Татьяна Ткачёва
Конспект НОД «Безопасная прогулка в лесу» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей.
• Способствовать развитию экологического воспитания и бережного отношения к природе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Систематизировать представления детей об опасностях, которые их поджидают в лесу, закрепить основные правила безопасности в лесу;
• Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций;
Публикация «Конспект НОД „Безопасная прогулка в лесу“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• Воспитывать бережное отношение к природе, к себе и окружающим людям, взаимовыручку и взаимопомощь, инстинкт самосохранения.
• Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки,
Образовательная область «Речевое развитие»
• Развивать связную речь детей, расширять словарный запас;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Закреплять умение передавать свое отношение к природе в продуктивной деятельности
Материал: презентация с иллюстрациями к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Три медведя», картинки (слайды) о пожаре в лесу, о ситуациях опасности в лесу, картинки ядовитых грибов и ягод, линза.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята, я вас всех рада видеть. Я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, поэтому предлагаю сложить в этот мешочек ваши обиду, грусть, злость. Закроем мешочек, а потом унесём подальше от детского сада. Теперь давайте друг другу улыбнемся и начнем наше занятие.
Воспитатель: Ребята, сегодня я увидела на своём столе конверт, это оказалось письмо от Незнайки. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. Сейчас зима, но скоро наступит любимая пора - весна, а затем и лето. Природа станет такой красивой, и мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знай-ка говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много чего знаете. Ребята, помогите мне узнать, что за опасности могут ожидать меня в лесу?
Воспитатель: ребята, поможем Незнайке? (Да, конечно)
Тогда, отправляемся на прогулку в лес.
Двигательное упражнение «Прогулка»
В лес отправимся гулять (Маршируют по кругу)
Будем весело шагать
По тропиночке пойдем (Идут друг за другом «гуськом»)
Друг за другом мы гуськом
На носочки встали (Бегут на носочках)
К лесу побежали
Ноги выше поднимаем (Шаг с высоко поднятым коленом)
На кочки мы не наступаем
И снова по дорожке (Маршируют по кругу)
Мы весело шагаем.
Закройте глаза. (Звучит музыка) Давайте представим, что мы очутились в лесу. Как здесь красиво! Как много растет деревьев, они просто манят к себе, хочется идти всё дальше и дальше! Какая же здесь может быть опасность?
Давайте разберёмся, о каких опасностях говорит Знай-ка?
- Ребята, вот мы пришли с вами в лес, что с нами может произойти?
Дети: В лесу можно заблудиться.
Вос-ль:
Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться.
Опасность № 1: В лесу можно заблудиться.
Вос-ль: Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они нашли дорогу?
Дети: «Маша и медведь», «Три медведя».
Вос-ль: сейчас я покажу иллюстрации к этим сказкам, а вы расскажите, чем закончились сказки.
Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?
Дети: Не ходить в лес одним, а с взрослыми.
Вос-ль: Правильно! Это правило номер 1.
Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один.
Вос-ль: ребята, но ведь и Машенька была не одна, а с подружками, но всё равно заблудилась. Почему?
Дети: Машенька ушла от подружек, собирая ягоды.
Вос-ль: Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями?
Дети: Нельзя уходить от родителей одним в лес, даже если недалеко.
Вос-ль: Правильно! Это правило номер 2.
В лесу нужно держаться вместе.
Вос-ль: а, как только потеряешь родителей из вида, что необходимо делать?
(ответы детей)
Вос-ль: правильно, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.
Вос-ль: Ребята, Машенька хоть и потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом деле, что нужно делать? Какое самое главное правило?
Вос-ль: Правильно! Не паниковать!
Первое чувство, которое овладеет вами – это страх. Если ты заблудился в лесу, не поддавайся паники, не беги, куда глаза глядят, ведь можно ещё дальше, вглубь леса убежать. Остановись, сделай несколько глубоких вдохов и пережди некоторое время. Если рядом окажется пенек, то желательно присесть и успокоиться. Также можно обнять дерево и постоять так некоторое время.
Внимательно прислушайся к звукам, может быть, откуда-нибудь услышишь шум машин, лай собак, шум реки. Всё это говорит о близости людей. Постарайся понять, откуда идёт звук, и иди в этом направлении. Если звук становится громче — ты идешь правильно. Самое главное знай - тебя найдут!
Опасность 2.
Воспитатель:
– Ребята, в лесу бывают и другие опасности.
Послушаем стихотворение:
Дети взяли в руки спички-
Нет жилья у бедной птички.
После страшного огня
Не осталось даже пня.
Да, это пожар!
Воспитатель: В сухую жаркую погоду, достаточно одной спички, чтобы лес загорелся!
Какие могут быть причины возникновения пожара?
– разводить костер на сухой траве,
– разводить большие костры или костры при ветре,
– не потушенный костер,
– брошенная спичка,
– Как надо себя вести, чтобы не было пожара?
– не играть со спичками,
– уходя, надо убедиться, что костер потушен - лучше всего залить водой или засыпать землей
Самое главное правило какое?
- Костер разводят только со взрослыми.
Верно, причиной лесных пожаров становится, прежде всего, небрежность людей из-за брошенной горящей спички или шалости детей.
Иногда причиной пожара может стать и донышко стеклянной бутылки, брошенной людьми, оно похоже на такую линзу (показ линзы)
Такой линзой пользуются дети постарше, которые ходят в школу. Линза собирает солнечные лучи в одну точку, сначала тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки. Огонь становится все больше и больше. Запомните, дети, небольшое пламя приводит к большим лесным пожаром.
А если все-таки пожар начался, что надо делать?
– выбегать из леса и сообщить взрослым,- звонить- 01или -112.
Тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели, используя специальную технику, самолеты, вертолеты.
Запомнили правила поведения при пожаре? Отправляемся в путь!
Опасность 3.
Вос-ль: отгадайте загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы!
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы (гриб)
Загадки-описание:
Растут в лесу сестрички, Я в красной шапочке расту
Рыжие…. (лисички) Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я…. (подосиновик)
На пеньке сидят ребята, Средь молодых сосенок
Называют их…. (опята) В блестящей темной шапочке
Растет грибок (масленок)
Серенькие шапочки,
Рябенькие ножки,
Под березой растут,
Как же их зовут? (подберезовики)
Вос-ль: все ли грибы съедобные?
Дети: нет. Есть ядовитые грибы. Если человек съест их, он отравится, а иногда отравление может привести к смерти.
Вос-ль: Ой смотрите сколько грибов в лесу!
Давайте подумаем, какие грибы мы соберем, а какие оставим и не возьмем с собой.
(Дети собирают съедобные грибы)
- А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему?
Опасность 4.
Вос-ль: ребята, будьте осторожны, в лесу притаились не только ядовитые грибы, но и ягоды.
Давайте посмотрим, запомним, какие ядовитые ягоды могут встретиться в лесу.
(Рассматривание иллюстраций)
Опасность 5.
Идем дальше. Ой, на нашем пути знак «Опасно, клещи!»
Воспитатель: дети, кто знает, что это за знак? почему красный цвет? (Цвет опасности)
Здесь на полянке много различных насекомых.
На доске два домика. В первом домике живут насекомые, которые опасны для человека, во втором, которые не опасны для человека. Расселите их по своим домам и объясните, почему?
Итак, какие правила нужно соблюдать, чтобы не пострадать от насекомых?
1. На прогулку в лес следует надевать длинные брюки, свитер с длинным рукавом.
2. Открытые участки тела необходимо обрабатывать мазью от комаров.
3. Ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и больно ужалят.
4. Стараться быть спокойным, если возле тебя летает пчела, не надо махать руками, нужно перейти в другое место.
5. Не мешать муравьям, не ковырять муравейники, иначе они тебя не укусят.
Опасность 5.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел (змея)
Если встретил змею в лесу, как себя вести?
(ответы детей)
Ты, змею не обижай
И, увидев, палку не хватай,
Не маши руками, не кричи –
Просто отойди и помолчи…
Хоть опасны змеи, но нужны:
Чистоту беречь они должны;
Санитарам леса и воды
Ты не делай зла или беды…
Игра «Можно – нельзя» с сигнальными карточками
(красный цвет – нельзя, зелёный цвет – можно)
Дети становятся в круг, в руках по две карточки.
Предлагаемые детям ситуации
Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами.
Трогать осиные гнёзда.
Оставлять мусор после похода в лес.
Ходить в лес с подружками и друзьями.
Собирать незнакомые грибы или ягоды.
Жечь траву, костер при сильном ветре.
Ходить по незнакомым тропинкам.
Ездить с родителями в лес.
Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку.
Все время находиться вместе с родителями. (и т. п.)
А теперь сделаем для Незнайки экологические знаки - знаки опасности.
На столе картинки, нужно выбрать и наклеить на знаки опасности.
- Спасибо, ребята, вы хорошо справились и помогли Незнайке.
Я думаю, он теперь с удовольствием пойдет в лес, и будет соблюдать все правила безопасности.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.