Ольга Габдрашитова
Конспект ОД по ФЭМП «Путешествие в зимний лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Цель: познакомить детей с экологической системой леса в зимний период времени; развивать познавательные, исследовательские и творческие способности детей старшего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе. Приобщать детей к волонтерской природоохранной деятельности. Укреплять здоровье и расширять двигательный опыт воспитанников.
Публикация «Конспект ОД по ФЭМП „Путешествие в зимний лес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по математике, ФЭМП
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Образовательные задачи:
1. Расширить знания о лесе и его обитателях зимой.
2. Закреплять умение приветствовать и прощаться.
3. Формировать познавательные и исследовательские умения детей.
4. Повторить строение дерева, названия лиственных и хвойных деревьев, их взаимосвязи в природе, с окружающим миром.
5. Вспомнить, каких животных можно встретить в зимнем лесу, кто из них впадает в спячку, как защищается заяц в зимний период времени.
6. Повторить, каких птиц называют перелетными и зимующими, вспомнить названия зимующих птиц, показать значение птиц в лесу.
5. Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение в зимнем лесу.
Развивающие задачи:
1. Стимулировать мыслительную деятельность детей, развивать операции сравнения, обобщения и классификации.
2. Развивать познавательный и исследовательский интерес к жизни леса и его обитателям.
3. Развивать любознательность, наблюдательность, фантазию.
4. Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в зимний период времени.
2. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять, проявлять заботу.
3. Воспитывать качества волонтё ра: ответственность, трудолюбие, отзывчивость.
Методы и приемы: сюрпризный момент – приход Феи с волшебным колокольчиком, художественное слово, вопросы педагога, прием «переноса в другое пространство», загадывание загадок, игра «Хвойный, лиственный, смешанный лес», исследовательская деятельность «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?», методы здоровьесбережения, игра «Зимующие птицы», игровая мотивация, беседа, объяснения, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение.
Оборудование и материалы: проектор, презентация к занятию, наряд «Зимняя фея» для воспитателя, серебряный колокольчик, хвоя ели и листья деревьев, ветка ели и березы, корригирующая дорожка, запись - голоса птиц,
запись с голосами диких животных.
Ход:
1. Оргмомент.
Воспитатель в костюме Зимней феи звонит в колокольчик, тем самым привлекает внимание детей.
Я к вам пришла
Позвать с собою в лес,
Он не простой, он сказочный,
Он не обычный, здесь полно чудес!
Животные здесь не простые,
Да и деревья все живые.
- Вы в зимнем лесу когда-нибудь были? А видели там чудеса?
- Хотите со мной отправиться в «сказочный» зимний лес?
-Давайте мы встанем в круг и возьмемся за руки, ведь я зимняя фея и я могу вас перенести в сказочный лес.
Раз, два, три
Огоньки зажгись,
Зимний лес появись.
На экране видео волшебства.
2. Основная часть.
- Посмотрите, как красиво в моем сказочном зимнем лесу!
На экране появляется картина зимнего леса.
- Давайте поздороваемся с лесом, каждый по-своему.
Здравствуй, прекрасный лес! Добрый день, лес дорогой! Я очень рада встрече с тобой, красивый лес! Зимний лес, приветствую тебя!
- А, что такое лес?
Дом для зверей и растений.
- Лес – это необыкновенный мир тайн и загадок…
- Я вспомнила одну очень интересную загадку.
Есть у людей прекрасный друг,
Он им протянет сотни рук
И тысячу ладошек. Дерево.
На экране появляется картина схематично изображенного дерева
- Деревья, самые главные жители леса. Их в лесу много и они разные.
- Чем деревья похожи между собой?
У всех деревьев есть корни, стволы, ветки.
- А чем отличаются деревья друг от друга?
Деревья разные по высоте. Есть деревья высокие и низкие. У одних деревьев листья на ветках, у других хвоя.
- Как называются деревья, на ветках которых листья? Лиственные
- Назовите лиственные деревья, которые можно встретить в лесу?
Осина, береза, дуб, липа…
- Что происходит с лиственными деревьями зимой? На экране появляется картина березы.
Верно, береза сбросила листву еще осенью и уснула. А проснется она весной и оденется в наряд из листьев.
- А что это за дерево?
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем.
На экране появляется картина ели.
- Почему про нее говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
Правильно, потому что, ель не сбрасывает своих листьев – иголочек. Ель – вечнозеленое дерево.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
Ель, сосна, кедр
- Как называется лес, в котором соседствуют хвойные и лиственные деревья? Смешанный лес
Давайте поиграем, девочки будут лиственными деревьями, мальчики – хвойными. Когда я говорю «лиственный лес» - встают девочки и образуют лес, когда «хвойный лес» - встают мальчики. А если «смешанный лес» - девочки и мальчики встают врассыпную.
Игра «Хвойный, лиственный, смешанный лес»
-Ребята, предлагаю вам рассмотреть листок и хвою (площадь поверхности). Затем рассмотрим ветку лиственного дерева и хвойного (толстая и тонкая). Воспитатель подводит к тому, чтобы дети смогли ответить на вопрос: «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?» (ветка лиственного дерева тонкая, а поверхность листочка большая; если снег покроет дерево вместе с листьями, то ветка не выдержит тяжести и сломается)
Исследовательская деятельность «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?»
- Ребята, а Вы знаете, что все деревья в лесу живые? А как вы думаете, почему?
Правильно, потому что они растут, пьют воду, дышат, любят тепло и солнышко; а зимой спят, отдыхают.
- Вот какой «сказочный» зимний лес.
- Посмотрите, какая красивая полянка перед нами.
На экране появляется изображение зимней поляны лесной.
- Летом на этой полянке росли ягоды, грибы, цветы, а сейчас все запорошено снегом. Зато в этих сугробах можно увидеть много интересного, Вы что-нибудь заметили?
Здесь чьи-то следы и какая-то дорожка!
- Как вы думаете, кто это оставил?
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит средь снежной пурги
Уши больше головы?
Кто это?
Да, это заяц.
- Ребята, наверно зайцу холодно зимой в лесу? У зайца нет своего домика и прятаться ему негде. А врагов у него полным-полно. А что помогает зайцу пережить зиму?
Молодцы, его спасают нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка, которая летом серая, а зимой белая. А зимний мех у зайца очень теплый, поэтому заяц долгое время может прятаться в снегу от погони врагов.
- А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», т. е. запутывать следы, и возвращаться на прежнее место.
- Что заяц делает, как запутывает следы? (Ответы детей).
- Вот какой заяц живет в лесу. Он оставил нам волшебную дорожку, по которой нужно пройти.
ЗТ: корригирующая дорожка
- Каких еще животных можно встретить в зимнем лесу?
Лису, белку, волка, кабана, лося. Медведь и еж спят.
Показать картинки животных на экране
Доносятся звуки птиц.
- Ребята, чьи это голоса? Ответы детей.
- В лесу много птиц. Их называют санитарами леса. Почему?
Птицы уничтожают вредителей леса.
- Да, без пернатых друзей невозможно представить лес.
У меня для вас есть игра «Зимующие птицы». А чем отличаются зимующие птицы от перелетных?
Верно, одни остаются зимовать в наших лесах (воробей, ворона, синица, снегирь, дятел, сорока, клюст, а другие улетают в теплые края (ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, иначе они здесь замерзнут.
Игра «Зимующие птицы»
- Лес живой. Ему необходимо солнце, вода и чистый воздух. А еще тишина и покой. Надо знать правила поведения в лесу.
- Давайте рассмотрим, что за знаки здесь изображены. Это правила поведения в лесу.
На экране появляются «правила поведения в зимнем лесу»
Рассматривание знаков:
1. Не шумите в лесу!
2. Не разжигайте в лесу костер без взрослых!
3. Не оставляйте мусор в лесу!
4. Не ломайте ветви деревьев!
5. Не забирайте из леса домой животных!
- Давайте попрощаемся с лесом, и каждый ему что-нибудь пожелает.
3. Заключительная часть.
-Давайте мы встанем в круг и возьмемся за руки, ведь я зимняя фея и я могу вас перенести обратно в детский сад.
Раз, два, три
Огоньки зажгись,
Детский сад появись.
На экране видео волшебства.
4. Рефлексия: воспитатель ставит запись природных звуков леса, а дети пробуют в звуках леса услышать и назвать его жителей.
-Спасибо, ребята Вам за наше общение и увлекательное путешествие. Но пора мне с вами прощаться. И на прощанья хочу оставить вам память о себе. Вот вам сувениры! Не забывайте меня и мой сказочный лес!