Карпова Светлана
Конспект НОД с детьми старшей группы «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшей группы
Тема: «Природа родного края»
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
Задачи:
-Продолжать формировать у детей осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Природа родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Расширять и обогащать знание об особенностях природы своего края, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, знакомство с природным ландшафтом.
-Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.
Предварительная работа: Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, знакомство с произведениями М. М Пришвина, чтение пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе. Рассматривание иллюстраций, альбомов, энциклопедий «Мой край».
Оборудование: макеты деревьев, иллюстрации птиц, животных, следы животных, музыка из серии «звуки природы».
Ход занятия.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Воспитатель: О какой планете говорится в стихотворении?
Дети: о планете Земля.
Воспитатель: Правильно ребята. А где находится наш город? Как называется наш город?
Дети: Наш город находится в Нижегородской области. Мы живем в Сарове.
Воспитатель: Конечно это наша с вами родина. Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. Воспитатель :Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее, много сложил о ней пословиц и поговорок.
Дети:
- Родина любимая, что мать родимая.
- Коли дружба велика, будет Родина крепка.
- На чужой стороне – что соловей без песни.
- Родина-мать, умей за нее постоять
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наша область богата полями, лугами, озёрами, реками, и лесами.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о природе нашего края.
Воспитатель: Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа» Что такое природа?
Дети : Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Дети : То, что сделано руками человека.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». Воспитатель называет слова, дети должны сказать природа это или нет.
Воспитатель: Давайте вспомним какие деревья растут у нас?
Игра с мячом «Назови дерево». Дети называют деревья.
Воспитатель: Для многих людей символом нашего края является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза.
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике
С платочками в карманчиках
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Воспитатель: Значит, ребята, «природа» - это то, что существует без помощи человека. А «не природа» - это то, что сделано руками человека.
Воспитатель Физкультминутка:
Руки подняли и покачали –это деревья в лесу.
Локти согнули кисти стряхнули –ветер сбивает росу
Руки подняли и помахали – это птицы летят
Как они сядут тоже покажем руки согнули назад.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отправиться в леса нашей родины. Леса – это главное богатство. Лес является домом для зверей, птиц и насекомых. Для этого нужно отгадать загадки:
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
(Лиса)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке
- Кар! - всё время говорит.
Клюв – страшней иголки.
(Ворона)
Пусть я птичка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода —
Прямо с севера сюда.
(Снегирь)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Воспитатель: Много разных птиц живёт и зимует в лесах Нижегородской области. Одни птицы живут круглый год – оседлые, другие только летом – перелётные, а третьи - только зимой - зимующие.
Воспитатель: В наших лесах обитают много животных и птиц мы должны их беречь и помогать им. Я хочу задать вопрос: "Зачем люди сажают леса?
Воспитатель: Люди разных профессий ответят нам по-разному. Леса дают человеку древесину, чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Но, что бы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, даже два новых. Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Давайте проверим.
Если то, что скажу, верно – хлопайте в ладоши, если я ошиблась, топайте ногами.
- Цветы не рвать, в венки не сплетать (хлопать)
- Ветви все ломать, листья все порвать. (топать).
- Шуметь, кричать, аукать. Громко песни петь. (топать)
- Лягушек, гусениц, ужей нужно гнать из леса (топать)
- Чтоб узнать лесные тайны нужно не шуметь (хлопать)
- Все животные и растения нужны в лесу (хлопать)
- В лес возьми с собой топор, сможешь там разжечь костер (топать)
-Мусор везде бросай, за собой не убирай (топать)
- Молодцы. Вы все старались и отвечали верно.
Воспитатель – А сейчас продолжим путешествие дальше по нашему лесу. И я предлагаю игру: «Засели лес животными» (Дети должны выбрать картинки с изображением животных, которые живут в лесах нашей родины).
Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
Дети: Потому что они помогают нам лечится от болезней.
Воспитатель: Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам спуститься под землю и узнать какие богатства хранит наша земля.
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу, она понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе.
Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
Итог
Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.