юдина надежда александровна
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Педагог: Юдина Надежда Александровна
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Возрастная группа : старшая
Тема занятия: «Природа родного края»
Цель занятия: создать условия для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Алтайского края.
Задачи:
1. Образовательная:
- формировать у детей представления о природе Алтайского края;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Природа родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- формировать представления о многообразии растений, акцентировать внимание на их значении для человека;
- формировать потребность заботливого отношения к природе :
- познакомить с понятием «Красная книга».
2. Развивающая:
Развивать у дошкольников :
- интерес к родному краю, его природе;
- способность чувствовать красоту природы своей малой Родины и эмоционально откликаться на нее;
- чувство гордости к своей малой Родине;
- воображение, речь, внимание, память.
3. Воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство гордости за свою страну и родной край;
- воспитывать бережное отношение к родной природе.
Методы и приемы:
-наглядный – рассматривание картин и иллюстраций;
-словесный – беседа, рассказ, художественное слово, сообщения;
-практический – дидактическая игра, двигательные паузы.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы о природе Алтайского края, разучивание стихов, беседы, наблюдения в природе, рассматривание картин и иллюстраций о природе.
Ресурсное обеспечение: Красная книга, иллюстративный материал, карта Алтайского края.
Словарная работа: Красная книга, заливные луга,
1. Организационный момент.
• Цель: создать положительный настрой к предстоящей деятельности.
• Задачи:
• 1. Заинтересовать детей, привлечь внимание к совместной деятельности;
• 2. Активизировать мыслительную деятельность детей;
3. Поддержать интерес к дальнейшей совместной деятельности.
- Ребята, давайте настроимся на работу. Она у нас будет трудная, но интересная.
- А сейчас давайте поздороваемся друг с другом и гостями:
- Ручки, ручки, здравствуйте!
Пальчики сердитые, здравствуйте!
И ладошки наши крошки, здравствуйте!
И улыбки, и улыбки, здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!
Поцелуй воздушный всем пошлите, здравствуйте!
- Ну, что ж, ребята, надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям, которые вместе с нами окунулись в мир детства.
Дети активно включаются в предложенную игровую ситуацию, выполняют движения в соответствии с текстом гимнастики.
- Ребята, посмотрите, что я сегодня приготовила для вас. Что это?
- Это - карта Алтайского края. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? Мы сегодня будем говорить о природе Алтайского края.
Дети включаются в беседу, отвечают на вопросы, делают предположения.
2. Основная часть занятия.
Цель: создать условия для знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Алтайского края.
Задачи:
1. Образовательная:
- формировать у детей представления о природе Алтайского края;
- формировать представления о многообразии растений, акцентировать внимание на их значении для человека;
- формировать потребность заботливого отношения к природе :
- познакомить с понятием «Красная книга».
2. Развивающая:
Развивать у дошкольников :
- интерес к родному краю, его природе;
- способность чувствовать красоту природы своей малой Родины и эмоционально откликаться на нее;
- чувство гордости к своей малой Родине;
- воображение, речь, внимание, память.
3. Воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство гордости за свою страну и родной край;
- воспитывать бережное отношение к родной природе.
- Скажите, в какие цвета окрашена карта?
- Карта окрашена темно-зеленым, коричневым, светло-коричневым цветом, здесь есть синие полоски и пятна. Как вы думаете, что обозначают эти цвета? (темно-зеленым цветом на карте обозначается лес, коричневым – горы, светло-коричневым цветом – степи, светло-зеленым - луга).
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы.
Раскинулся мой край
От севера до юга:
В одном краю леса, поля,
В другом - озера, реки.
- Алтайский край – это горы и леса, степи и луга, полноводные реки и озера.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Алтайскому краю. Согласны?
- Как можно путешествовать? Ребята, а я вам предлагаю попутешествовать пешком. А куда мы с вами отправимся, мы сейчас узнаем, вытянув карточку.
В зависимости от того какую карточку вытянут ребята туда и отправимся, если зеленую – в лес, если синюю – к озеру, если светло-коричневую – в степь.
- А теперь представим, что мы путешественники, взяли «рюкзаки» и пошли по тропинке.
ЛЕС.
- Вот и пришли мы с вами в гости к нашему зеленому другу.
- Приглашаю, ребята, вас в лес, в добрый лес, могучий лес. Давайте послушаем звуки леса.
Музыкальное сопровождение
- Так что такое лес? Правильно, лес – это место в природе, где растет много-много разных растений, деревьев хвойных и лиственных, это место обитания лесных животных и птиц.
- А какие бывают леса? (хвойные, смешанные, лиственные).
- Почему лес называют хвойным? (смешанным, лиственным).
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Назови дерево или кустарник». Сначала мы назовем деревья, которые растут в хвойных лесах (смешанных, лиственных).
- Молодцы, ребята!
Двигательная пауза
- Ребята, в лесу поднялся сильный ветер и листья деревьев все перемешались, давайте с вами соберем листочки и определим с какого они дерева. Д/игра «С какого дерева листок?».
- Ребята, посмотрите какая картина, что здесь случилось, как вы думаете?
- Ребята, давайте с вами вместе вспомним правила поведения в лесу.
Дети по картинкам рассказывают правила поведения в лесу.
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку,
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня -
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
- Нам пора путешествовать дальше, давайте скажем лесу до свидания, возьмем свои рюкзаки и пойдем дальше. А куда мы отправимся, нам сейчас подскажет карточка.
Музыкальное сопровождение
ЛУГ.
- Ребята, мы с вами пришли на луг, давайте присядем на зеленую травку закроем глаза и послушаем звуки природы, представим зеленую траву, много цветов, здесь есть и одуванчики, и васильки, мать и мачеха, а вон там, на тропинке растет подорожник.
Рассматривание картины
- Ребята, луг – это покрытое травянистыми растениями большое открытое пространство, которое чаще всего расположено рядом с водоемами. Весной, во время разлива рек, территория луга заливается водой. Но он совершенно от этого не страдает, напротив, травы очень хорошо растут в увлажненной почве, а ил, принесенный талыми водами, является хорошим природным удобрением. Такие луга называют заливными.
- Ребята, я вам приготовила картинки с растениями и цветами, давайте с вами выберем те растения, которые растут на лугу.
- Как можно обозначить эти растения одним словом? (лекарственные растения)
- А почему эти травы еще называют «Зеленая аптека»?
- Я предлагаю кому-нибудь из ребят с помощью таблицы рассказать о лекарственном растении, а остальные должны будут назвать это растение.
Одуванчик.
Ромашка.
Подорожник.
Шалфей.
- Молодцы!
- Ребята, а давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о лекарственных растениях.
Мы растения эти знаем,
Бережем и охраняем.
В книгу Красную они уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху –
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства.
Люди делают лекарства!
- Ребята, куда занесены эти растения? (в Красную книгу)
- Ребята, а что такое Красная книга и почему она так называется?
- Красная книга – это книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В Красную книгу заносят редкие виды растений и животных. И в нашей группе у нас есть такая книга.
- Ребята, нам пора отправляться в путь, возьмем свои рюкзаки и пойдем дальше. А куда мы отправимся, нам сейчас подскажет карточка.
Музыкальное сопровождение
ОЗЕРО.
- Ребята, чувствуете, подул свежий ветерок, и мы с вами вышли на берег озера. Мы с вами устали после долгой дороги, давайте ополоснем свои руки в чистой воде ручья. Слышите, как журчит ручей. (Присаживаются)
Рассматривание картины
- Ребята, Алтайский край богат реками и озерами. Наибольшее число рек сосредоточено в горных районах края. Вода в реках чистая, прозрачная. Богат край целебными источниками и родниковой водой.
На Алтайской земле текут около 5тысяч рек.
- Какие реки вы знаете?
- Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей, Чумыш, Чарыш.
– Люди часто ездят отдыхать на водоёмы и оставляют после себя мусор. Разве это правильно?
Эстафета «Собери мусор».
На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т. п.). Дети по команде собирают мусор в свой мусорный мешок. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
- Ребята, нам пора с вами возвращаться в детский сад. Давайте наденем рюкзаки и пойдем домой!
Фотографии природы
- Ребята, я очень люблю Алтайский край! И, когда я говорю об Алтайском крае в моём сердце, появляются такие строки:
Смотрю в твои просторы,
Любуюсь я тобой.
Тобою очарован,
Твоею красотой
Алтайский край – любимый!
Единственный ты мой!
Такой неповторимый -
Для сердца дорогой!
3. Заключительная часть занятия:
Цель: подведение итогов.
Задачи:
1. развивать умение рассказывать о своих впечатлениях от деятельности.
2. сохранить и поддержать интерес к окружающей действительности
3. воспитывать интерес к совместной деятельности.
- Наше путешествие завершилось. Вам понравилось путешествовать?
- Сегодня мы с вами говорили о красоте природы родного края, что надо беречь и охранять ее.
- А что нового и интересного вы узнали сегодня? Какое задание для вас было самым интересным, а сложным?
- А где вам больше всего понравилось в лесу, на лугу или на озере? Почему?
- Я вам предлагаю сегодня, когда вы придете домой нарисовать рисунок о нашем путешествии, и мы с вами оформим выставку рисунков «Природа Алтайского края».