Резеда Айтумбитова
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Снежинка в гостях у детей»
Воспитатель: Айтумбитова Р. С.
2020 г.
Тема: «Снежинка в гостях у детей
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить со свойствами снега;
Формирование умения делать выводы, открытия, устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
развивать доказательную речь;
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности „Снежинка в гостях у детей“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снежинка. Все о снежинках
- Старшая группа
- Темочки
развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, обобщение, анализ.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательность, любовь к природе;
Виды детской деятельности и приемы работы :
Вид детской деятельности Методы и приёмы
Игровая Сюрпризный момент «Появление снежинки», и/у «Что бывает зимой», и/у «Снег какой?»,
Коммуникативная Ситуативная беседа
Рассуждения детей, ответы на вопросы, сравнивание, выводы.
Двигательная Физкультминутка «С неба падают снежинки»; смена деятельности.
Познавательно-исследовательская Опыты на определение свойств снега: 1. Определение прозрачности; 2. Можно снег сделать цветным? 3. Снег тает в тепле. 4. Талая вода грязная. 5. Все снежинки разные.
Продуктивная Рисование снежинок;
Форма организации детей : подгрупповая
Место проведения: группа
Количество детей : 10 детей
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Снежинка, 2 салфетки, 2 киндер игрушки, ведёрко с растаявшим снегом и снегом; модели снежинок с обозначением свойств снега.
Раздаточный: подносы, одноразовые тарелки со снегом, салфетки, разноцветные стеклышки (пластмассовые, краска акварель, кисточки, баночки с водой, клеёнка, пипетки с пищевым красителем; лупы по количеству детей; салфетки; мольберты, фломастеры, магниты, недорисованная снежинка.
Ход
(дети заходят в группу встают в круг)
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости…
Кто с нами здесь сегодня, пожелаем мы здоровья!
Чтоб здоровья пожелать, нужно «Здравствуйте» сказать!
Дети: Здравствуйте
Воспитатель: Скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что бывает зимой?
Дети: горки, новый год, снег…
Воспитатель: Снег какой?
Дети: белый, пушисты, холодный, чистый…
(сюрпризный момент «Появление снежинки» (весит на ниточке)
Воспитатель: Что это? (снежинка)
Воспитатель: Она какая то необычная.
Дети: она не настоящая.
Воспитатель: Хотите поговорить о снеге, узнать каким бывает настоящий снег?
Дети: Да
(показываю и прикрепляю ее на доску)
Воспитатель: Для того, чтобы узнать какой бывает снег и его свойства, предлагаю вам отправиться в снежную лабораторию.
Воспитатель: Назовите правила поведения в лаборатории, как ведут себя ученые.
Дети: На вкус ничего не пробовать. Поддерживать порядок на рабочем месте. Работать только на подносе. Осторожно пользоваться инструментами. Разговаривать тихо, не мешать, другим наблюдать. Наблюдать, рассматривать и рассказывать, что узнали.
Воспитатель: Молодцы! Вы прошли экзамен юного учёного. Готовы работать в лаборатории. Вы юные учёные, а я Ваш руководитель. Ещё одно важное задание – в лаборатории вы наблюдаете за снегом, делаете вывод и ставите картинку – символ в таблицу. (показываю, где лежат карточки - символы)
Воспитатель: Проходите в лабораторию. Встаньте вокруг стола.
На столе стоит банка с растаявшим снегом, накрытая салфеткой.
Опыт № 1
Воспитатель: Вчера мы с вами занесли снег в группу, давайте посмотрим, что с ним произошло?
(снимаю салфетку)
Дети: Снег растаял.
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Получилась вода.
Воспитатель: Посмотрите, Алёна Георгиевна, принесла еще одну банку со снегом.
(показываю другую банку со снегом, рядом стоит маленькая шкатулка с двумя киндер игрушками)
Воспитатель: у меня в шкатулке две игрушки. Одну я возьму, а вторую Тамара.
Тамара, опусти игрушку в банку с растаявшим снегом. И я игрушку опущу в снег.
Воспитатель: какая игрушка лежит в банке с синим ободком?
Дети: в банке с синим ободком лежит рыбка.
Воспитатель: как вы узнали?
Дети: её видно
Воспитатель: почему её видно?
Дети: вода прозрачная
Воспитатель: какая игрушка лежит в банке со снегом?
Дети: нам не видно.
Воспитатель: почему вы не видите?
Дети: снег не прозрачный.
Воспитатель: Как можно узнать, не трогая руками, какая игрушка лежит в снеге?
Дети: достать. Подождать, когда снег растает.
Воспитатель: Итак, уважаемые учёные, из этого наблюдения какой вывод мы можем сделать? Снег какой?
Дети: Снег не прозрачный
Воспитатель: Лизаветта, найди символ-картинку и прикрепи её под снежинкой.
(ребенок выполняет)
Еще раз напомни нам, что обозначает этот символ?
Ребенок: Снег не прозрачный
Воспитатель: Я накрою банку со снегом салфеткой, пусть постоит, посмотрим позже, может узнаем какая игрушка там прячется.
Воспитатель: Скажите, какого цвета снег?
Дети: снег белого цвета
Воспитатель: Вспомните, какого цвета снег бывает вечером? …
Дети: голубой, розовый…
Воспитатель: Как можно получить разноцветный снег?
Дети: покрасить…
Опыт № 2
Воспитатель: Приглашаю вас пройти к следующему столу
(дети встают вокруг стола, на столе разноцветные стекла, кисти, гуашь, пипетки с пищевой краской).
Предлагаю вам с помощью предметов лежащих на столе получить цветной снег.
Воспитатель: какой у тебя получился снег?
Ребенок: красный
Воспитатель: как ты получила красный снег?
Ребенок: я капнула на него краской. (опрос ещё 3 детей, где стекло и гуашь)
Воспитатель: Итак, посмотрите на меня, положите все предметы на поднос. Уважаемые ученые, какой вывод мы можем сделать?
Дети: снег можно покрасить в разный цвет. Снег может быть разноцветным, если смотреть через разноцветные стеклышки, покрасить краской.
Воспитатель: Это свойство снега мы то же отметим на доске. Найди, Полина, картинку – символ и прикрепи в таблицу под снежинкой.
(ребёнок прикрепляет карточку).
Физкультминутка «С неба падают снежинки»
Воспитатель: Уважаемые ученые, предлагаю сделать небольшой перерыв. Встаньте в круг
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Воспитатель: предлагаю вам пройти в следующую лабораторию, и тогда узнаете ещё одно свойство снега.
(дети проходят к столу, на столе тарелочки со снегом на 2 детей, подносы, салфетки)
Опыт № 3
Воспитатель: встаньте вокруг стола. Возьмите в ладошку понемногу снега и понаблюдайте, что с ним происходит.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Что происходит со снегом?
Дети: Снег тает.
Воспитатель: Почему снег тает?
Дети: потому – что руки теплые.
Воспитатель: какой вывод можно сделать?
Дети: снег тает, когда тепло.
Воспитатель: Олег, выбери знак и подставь к снежинке. Что ты поставил?
Дети: снег тает в тепле.
Воспитатель: посмотрите на ваши тарелочки. Что получилось из снега?
Дети: вода.
Воспитатель: как вы думаете эту воду можно пить?
Дети. нет.
Воспитатель. почему?
Дети: она грязная.
Воспитатель: как грязная, вы же сами говорили, снег белый, чистый… Ну что-же, давайте проверим, какая вода получается из снега? Присаживайтесь за лабораторные столы
(Садятся за столы, на столе тарелочки с растаявшим снегом и лупы по количеству детей)
Воспитатель: возьмите лупы и рассмотрите талую воду. Растаявший снег называется талая вода.
Воспитатель: что можно сказать о воде? Какая она?
Дети: грязная.
Воспитатель: почему она грязная?
Дети: рассуждения детей.
Воспитатель: какой вывод можем сделать?
Воспитатель: Талая вода грязная.
Воспитатель: поставь карточку-символ на доску. Что говорит этот знак?
Ребенок: вода из снега грязная, снег нельзя есть, воду нельзя пить.
Воспитатель: кто может пить талую воду?
Дети: птицы, звери.
Воспитатель: а еще кто?
Дети: деревья, цветы, грибы.
Воспитатель: и наши комнатные растения тоже можно поливать талой водой. Выходите
из–за стола, я приглашаю вас пройти в художественную лабораторию.
(Дети подходят к мольбертам, на мольбертах прикреплены недорисованные снежинки)
Воспитатель: Встаньте к мольберту и дорисуйте снежинку.
(дети рисуют)
Воспитатель: поднимите, покажите снежинки.
Воспитатель: посмотрите, одинаковые у вас получились снежинки?
Ребенок: нет, разные
Воспитатель: все снежинки разные, как и вы.
Воспитатель: Пройдите, прикрепите снежинки под таблицей, а потом мы украсим группу вашими снежинками.
Воспитатель: Уважаемые ученые, расскажите, что сегодня вы узнали о снеге.
(выходит ребенок, берет указку)
Дети: Мы узнали, что снег не прозрачный, его можно покрасить в любой цвет краской или посмотреть в цветное стекло, снег тает в тепле, растаявший снег грязный.
Воспитатель: А вы знаете, из чего образуется снег? А почему он скрипит под ногами?
Мы обязательно еще проведем новые опыты.
Сегодня вы очень хорошо поработали в лаборатории. А сейчас пора возвращаться в детский сад.
Дети встают в круг
Воспитатель: Кем вы сегодня были?
Дети: учеными
Воспитатель: Кто помнит, как называется вода из растаявшего снега?
Дети: талая
Воспитатель: Что вы сможете рассказать родителям вечером?
Дети: перечисляют.