Получи документы

Познавательно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села

марина должикова
Познавательно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»

Обобщение опыта по теме:

«Познавательно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села»

Выполнил: Должикова Марина Николаевна

учитель логопед

Хабары-2019

«Познавательно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села»

Слайд №1

Публикация «Познавательно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села» размещена в разделах

Когда в 2014 г. мы с коллегами задумались как нам организовать вариативную часть ООП ДОУ и решили, что коль уже в ДОУ накоплен некий методический, практический материал по патриотическому воспитанию дошкольников, через приобщение к народной культуре к традициям, создан мини-музей «Русская изба». То решили поработать над проблемой Организация познавательно-личностного развитие детей дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села (т. е через краеведения).

Среди старших дошкольников провели мониторинг о имеющихся элементарных представлениях о родном крае, селе.

Анализируя данные мониторинга детей старшего дошкольного возраста мы

выяснили, что большинство из них имеет низкий уровень представлений о родном крае, его истории и традициях, не проявляют интереса к иллюстрациям, фотографиям, компьютерным презентациям, посвященным краеведческой тематике. В силу особенностей психо – речевого развития дети затруднялись в названии растений и животных Алтайского края и Хабарского района. Часть детей смогла назвать в качестве достопримечательностей района детскую школу искусств и спортивный комплекс. Известных людей края не назвал никто.

Результаты анкетирования среди родителей показали, что родители затрудняются в определении понятий «нравственность», «патриотизм». Родители не считают нравственно - патриотическое воспитание важной частью работы ДОУ, считая главным – развитие речи.

Многие не находят времени для организации культурного досуга с детьми (посещение музеев, выставок, ссылаясь на высокую загруженность делами, усталость. Воспитатели старших дошкольников провели родительские собрания о значении духовно-нраственного воспитания в дошкольном детстве, познакомили с общими итогами мониторинга, и таким образом подвели родителей о необходимости познавательного развития дошкольника через изучения культуры и традиций родного края.

Слайд №2-3

Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – личностному развитию дошкольников в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим образовательным областям:

Слайд №4

Образовательная область задачи

социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Алтайского края, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие Приобщать детей к истории Алтайского края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Алтайского края.

художественно-эстетическое

развитие Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Алтайского края.

Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

физическое развитие Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы народностям края.

Слайд №5

Основной целью своей работы - мы видели в развитии духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края, воспитать гражданские чувства, чувства любви к Родине, родному краю.

Слайд №6

Для достижения данной цели и выделены были следующие задачи:

1. Определить содержание обучающих программ, включающих развитие духовности детей (включая опыт региональных программ и методических рекомендация».

2. Создать в условиях детского сада развивающую внутреннюю пространственно- образовательно и культурную среду с учетом исторических особенностей и традиций народов края или той местности, где ребенок окажется.

3. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство

красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, селу, краю, к своему народу, его обычаям, традициям.

4. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего села, края, страны; основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)

5. Создавать условия для развития и реализации проектной деятельности творческого характера для старших дошкольников.

6. Умение дошкольника использовать в данной деятельности все виды художественного творчества (рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация).

Слайд №7

Ожидаемый результат:

Для детей :

Воспитание ребенка эрудированного, общительного,

имеющего представления о себе, обществе, культуре;

Развитие интереса к истории и культуре родного края;

Успешная социализация ребенка в обществе.

Слайд №8

Для родителей:

Возможность участвовать в организации воспитательно-

образовательного процесса в ДОУ;

Возможность получения информации о грамотном

всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.

Результатом деятельности наших педагогов является разработка перспективно - тематических планов, подбор конспектов занятий, тематики бесед и экскурсий по теме в соответствии с имеющимися в ДОУ материально-техническими условиями.

Слайд №9-11

Сроки Тема Цели Форма проведения

сентябрь 1. «Знаешь ли ты свой край. село?» Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию Беседа

2. «Угадай, где я нахожусь?» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края и села Дидактическая игра

3. «Где я отдыхал летом?» Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

Рисование

октябрь «История возникновения родного края и села» Познакомить детей с историей возникновения края, села, его постройками. Воспитывать интерес к истории края и села Занятие в музее

«Центральная улица нашего села» Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную Дидактическая игра

«Улицы родного села» Учить передавать красоту родного села Изобразительная деятельность

Вечер народных песен Знакомство с песенным наследием района «Музыкальная гостиная»

Ноябрь «Достопримечательности родного села, края» Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего края и села. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками г. Барнаула ООД

«Русская изба» Знакомить детей с историей строительства домов Изготовление мини-музея в группах.

«Придумай названия будущим улицам села» Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали Творческое задание

Декабрь «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» Учить детей отличать профессии села от профессий города. Дидактические игры

«Все профессии важны»… Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда Сюжетно-ролевые игры

Встреча со знаменитыми людьми района

«Делу – время, потехе – час» Закреплять знание русского фольклора Конкурс пословиц и поговорок

«Предприятия родного края и села» Расширять знания о предприятиях края и села, изготавливаемой продукции Занятие с использованием мультимедийного проектора

Январь «Флора и фауна Алтайского края» Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире Алтайского края Экскурсия в районный музей

«Кто живет в лесах и степях Алтайского рая?» Вечер загадок

«Поможем птицам зимой» Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края Акция

«Птицы Алтайского края» Формирование знаний о птицах Алтайского края, поиск необходимой информации совместно с родителями. Изготовление альбома

«Знай и люби родную природу» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. НОД

Февраль «Откуда хлеб пришел?» Познакомить с историей выращивания хлеба на Алтае. Оформление альбома

«Узнай на вкус» Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий Игра

«Булочная» Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу Сюжетно – ролевая игра

Вечер знакомства с фольклором Алтайского края Знакомство с песенным наследием района, ансамблями края «Музыкальный калейдоскоп» с использованием проектора

Март «Полезные привычки» Пропаганда здорового образа жизни Беседа

«Веселые старты» Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья Спортивные соревнования

«Олимпия» Дать детям знания о спортивных комплексах села, края Видео-экскурсия на стадионы

«Алтайский край- спортивный» Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, вызвать желание заниматься спортом. Занятие с использованием мультимедийного проектора

Апрель «Крестьянская изба» Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Экскурсия в музеи

«Что лишнее?» Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей села. Дидактическая игра

Алтайский край – символика Формирование познавательного интереса к природе края, углублять представление о флоре и фауне. Аппликация, рисование

с использованием мультимедийного проектора

Сделаем наш посёлок чище Воспитывать любовь к родному посёлку, приучать следить за чистотой, развивать творчество. Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

«Моя Родина – Алтай» Обобщить знания о флоре и фауне края; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок Защита проекта

Май «Этих дней не смолкнет слава!» Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ, формировать представления о празднике День Победы, Встреча с ветеранами

«Боевая слава нашего народа» Сформировать представление о героизме, подвиге. Экскурсия на мемориал

«Спортивные состязания» Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!»

«Что ты знаешь о своей малой Родине?» Выявление усвоенных знаний детьми Диагностика

Для решения поставленных задач используем:

- специально организованную деятельность, на которой даются сведения о достопримечательностях края, села; знакомство с символикой Российской Федерации и Алтайского края, с песнями, посвященными родному краю;

- беседы: «О родном крае, селе», «Москва – столица нашей Родины», Барнаул –краевая столица Алтайского края, «Национальная традиция нашего народа – хлебосольство», «Моя улица», «Разнообразие природы края, животного мира» и др. ;

- посещение историко-краеведческого музеев нашего района- специально организованные тематические мероприятия по истории села, о животном мире родного края и села, о героях ВОВ и др;

- тематические дни, посвященные Дню села, Дню защитника Отечества;

- оформление семейных выставок: «Мое генеалогическое древо», «Как я отдыхаю с родителями»;

- сюжетно-ролевые игры «Строю родное село», «Мы – военные», «Семья», «Дом счастливый для ребят»

- выставки рисунков «Моя самая красивая улица», «Моя семья», «Мой папа самый лучший», «По мотивам русских народных сказок», «Русские народные игрушки»;

- систематическое участие в районных конкурсах «Радуга» по патриотическому воспитанию;

Слайд №12-25

- фольклорные праздники «Осенняя ярмарка»,«Рождественские колядки», встреча весны «Здравствуй, русская березка!», «Масленица», «Яблочный спас»;

- организация совместных мероприятий с районной детской библиотекой по организации народных праздников «Масленица», «Русские богатыри», «Великая отечественная война»;

-решается проблема преемственности дошкольного и начального образования: организуем тематические экскурсии в ХСШ №2 в каникулярное время учащиеся ХСШ№2 организовывают кукольные театры, тематические развлечения «О доброте и добродетелях»

- театрализованные представления «Рождество Христово;

- социальные акции «Посади деревце»;

- семейные творческие проекты: «Сердцу милый уголок», «Птица семейного счастья», «Генеалогическое древо моей семьи»

- проекты педагогов и их воспитанников «Я патриот», «Познавательно-речевое развитие детей через русские народные сказки» логопед ДОУ, «Прошлое и настоящее нашего Хабарского района» и т. д.

-спортивные мероприятия посвящённые Великой Победе, годовщинам битв»;

-интегрированные занятия: «Удивительное имя нашего села Хабары», «Что расскажут нам улицы нашего села», «Народная игрушка- матрешка», «Знакомство с русской избой», «Знакомство детей с берестяной посудой».

2. Работа с родителями Родительские собрания на тему: «Семейные традиции – залог уважения в семье», «Нравственно – патриотическое воспитание в семье и ДОУ»;

3. Работа педагога Доклад на педагогическом совете «Использование

регионального компонента в работе МБДОУ»

Участие в семинаре по формированию представлений о

родном крае у детей дошкольного возраста

Проведение консультации для педагогов «Оформление

уголка «Родного края» в группах»

Составление картотеки игр и упражнений, направленных на

формирование и развитие представлений детей дошкольного возраста о родном крае

Разработка конспектов организованной образовательной

деятельности, направленной на познавательно – речевое развитие старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре и истории

Проведение мониторинга уровня развития региональных

представлений у детей дошкольного возраста (промежуточный, контрольный)

Проведение различных видов деятельности познавательно –

речевого направления посредством развития представлений о истории родного края

В дальнейшем, мы будем продолжать работу по изучению истоков русской народной культуры средствами музейной педагогики, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, реализуя региональные и муниципальные приоритеты дошкольного образования в рамках ФГОС ДО.

СЛАЙД № 26

Прочитать стихотворение Евгения Евтушенко:

Сколько прелести есть в человеческих лицах.

Все смотрел бы на них и смотрел без конца,

Но в глухих городишках и громких столицах

Вдруг на улице встретишь лицо подлеца.

И брезгливость, и ужас, почти не скрывая,

Отшатнешься, стараясь с дороги свернуть,

Но навеки запомнишь ухмылку кривую

И глаза, разбегающиеся, как ртуть.

Берегите лицо человеческое, несите

Сквозь года, и глаза молодые, и рты,

Словно с озера, с глади лица не спугните

Выражение детскости и чистоты.

СЛАЙД № 27 Спасибо за внимание.

Учитель логопед Должикова Марина Николаевна

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры у детей старшего возраста посредством приобщения к природе родного края Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение. В дошкольном детстве ребенок проходит самый духовный и интеллектуальный.

Нравственно-духовное воспитание детей через ознакомление с природой родного края «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через эксперементальную деятельность Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» воспитателя МБДОУ Детский.

Отчёт «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, через формирование культуры безопасного поведения» Отчёт о проделанной работе с детьми подготовительной группы - образовательная область «Безопасность», тема: «Развитие познавательной активности.

Природа родного края в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание образования детей дошкольного возраста предусматривает формирование у них знаний представлений об окружающем мире.

Проект «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития и воспитания» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на тему «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития.

Проект «Природа моего родного края» для детей старшего дошкольного возраста Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители. Срок реализации: краткосрочный.

Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Яковлева Надежда Петровна, воспитатель МАДОУ №29 «Сказка» Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через.

Сценарий викторины для детей старшего возраста и родителей «Военные страницы родного края» Сценарий викторины для детей старшего возраста и родителей (Военные страницы родного края) Цели и задачи: — Посредством игр и упражнений.

Викторина «Дикие и домашние животные родного края» для детей старшего дошкольного возраста ВИКТОРИНА «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ РОДНОГО КРАЯ» (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: закрепление знаний детей о диких и домашних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 19:53
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры и традиций родного края и села» (включая файлы) размещена пользователем марина должикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД