Тамара Аубакирова
Конспект НОД «Природа родного края» с использованием кубиков Никитина в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Пчелка»
городского округа Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему:
«Природа родного края»
(с использованием кубиков Никитина)
в подготовительной к школе группе
Подготовила и провела:
Аубакирова Тамара Фатхулбаяновна
воспитатель
первой квалификационной
категории
2019-2020 учебный год.
Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубики. Игры с кубиками
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
Воспитатель: А теперь откройте глаза и скажите, что вы представили?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь, ребята, я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и подумайте о какой планете там говорится?
Воспитатель читает стихотворение.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Воспитатель: О какой планете говорится в стихотворении?
Дети: О планете Земля.
Воспитатель: Правильно ребята. И вот на этой планете есть замечательная Республика. Как она называется?
Дети: Башкортостан.
Воспитатель: Конечно, это наша с вами родина. Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. А чем богат наш край?
Дети: Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о природе нашего края.
Воспитатель: Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа» Что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Дети: То, что сделано руками человека.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». Воспитатель называет слова, дети должны сказать природа это или нет.
(дом, аист, компьютер, береза, дуб, бумага, ручка, заяц, волк, платок, ромашка, одуванчик, стол, стул, ворона, сорока, воздух, солнце, линейка)
Воспитатель: Значит, ребята, «природа» - это то, что существует без помощи человека. А «не природа» - это то, что сделано руками человека.
Воспитатель: Давайте вспомним какие деревья растут у нас?
Игра с мячом «Назови дерево». Дети называют деревья.
Воспитатель: Для многих людей символом нашего края является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза.
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике
С платочками в карманчиках
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Воспитатель: А для чего нужны деревья?
Дети: Они поглощают пыль и углекислый газ, вырабатывают кислород.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отправиться в леса нашей родины. Леса – это главное богатство. Лес является домом для зверей, птиц и насекомых. Для этого нужно отгадать загадки:
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
(Лиса)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке
- Кар! - всё время говорит.
Клюв – страшней иголки.
(Ворона)
Пусть я птичка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода —
Прямо с севера сюда.
(Снегирь)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Воспитатель: Много разных птиц живёт и зимует в лесах Башкирии. Одни птицы живут круглый год – осёдлые, другие только летом – перелётные, а третьи - только зимой - зимующие.
Физминутка
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы подходим на носках,
А потом на пятках
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка –косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик славно потянулся,
(дети выполняют движение в соответствии с текстом)
Воспитатель: В наших лесах обитают много животных и птиц мы должны их беречь и помогать им. Я хочу задать вопрос: "Зачем люди сажают леса?
Воспитатель: Люди разных профессий ответят нам по-разному. Леса дают человеку древесину, чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Но, что бы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, даже два новых. Ребята, а как нужно вести себя в лесу?
Дети говорят правила поведения в лесу.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут.
Воспитатель: Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
Воспитатель: Ребята, а почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
Дети: Потому что они помогают нам лечится от болезней.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам спуститься под землю и узнать какие богатства хранит наша земля.
Отгадаете загадки, узнаете, о подземных богатствах своего края.
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло. (Уголь)
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу, она понадобится сразу. (Глина)
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать,
И как хочешь с ним играть. (Песок)
Воспитатель: Ребята, а какие подземные богатства хранит наша земля?
Дети: Глина, песок, уголь.
Воспитатель: А теперь, ребята, мы с помощью кубиков Никитина составим осенний листок клена.
(самостоятельная работа детей)
Рефлексия
Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь.
Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире родного края.
Образовательные:
• формировать осознанное действенное отношение к природе родного края;
• формировать желание беречь и охранять её;
• закрепить навыки работы с кубиками Никитина.
Развивающие:
• развивать интерес к изучению родного края;
• развивать умение делать выводы;
• развивать внимание, память.
Воспитательные:
• воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу;
• воспитывать бережное отношение к ней;
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Предварительная работа: беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Форма организации деятельности: групповая
Оборудование и наглядный материал:
• слайды о природе;
• карта Республики Башкортостан;
• кубики Никитина.