Рита Соколенко
Конспект НОД «Путешествие в зимний лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в зимний лес»
Цель. Расширение словаря по теме «Животные в зимнем лесу». Формирование грамматического строя речи.
Задачи.
Образовательные:
- расширять представления о зиме;
- закреплять знания о животных леса;
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- учить употреблять в речи существительные в дательном падеже;
- формировать навык словообразования.
- обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи при разгадывании загадок;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в зимний лес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- вызвать интерес к дидактическим играм на развитие речи;
- активизировать внимание и память;
- развивать логическое мышление;
Воспитательные:
- формировать интерес к окружающему миру;
- воспитывать любовь к родной природе, к лесным животным, культуру поведения и общения.
Предварительная работа.
Чтение рассказов о животных И. Соколова – Микитова, Н. Сладкова, К. Ушинского и беседы по прочитанному; рассматривание иллюстраций в альбоме «Прогулки по лесу» и сюжетных картин по теме «Дикие животные»; лексико-грамматические игры «Чей? Чья? Чьё?», «У кого кто?»; настольно-печатная игра «Взрослые и детки»; игры с тактильным конструктором и конструктором «ЛЕГО»; дидактические игры с мячом по теме.
Оборудование. Картины (слайды) с изображением зимнего леса и диких животных; конверт со снежинками, на которых написаны загадки о лесных животных; карточки с заданиями, карта с изображением животных, прищепки с изображением продуктов; массажные шарики «Су-джок» на каждого ребенка; песочный стол; тактильный конструктор, вата, фигурки животных, мяч.
1 слайд. «Детский сад»
Вводная часть.
Дети входят в зал.
Воспитатель.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Пожелаем всем: - Доброе утро!
Воспитатель. – Какое время года наступило? ( Дети: зима)
- Как люди встречают зиму? ( Одевают теплую одежду: шубы, пальто, сапоги, шапки, варежки)
- Чем зима отличается от других времён года? (Идет снег, холодно)
- Что происходит с водоёмами? (Они замерзают, покрываются льдом)
- Что происходит с растениями? (Они как бы засыпают)
- Как ведут себя птицы? (Они перебираются ближе к жилью людей)
-А как ведут себя животные в зимнем лесу? (Укрываются в норках, дуплах, меняют шубку)
Воспитатель. Я предлагаю вам совершить путешествие по зимнему лесу. Вы готовы отправиться со мной? Закройте глаза и выполняйте то, что я буду говорить. Один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя повернись, в зимнем лесу очутись!
Основная часть.
2 слайд. Изображение леса.
Воспитатель. Вот мы и на месте. Посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Ой, какой-то конверт! Давайте посмотрим, что в нём. Письмо!
«Дорогие гости!
Перед вами зимний лес.
Много он таит чудес!
Здесь, ребята, не шумите
И негромко говорите.
Чтобы вам было интересно, мы приготовили для вас задания, которые лежат в этом конверте.
Чтобы дальше вам шагать,
Загадки надо отгадать».
1 задание.
Воспитатель. Поможете их отгадать? (Да)
Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (Медведь)
Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу.
Он - хозяин, а не гость – хмурый и сердитый… (лось)
Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. (Лиса)
Это что за шалунишка? Рвет с еловой ветки шишку.
Семена в ней выгрызает, шелуху на снег бросает? (Белка)
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врага спасают ноги, а от голода кора. (Заяц)
Кто в лесу голодный рыщет, под кустом зайчишку ищет? (Волк)
Ты рукой его не трогай, а иди своей дорогой.
У нег кругом иголки, и иголки эти колки. (Ёж)
Воспитатель. Вы догадались, кто это оставил нам этот конверт? ( Дети: дикие животные)
3 слайд. «Животные в лесу»
2 задание от белки. «Найди мой дом и назови, кто где живет?»
Воспитатель. Посмотрите на животных в зимнем лесу! У каждого есть свой дом. Назовите, кто и в каком доме живет. Таня, где живет белка? ( Таня: белка живёт в дупле, Алиса: лиса - (в норе, медведь - (в берлоге, волк - (в логове, заяц - (в ямке, под кустиком, ёж - (в норке, а лось среди деревьев. А всех ли животных можно увидеть в зимнем лесу? ( Дети: нет, медведь и еж зимой спят)
Пальчиковая гимнастика «Медведь в берлоге»
«Медведь в берлоге крепко спит (руки сложены лодочкой под щечкой)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук (загибаем поочерёдно пальцы)
Только заиньке не спится (указательный и средний пальцы подняты вверх – ушки, мизинец, безымянный и большой соединяются вместе – голова)
Убегает от лисицы (руку с фигурой «зайчик» опускаем вниз и «убегаем» указательным и средним пальцами)
Мелькает он среди кустов,
Напетлял - и был таков! (разводим руки в стороны)
Воспитатель. А чем животные отличаются от нас, от людей? ( Дети: животные ходят на четырех лапах, у них есть хвост, клыки у хищников, рога, им не нужна одежда, сами добывают себе пищу, едят сырую пищу)
3 задание от лисы. «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова»
Дидактическая игра с мячом «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова»
Голова белки – беличья голова.
Голова зайца – заячья голова. И т. д.
То же со словами: хвост, лапа, ухо.
Воспитатель.
4 слайд. «Лось»
4 задание. «Лось».
Воспитатель. Это лось. Ему ночью не спалось. Посмотрите, зимой в лесу много снега. Как животные по нему передвигаются?
Динамическая пауза. «Кто идёт и бежит?»
«Вот идет по снегу лось. Ему ночью не спалось (идут, высоко поднимая ноги)
Заяц пробежал вот так – не поймать его никак (прыгают как зайчики)
Вот лиса бежит за ним, машет хвостиком своим (рука за спиной делает волнообразные движения)
По сугробам волк бежит, он от холода дрожит («дрожат» всем телом)
А теперь идет медведь. Громко начал он реветь: р-р-р» (идут вперевалочку)
5 задание. «Медведь» «Кто оставил этот след? Ну-ка, дай скорей ответ»
Работа на песочном столе.
Воспитатель. Когда мы ходим, то оставляем свои отпечатки следов. А я предлагаю вам сделать отпечатки следов животных. Подойдите к столу с песком, выберите одну карточку с изображением животного и его следов и сделайте отпечаток следа, как на картинке. (Дети тройками подходят к столу) Назовите, чей это след. ( Дети: у меня заячий след, волчий и т. д.)
6 задание. «Волк» «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
Воспитатель. Зима - трудное время для животных. Им становится сложно добывать себе пищу? Давайте угостим гостеприимных обитателей леса.
Дидактическая игра «Кто что любит?» (игра с прищепками) Дети по одному берут прищепку с изображением животного и прикрепляют к картинке с угощением, которое ему подходит и объясняют, почему (курочку - лисе, потому что она - хищник; морковку зайцу, потому что это травоядное животное, шишку белочке и т. д.)
7 задание. «Ёж» «Вам подарки от ежей. Забирайте их скорей. Поиграйте с нашими любимыми игрушками»
Ёж оставил для вас сюрприз. Посмотрите, как эти шарики похожи на него!
Игра с шариками «Су-джок»
На заснеженной полянке (катать шарик по кругу между ладонями)
Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шариком)
И катались везде (катать вперед-назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайчики скакали, (прыгать по ладошке)
Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку)
Стала гладить и ласкать (гладить шариком каждый пальчик)
Всех зайчат зайчиха-мать.
Воспитатель. Наше путешествие по зимнему лесу закончилось и нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закрывайте глаза и выполняйте то, что буду говорить. Один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя повернись, в детский сад возвратись!
5 слайд. «Детский сад»
Заключительная часть.
Воспитатель. Вот мы и вернулись назад в детский сад. Животные остались в своём родном доме – в лесу.
6 слайд. «Поваленные деревья»
Воспитатель. Пока мы возвращались в детский сад, в лесу случилась беда, сильный снегопад и ветер поломали много деревьев. А ведь лес - это дом для многих его обитателей: зверей, птиц. В народе говорится: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Давайте «посадим» новые деревья. Сделаем их из конструктора. (Дети подходят к столам с конструктором и собирают деревья из различных деталей). У нас сейчас зима, давайте украсим наш лес снегом. (Дети украшают деревья и землю вокруг, отщипывая маленькие кусочки ваты)
Какой красивый лес у вас получился! Давайте поселим в нём животных. (Дети расставляют фигурки животных)
Рефлексия
Где мы с вами побывали? (в лесу). Кого вы там встретили? (диких животных). Что интересного вы увидели в лесу? (следы животных, их жилища). Что произошло в лесу? (поломались деревья от сильного снегопада и ветра). Чем вы помогли лесу и его обитателям? (сделали новые деревья)