Елена Щетько
Конспект НОД «Путь воды» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад «Солнышко»
Конспект НОД «Путь воды»
Разработала
Щетько Елена Анатольевна
Воспитатель
г. Тихвин 2018 год
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование у старших дошкольников осознанно-правильного отношения к природе посредством развития основ экологической культуры.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о воде, как о самой важной и нужной на планете, необходимой для жизни всего живого на Земле.
2. Закрепить представления детей о воде как экосистеме, об ответственности человека за все живое на Земле.
3. Вызвать интерес и желание экономно расходовать воду, беречь и охранять природные источники воды : реки, озера, водоемы.
4. Развивать у детей доказательность суждений и речи, продолжать учить делать выводы и умозаключения, анализировать и обобщать, опираясь на полученные ранее знания и опыт.
5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, быстро переключаться с одной деятельности на другую.
6. Воспитывать бережное отношение к природным и водным ресурсам.
7. Воспитывать нравственно-этические чувства: товарищество, дружелюбие, сопереживание и желание прийти на помощь нуждающемуся.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование: Плакаты: «Человек состоит из воды на 70%», «Соотношение пресной и солёной воды», «Круговорот воды в природе»,магнитные карточки «Свойства воды», магнитная удочка, схема «Путь воды», глобус, ведро с метками, воронка, шланг, кувшинчики с грязной водой по числу воспитанников, воронка из пластиковой бутылки по числу воспитанников, салфетки по 3 на каждого воспитанника, вата, активированный уголь по 10 таблеток на каждого воспитанника, кувшинный фильтр, видеофрагмент о пустыне, видеофрагмент о джунглях, видеофрагмент «Капля воды под микроскопом», видеофрагмент «Как вода приходит в дом» видеофрагмент «Тихвинский водозабор», веточки ивы в воде, заранее замоченные семена гороха.
Ход занятия:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу с вами работу. Пожелайте им доброго утра.
Я вам приготовила один видеосюжет, посмотрите его пожалуйста (видеофрагмент о пустыне)
Что вы увидели? Что вы услышали? А теперь посмотрите другой видео фрагмент
(видеофрагмент о джунглях) Понравилось видео? Что вы увидели? Что услышали? -Ребята, скажите, почему на нашей планете встречаются уголки настолько разные? (слайд с изображение пустыни и джунглей) Что делает растительный и животный мир таким разным? -Рассуждения детей. (о том, что это вода)
-Что такое вода, какие свойства она имеет? Давайте поиграем в игру, где и вспомним все свойства, которые имеет вода. (Дети садятся на ковёр с удочкой, на конце которой магнит ловят по очереди карточки, со схематическим изображением свойств воды. Каждый ребёнок называет, какое свойство ему попалось и объясняет, как это можно проверить, например: вода- жидкость, это можно проверить переливая её из одной ёмкости в другую - она течёт и т. д.) После объяснения карточки со свойствами воды ставят на магнитную доску. Итак, какой вывод? (Вода- прозрачная жидкость, не имеющая вкуса, запаха, формы и цвета)
-Давайте посмотрим на веточки ивы, которые мы поставили в воду в день весеннего равноденствия, что с ними стало? (они расцвели, появились корешки)
-а что стало с горошинками, которые мы поливали водичкой? Отличаются они от тех горошинок, которые мы не поливали? (они дали росточки)
-Почему это произошло? Чем является вода для веточек и горошин? (Вода- это жизнь)
- Что мы с вами делаем водой? (умываемся, пьём и т. д.) А как вы думаете, для человека, для нас с вами, чем является вода?
-Да, ребята, человек состоит из воды (картинка человек на 70% состоит из воды). Вода - основной компонент крови, которая разносит питательные вещества по всему организму. Большая часть человеческого мозга состоит из воды, Фактически человек думает и живёт с помощью воды. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Вода участвует в процессе дыхания (опыт с зеркалом)
Таким образом вода- жизнь для всего живого.
Посмотрите на глобус, модель нашей Земли, каким цветом обозначается вода (голубым, синим) Много воды на нашей планете? (покрутить глобус, голубой цвет сливается в одно голубое цветовое пятно) показать картинку земного шара как и человек, на земле 70% воды. Где в природе встречается вода? Какая вода бывает?
Правильно почти вся вода в морях и океанах, а значит очень солёная, попробуйте такую воду, годится ли она для питья? А где в природе встречается пресная, не солёная вода? (река, озеро, ручей, родник, ледники) Посмотрите на глобус - много ли тут источников пресной воды.
- Да, не солёной, пресной воды, очень мало. Если всю воду на Земле представить в виде сосудов, то соотношение солёной и пресной воды будет примерно вот такое (картинка соотношение пресной и солёной воды, именно поэтому мы должны её беречь.
-Кто из вас сегодня уже пользовался водой? (умывались, чистили зубы, пили) Значит, вы все сегодня открывали кран? Пойдёмте вместе со мной в умывальную комнату и кое-что проверим (открываем очень тонкую струйку воды – много воды течёт? (мало) достаточно, чтобы помыть руки? (Нет) Значит, воды напрасно утекает мало. Теперь проверим, много ли воды утечёт напрасно за время нашего занятия (опыт-эксперимент «Берегите воду» соединяем кран с трубкой и опускаем в ведро с метками и возвращаемся в группу. -Скажите, а как вода попадает в кран? (из реки) В наших Тихвинских квартирах вода в кран попадает из реки Тихвинки (видео Тихвинский водозабор)
-Можно ли пить воду прямо из реки, ручья? (нет) Почему? (она грязная в воде песок, водоросли, мусор) - Если рассмотреть капельку речной воды под микроскопом, чего в ней только нет! (Видео капля воды под микроскопом)
- Посмотрите здесь плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый первый и простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу. Посмотрите, как это происходит (фрагмент «путь воды»)
- Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.
Обработанную воду проверяют в лаборатории: соответствует ли нормам ее цвет, запах, вкус. И, действительно ли, она очищена от микробов. Только в этом случае ее пускают в водопровод.
-Вот так долго вода из реки добирается к нам, в каждый дом, в каждую квартиру, к каждому крану.
Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь.
Физкультминутка А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем,
Влево — раз, вправо — два,
Потекла ручьём вода.
Раз, два, три, четыре — (3 раза.)
Хорошо мы потрудились. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)
А знаете ли, какие животные трудятся вместе с людьми, в лабораториях? Послушайте загадку и угадайте:
Я, наверное, непрост:
Клешни есть, а также хвост.
Я на дне бы жил да жил,
Здесь такой хороший ил,
Тишина, вода и мрак---
Всё, что нужно, я ведь. (рак)
Да, ребята, это раки. Дело в том, что раки могут жить только в чистой воде. На водоканале, в специальных ёмкостях, куда закачивают воду из реки содержатся несколько раков, к которым подключены датчики, как только вода будет содержать какие - нибудь вредные примеси, у раков учащается сердцебиение, о чём сразу звуковым сигналом сообщат приборы, прекращается подача воды населению и сотрудники водоканала и лаборатории сразу начнут принимать необходимые меры. (видеофрагмент «Раки на службе у водоканала»)
Давайте сами попробуем очистить эту воду (делаем фильтр из ткани, ваты, активированного угля т пропускаем грязную воду через самодельный фильтр)
- Получилось у нас? Да, вода стала прозрачной, но пробовать мы её не будем, потому что нужны лабораторные исследования, для подтверждения чистоты воды. -Какой можно сделать вывод? (Фильтрование воды необходимо для её очистки) К сожалению, трубы тоже бывают не очень чистые и случается, что вода приходит в дома не достаточно очищенной. Дома у многих из вас есть фильтры, вот такие (показываю фильтр кувшинный) А некоторые мамы кипятят воду. Вот и в детском саду мы используем для питья кипячёную воду. Много ли каждому из нас нужно воды? (да, мы пьём, готовим еду, стираем, поливаем растения, моемся) Давайте представим, как много чистой воды используют горожане ежедневно.
Столько жителей в нашем городе, столько городов, стран на нашей планете, почему вода ещё не закончилась? (круговорот воды в природе)
-А куда идёт вода после того, как мы её использовали? (в канализацию) А из канализации куда вода попадает? (в реку, но только через очистные сооружения)
- Верно, вода по трубам попадает на очистные сооружения, где её очищают и снова отправляют в реку. (фрагмент путь воды №2)
Посмотрите на вот эту схему и проверьте всё ли здесь правильно или художник что-то перепутал?
Давайте исправим схему «Путь воды от реки до реки» Дети работают в подгруппах и исправляют схему (магнитными стрелками разных цветов показывают путь воды исправляют цвет и направление стрелок) Посмотрите, всё правильно мы составили? - Какая по качеству вода идёт из реки на очистные сооружения? (грязная, берём стрелку коричневого цвета) - Какая вода продолжает свой путь в дома? Чистая берём стрелку синего цвета Молодцы! Всё правильно выполнили.
А теперь, давайте проверим, много ли воды набралось в наше ведёрко. Это много или мало? А если целый день такая струйка будет течь? что может быть? А если исчезнет вода на Земле что произойдёт? (исчезнет жизнь) Мы об этом должны всегда помнить и делать всё, что от нас зависит, чтобы напрасно воду не терять. А куда мы можем деть эту воду, которая налилась за время нашего занятия? (польём цветы, отдадим няне мыть пол)
Чтобы навсегда запомнить, что надо беречь воду, давайте изготовим плакат «Берегите воду!» Чего нельзя делать, чтобы река всегда была чистой и полноводной. (детям предлагаются картинки, из которых они выбирают, что помогает водоёму, а что вредит и вставляют их в рамочки запрещающий знак и разрешающий знак) Работа по подгруппам под мелодию из мультфильма «Катерок» «Синяя вода» Вот какой плакат у нас получился. Воспитательница одного детского сада Людмила Качева придумала стихотворение о воде для своих воспитанников, давайте прочитаем его. Дети читают стихотворение
Кто знает, откуда берется вода?
Из снега, из крана, иль изо льда?
Хочу получить я четкий ответ
На свете есть жизнь без воды, или нет?
Вода где живет? В бутылке, в стакане?
В колодце, в реке, может быть в океане?
В луже, в ручье, в ушате, в лохани?
Может в болотце иль в тазике в бане?
Кто скажет, откуда берется вода?
И почему так прозрачна она.
И почему состояние разное:
Твердое, жидкое, газообразное?
Вода дает жизнь, все об этом мы знаем.
Только порой в суете забываем.
Что люди и птицы, и звери любые
Лишившись воды бы и дня не прожили.
Ребята! Будем же воду беречь!
Давайте воде не позволим зря течь!
А то ведь закончиться может вода,
И жизнь на Земле прекратится тогда!
- Что нового вы сегодня узнали? Что интересного было сегодня на занятии? А кому пока было трудно? А мне понравилось…. спасибо за работу.