрепление способностей соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета;
- закрепление знаний о классификации цвета: теплые и холодные;
Публикация «Конспект НОД „Разноцветная сказка“» размещена в разделах
- умение выбирать формат и цвет бумаги, материалы для лучшего выражения своего замысла нетрадиционными техниками рисования;
развивающие:
- расширение опыта эмоционального переживания музыкальных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре;
- развитие цветомузыкальных ощущений, соединение в сознании цвета, звука и линии;
- создание эмоционального отклика на музыку, передача своего отношения к ней различными изобразительными средствами;
- развитие композиционных умений;
воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на классические музыкальные произведения;
- формирование устойчивого интереса к художественной деятельности;
- формирование умения работать в коллективе.
Словарная работа: композитор, балет, вальс, фон, колорит, цветовая гамма
Предварительная работа:
- рисование «Удивительная линия» (соотнесение формы обычной линии с эмоциональной характеристикой);
- дидактическая игра «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками» (закрепление знаний «тёплых» и «холодных» цветов);
- рисование «Новогоднее настроение» (передача праздничного настроения с помощью линий и цвета);
- дидактическая игра «Цвет и чувства» (передача разнообразных эмоциональных состояний с помощью цвета; развитие умения давать качественную характеристику различным событиям);
- рисование «Цветок для царевны Несмеяны» (развитие способности к сопереживанию, умения чувствовать и передавать в рисунке разнообразные психологические состояния, используя конкретные художественные образы)
Оборудование:
1. ПК, проектор.
2. Презентация POWER POINT: «Рисуем музыку».
3. Музыкальное сопровождение: «Вальс. Полночь» из балета С. Прокофьева
4. Материалы для рисования: листы бумаги разного размера, формы, цвета; гуашь; акварель; восковые мелки; пастель; различный нетрадиционный материал (пробки, дощечки для техики «монотипия», кисти № 4, 6, 12; баночка для воды.
Ход НОД:
1. Вводная часть (мотивационный этап).
Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки? (Ответы)
- Сегодня мы побываем в сказке, которую вы все знаете и любите.
- Отгадайте, что это за сказка.
Загадывание загадки.
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу. (Ответы)
- Правильно, это Золушка.
2. Основная часть
- Сказку Шарля Перро «Золушка» любят даже взрослые. А великий композитор Сергей Прокофьев написал музыку к балету «Золушка». А кто знает, что такое балет?
Ответы детей: Танец.
Воспитатель: Мы знаем, как Золушке тяжело жилось, как злая мачеха взвалила на нее всю домашнюю работу. Бедная девочка безропотно сносила все тяготы и обиды. И за это добрая Фея помогла Золушке побывать на балу. И вот Золушка во дворце, в роскошном бальном платье, в хрустальных башмачках кружится с принцем в танце.
Просмотр видеофрагмента «Вальс» из балета С. Прокофьева «Золушка»
Беседа
Воспитатель: Как вы думаете, какие чувства испытывает Золушка, кружась в вальсе?
Ответы детей: Радость, восторг, счастье…
Воспитатель: Говорят: у каждой мелодии свой цвет.
Можно ли эту музыку изобразить черным, серым, коричневым цветом?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: А каким цветом?
Ответы детей: Красным, желтым, оранжевым, голубым, розовым, зеленым… Воспитатель: Какие из этих цветов можно назвать «теплыми» и почему?
Ответы детей: Красный, желтый, оранжевый, розовый, потому что они напоминают цвет огня, солнце.
Воспитатель: Правильно. А какие цвета мы называем «холодными» и почему?
Ответы детей: Синий, голубой, фиолетовый, зеленый, потому что они напоминают цвет снега, льда, холодной воды.
Воспитатель: Молодцы. А в услышанной нами музыке больше «теплых» или «холодных» цветов? Ответы детей: Теплых.
Воспитатель: А как понять «стало тепло от музыки»?
Ответы детей: На душе стало теплее.
Воспитатель: Давайте и мы вместе с Золушкой и Принцем потанцуем на балу. Испытаем это тепло, восторг, радость. Вставайте, выходите.
Физкультминутка Звучит музыкальный фрагмент «Вальс». Дети танцуют, кружатся под музыку
Беседа (продолжение)
Воспитатель: Какой характер этой музыки?
Ответы детей: Плавный, мечтательный, нежный…
Воспитатель: А как будет называться этот танец?
Ответы детей: Вальс.
Воспитатель: Что означает слово вальс?
Ответы детей: Кружиться.
Воспитатель: Можно ли графически передать такую музыку резкими, угловатыми линиями, сеткой, перечеркнутыми штрихами, ломаной линией?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Какими же тогда линиями?
Ответы детей: Плавными, мягкими, округлыми, волнообразными, спиралевидными.
Воспитатель: Мы видим как счастливая, улыбающаяся Золушка кружится в вальсе. Она потеряла счет времени, забыла обо всем. И вдруг в этот радостный, теплый цвет, в это легкое кружение врезается новая музыка.
Прослушивание музыкального фрагмента «Полночь» (Бой часов)
Воспитатель: Что мы слышим?
Ответы детей: Тиканье и бой часов.
Воспитатель: Какими вы представили себе часы?
Ответы детей: Круглые, квадратные, огромные, желтые, фиолетовые
Воспитатель: Я хочу показать вам, какими разнообразными могут быть часы.
Воспитатель: Как вы думаете, какие чувства испытала в этот момент Золушка?
Ответы детей: Испуг, растерянность, страх… Ведь ее платье сейчас превратится в лохмотья.
Воспитатель: Бой часов вы услышали, как выглядят сами часы, вы представили, а как на листе бумаги можно изобразить сам звук – тиканье и бой часов?
Ответы детей: Резкими, угловатыми линиями черного, фиолетового, синего цвета или штрихами
Воспитатель: Я тоже люблю эту чудную сказку и свою Золушку представляю так (появляется изображение Феи). А это добрая Фея, которая помогла Золушке (постепенно появляются следующие фрагменты картинки). Дорисую на переднем плане оранжевую тыкву, которую Фея, взмахнув волшебной полочкой, сейчас превратит во что?
Ответы детей: В карету.
Воспитатель: Правильно! И серых мышек, которые превратятся…
Ответы детей: В коней.
Воспитатель: Нарисую цветы, которые выращивала трудолюбивая девочка. А на дальнем плане замок принца. Глядя на эту картину, вы слышите музыку, или это больше похоже на картинку из книги?
Ответы детей: Это картинка из книги.
Воспитатель: Да, здесь есть композиционный центр, передний и дальний планы, цвет, но движения – нет. А вот музыка подвижна, остановить ее нельзя. Я могу выключить проигрыватель, компьютер, магнитофон, но музыка будет звучать в нашей душе… Как вы думаете, для того чтобы нарисовать чувства, которые испытывает Золушка, музыку, под которую она танцует или изобразить настроение, чувства Золушки, когда она уже убегает, обязательно рисовать реальные образы, предметы так, как представила на экране я?
Ответы детей: Нет не обязательно. Чувства и музыку можно передать линиями и цветом.
Актуализация знаний
Воспитатель: Я уже поняла, какие чувства вы испытали вместе с Золушкой, когда танцевали, и что вы представили то, что услышали. Кто-то из вас будет рисовать вальс, а кто-то бой часов, а кто-то на листе бумаги хочет соединить и танец, и тиканье часов. Значит, для себя вы уже решили, какие цвета и линии будете использовать, рисуя вальс, а какие цвета и линии вольются с боем часов. На ваших столах большой выбор материалов, которыми вы будете рисовать. Вы можете работать одним материалом, а можете работать в смешанной технике. Подумайте и выберите лист бумаги, который подходит для вашего замысла. Мы рисуем музыку, поэтому начинаем работать с первыми звуками, и заканчиваем, как только закончится музыка.
Практическая работа Дети выполняют работу выбранными материалами в течение 4 -5минут
Звучит музыка к балету С. Прокофьева «Золушка» - «Вальс. Полночь»
Во время практической работы воспитатель делает целевые обходы, используя принцип невмешательства в процесс создания цветомузыкальных композиций: 1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов рисования; 3) оказание помощи детям, испытывающим затруднения.
3. Часть. Рефлексия.
Воспитатель: А теперь посмотрим, как вам удалось передать музыку на бумаге (просмотр детских работ и комментарии к ним). На ваших работах я увидела движение, кружение, тепло и радость, я увидела растерянность и испуг, от которого веет холодом, я услышала, как тикают часы. Я счастлива, что ко мне приходят такие талантливые дети, которые умеют тонко чувствовать, переживать, искренне радоваться счастью других, умеют слушать и слышать музыку, рисовать ее.
Список использованных ресурсов:1.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., Мозаика-синтез, 2014.
2. Алексеенко В. В. Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008.
3. О. А. Белобрыкиной «Развитие творческих способностей детей».
4.https://yandex.ru/images/ (картинки)
5.http://zagadki.info/zag/zolushka.html (загадка про Золушку)