марина должикова
Познавательно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»
Обобщение опыта по теме:
«Познавательно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села»
Выполнил: Должикова Марина Николаевна
учитель логопед
Хабары-2019
«Познавательно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села»
Слайд №1
Публикация «Познавательно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Когда в 2014 г. мы с коллегами задумались как нам организовать вариативную часть ООП ДОУ и решили, что коль уже в ДОУ накоплен некий методический, практический материал по патриотическому воспитанию дошкольников, через приобщение к народной культуре к традициям, создан мини-музей «Русская изба». То решили поработать над проблемой Организация познавательно-личностного развитие детей дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села (т. е через краеведения).
Среди старших дошкольников провели мониторинг о имеющихся элементарных представлениях о родном крае, селе.
Анализируя данные мониторинга детей старшего дошкольного возраста мы
выяснили, что большинство из них имеет низкий уровень представлений о родном крае, его истории и традициях, не проявляют интереса к иллюстрациям, фотографиям, компьютерным презентациям, посвященным краеведческой тематике. В силу особенностей психо – речевого развития дети затруднялись в названии растений и животных Алтайского края и Хабарского района. Часть детей смогла назвать в качестве достопримечательностей района детскую школу искусств и спортивный комплекс. Известных людей края не назвал никто.
Результаты анкетирования среди родителей показали, что родители затрудняются в определении понятий «нравственность», «патриотизм». Родители не считают нравственно - патриотическое воспитание важной частью работы ДОУ, считая главным – развитие речи.
Многие не находят времени для организации культурного досуга с детьми (посещение музеев, выставок, ссылаясь на высокую загруженность делами, усталость. Воспитатели старших дошкольников провели родительские собрания о значении духовно-нраственного воспитания в дошкольном детстве, познакомили с общими итогами мониторинга, и таким образом подвели родителей о необходимости познавательного развития дошкольника через изучения культуры и традиций родного края.
Слайд №2-3
Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – личностному развитию дошкольников в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим образовательным областям:
Слайд №4
Образовательная область задачи
социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Алтайского края, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие Приобщать детей к истории Алтайского края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
Речевое развитие Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Алтайского края.
художественно-эстетическое
развитие Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Алтайского края.
Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
физическое развитие Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы народностям края.
Слайд №5
Основной целью своей работы - мы видели в развитии духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края, воспитать гражданские чувства, чувства любви к Родине, родному краю.
Слайд №6
Для достижения данной цели и выделены были следующие задачи:
1. Определить содержание обучающих программ, включающих развитие духовности детей (включая опыт региональных программ и методических рекомендация».
2. Создать в условиях детского сада развивающую внутреннюю пространственно- образовательно и культурную среду с учетом исторических особенностей и традиций народов края или той местности, где ребенок окажется.
3. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство
красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, селу, краю, к своему народу, его обычаям, традициям.
4. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего села, края, страны; основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)
5. Создавать условия для развития и реализации проектной деятельности творческого характера для старших дошкольников.
6. Умение дошкольника использовать в данной деятельности все виды художественного творчества (рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация).
Слайд №7
Ожидаемый результат:
Для детей :
Воспитание ребенка эрудированного, общительного,
имеющего представления о себе, обществе, культуре;
Развитие интереса к истории и культуре родного края;
Успешная социализация ребенка в обществе.
Слайд №8
Для родителей:
Возможность участвовать в организации воспитательно-
образовательного процесса в ДОУ;
Возможность получения информации о грамотном
всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.
Результатом деятельности наших педагогов является разработка перспективно - тематических планов, подбор конспектов занятий, тематики бесед и экскурсий по теме в соответствии с имеющимися в ДОУ материально-техническими условиями.
Слайд №9-11
Сроки Тема Цели Форма проведения
сентябрь 1. «Знаешь ли ты свой край. село?» Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию Беседа
2. «Угадай, где я нахожусь?» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края и села Дидактическая игра
3. «Где я отдыхал летом?» Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке
Рисование
октябрь «История возникновения родного края и села» Познакомить детей с историей возникновения края, села, его постройками. Воспитывать интерес к истории края и села Занятие в музее
«Центральная улица нашего села» Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную Дидактическая игра
«Улицы родного села» Учить передавать красоту родного села Изобразительная деятельность
Вечер народных песен Знакомство с песенным наследием района «Музыкальная гостиная»
Ноябрь «Достопримечательности родного села, края» Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего края и села. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками г. Барнаула ООД
«Русская изба» Знакомить детей с историей строительства домов Изготовление мини-музея в группах.
«Придумай названия будущим улицам села» Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали Творческое задание
Декабрь «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» Учить детей отличать профессии села от профессий города. Дидактические игры
«Все профессии важны»… Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда Сюжетно-ролевые игры
Встреча со знаменитыми людьми района
«Делу – время, потехе – час» Закреплять знание русского фольклора Конкурс пословиц и поговорок
«Предприятия родного края и села» Расширять знания о предприятиях края и села, изготавливаемой продукции Занятие с использованием мультимедийного проектора
Январь «Флора и фауна Алтайского края» Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире Алтайского края Экскурсия в районный музей
«Кто живет в лесах и степях Алтайского рая?» Вечер загадок
«Поможем птицам зимой» Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края Акция
«Птицы Алтайского края» Формирование знаний о птицах Алтайского края, поиск необходимой информации совместно с родителями. Изготовление альбома
«Знай и люби родную природу» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. НОД
Февраль «Откуда хлеб пришел?» Познакомить с историей выращивания хлеба на Алтае. Оформление альбома
«Узнай на вкус» Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий Игра
«Булочная» Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу Сюжетно – ролевая игра
Вечер знакомства с фольклором Алтайского края Знакомство с песенным наследием района, ансамблями края «Музыкальный калейдоскоп» с использованием проектора
Март «Полезные привычки» Пропаганда здорового образа жизни Беседа
«Веселые старты» Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья Спортивные соревнования
«Олимпия» Дать детям знания о спортивных комплексах села, края Видео-экскурсия на стадионы
«Алтайский край- спортивный» Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, вызвать желание заниматься спортом. Занятие с использованием мультимедийного проектора
Апрель «Крестьянская изба» Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Экскурсия в музеи
«Что лишнее?» Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей села. Дидактическая игра
Алтайский край – символика Формирование познавательного интереса к природе края, углублять представление о флоре и фауне. Аппликация, рисование
с использованием мультимедийного проектора
Сделаем наш посёлок чище Воспитывать любовь к родному посёлку, приучать следить за чистотой, развивать творчество. Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями
«Моя Родина – Алтай» Обобщить знания о флоре и фауне края; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок Защита проекта
Май «Этих дней не смолкнет слава!» Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ, формировать представления о празднике День Победы, Встреча с ветеранами
«Боевая слава нашего народа» Сформировать представление о героизме, подвиге. Экскурсия на мемориал
«Спортивные состязания» Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!»
«Что ты знаешь о своей малой Родине?» Выявление усвоенных знаний детьми Диагностика
Для решения поставленных задач используем:
- специально организованную деятельность, на которой даются сведения о достопримечательностях края, села; знакомство с символикой Российской Федерации и Алтайского края, с песнями, посвященными родному краю;
- беседы: «О родном крае, селе», «Москва – столица нашей Родины», Барнаул –краевая столица Алтайского края, «Национальная традиция нашего народа – хлебосольство», «Моя улица», «Разнообразие природы края, животного мира» и др. ;
- посещение историко-краеведческого музеев нашего района- специально организованные тематические мероприятия по истории села, о животном мире родного края и села, о героях ВОВ и др;
- тематические дни, посвященные Дню села, Дню защитника Отечества;
- оформление семейных выставок: «Мое генеалогическое древо», «Как я отдыхаю с родителями»;
- сюжетно-ролевые игры «Строю родное село», «Мы – военные», «Семья», «Дом счастливый для ребят»
- выставки рисунков «Моя самая красивая улица», «Моя семья», «Мой папа самый лучший», «По мотивам русских народных сказок», «Русские народные игрушки»;
- систематическое участие в районных конкурсах «Радуга» по патриотическому воспитанию;
Слайд №12-25
- фольклорные праздники «Осенняя ярмарка»,«Рождественские колядки», встреча весны «Здравствуй, русская березка!», «Масленица», «Яблочный спас»;
- организация совместных мероприятий с районной детской библиотекой по организации народных праздников «Масленица», «Русские богатыри», «Великая отечественная война»;
-решается проблема преемственности дошкольного и начального образования: организуем тематические экскурсии в ХСШ №2 в каникулярное время учащиеся ХСШ№2 организовывают кукольные театры, тематические развлечения «О доброте и добродетелях»
- театрализованные представления «Рождество Христово;
- социальные акции «Посади деревце»;
- семейные творческие проекты: «Сердцу милый уголок», «Птица семейного счастья», «Генеалогическое древо моей семьи»
- проекты педагогов и их воспитанников «Я патриот», «Познавательно-речевое развитие детей через русские народные сказки» логопед ДОУ, «Прошлое и настоящее нашего Хабарского района» и т. д.
-спортивные мероприятия посвящённые Великой Победе, годовщинам битв»;
-интегрированные занятия: «Удивительное имя нашего села Хабары», «Что расскажут нам улицы нашего села», «Народная игрушка- матрешка», «Знакомство с русской избой», «Знакомство детей с берестяной посудой».
2. Работа с родителями Родительские собрания на тему: «Семейные традиции – залог уважения в семье», «Нравственно – патриотическое воспитание в семье и ДОУ»;
3. Работа педагога Доклад на педагогическом совете «Использование
регионального компонента в работе МБДОУ»
Участие в семинаре по формированию представлений о
родном крае у детей дошкольного возраста
Проведение консультации для педагогов «Оформление
уголка «Родного края» в группах»
Составление картотеки игр и упражнений, направленных на
формирование и развитие представлений детей дошкольного возраста о родном крае
Разработка конспектов организованной образовательной
деятельности, направленной на познавательно – речевое развитие старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре и истории
Проведение мониторинга уровня развития региональных
представлений у детей дошкольного возраста (промежуточный, контрольный)
Проведение различных видов деятельности познавательно –
речевого направления посредством развития представлений о истории родного края
В дальнейшем, мы будем продолжать работу по изучению истоков русской народной культуры средствами музейной педагогики, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, реализуя региональные и муниципальные приоритеты дошкольного образования в рамках ФГОС ДО.
СЛАЙД № 26
Прочитать стихотворение Евгения Евтушенко:
Сколько прелести есть в человеческих лицах.
Все смотрел бы на них и смотрел без конца,
Но в глухих городишках и громких столицах
Вдруг на улице встретишь лицо подлеца.
И брезгливость, и ужас, почти не скрывая,
Отшатнешься, стараясь с дороги свернуть,
Но навеки запомнишь ухмылку кривую
И глаза, разбегающиеся, как ртуть.
Берегите лицо человеческое, несите
Сквозь года, и глаза молодые, и рты,
Словно с озера, с глади лица не спугните
Выражение детскости и чистоты.
СЛАЙД № 27 Спасибо за внимание.
Учитель логопед Должикова Марина Николаевна