Татьяна Сердюк
Конспект НОД по звуковой культуре речи в подготовительной школе группе на тему «Гласные буквы А, О, У, Ы, Э»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить навык четкого произношения гласных звуков А, О, У, Ы, Э в словах, предложениях, сравнивание их по артикуляционным и акустическим признакам. Закрепить понятие «гласный звук», дифференцировать понятие «звук-буква». Упражнять детей в делении слов на слоги, придумывании слов на заданный звук, словообразовании и словотворчестве. Развивать фонематический слух и восприятие, чувство ритма, память, логическое мышление.
Публикация «Конспект НОД по звуковой культуре речи в подготовительной школе группе на тему „Гласные буквы А, О, У, Ы, Э“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: гласные буквы, магнитная доска, перчатки с бантиками (на каждого ребенка, игрушки лягушек, самовар и чайные чашки (из картона).
Ход занятия:
1. Оргмомент.
- Ребята к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются).
- Ребята какое сейчас время года? (Осень).
-Что бывает осенью (Холодно, улетают птицы на юг, опадают листья, впадают в зимнюю спячку некоторые животные и насекомые).
-Правильно, но не все насекомые еще заснули. Наши бабочки еще не спят. Давайте начнем наше занятие с логоритмического упражнения «Бабочки».
2. Логоритмическое упражнение «Бабочки».
(Дети становятся свободно по группе, проговаривают слова и выполняют движения).
Мы бабочки цветные,
Крылья расписные.
Мы летали, мы летали! (Дети машут скрещенными руками)
Устали не знали.
Сели, посидели, (Приседают на одно колено)
Опять полетели. (Встают)
Все подружки собрались,
Веселиться от души.
Ты в кружок становись,
Хоровод заводи. (Дети становятся в круг и продолжают махать скрещенными руками).
Мы бабочки цветные,
Крылья расписные.
-Молодцы ребята, очень красивые бабочки у вас получились. (Снимают перчатки с бантиками).
3. Сюрпризный момент. (Стук в дверь).
-Это кто там к нам еще пришел? Сейчас я посмотрю. (Логопед заносит игрушку лягушки).
-Ой это же лягушонок Яша пришел. Лягушонок Яша узнал, что мы с вами начали изучать звуки и буквы. И так как Яша не умеет разговаривать по человечески, а только квакает, он очень хочет изучать с вами звуки и буквы и тогда он надеется, что научится разговаривать по человечески.
4. Деление слов на слоги.
- Давайте познакомимся с Яшей. Назовем свои имена и заодно закрепим умение делить слова на слоги. Делить на слоги будем только свое имя.
-Посмотрите, как это буду делать я. Меня зовут Тать-я-на. В этом слове 3 слога. (Дети по одному знакомятся с Яшей, считая слога в своих именах).
-Дети теперь садитесь на свои места и покажите Яше, как правильно нужно сесть и ты Яша садись на занятие.
-Давайте теперь расскажем Яше наши правила. (Хором)
1. «Внимательно слушай, другим не мешай.
когда тебя спросят, тогда отвечай».
2. «Говори не торопись и смотри не ошибись».
5. Сообщение темы.
-Сегодня мы повторим гласные звуки, которые изучили на предыдущих занятиях. (Логопед показывает картинки с гласными буквами А, О, У, Ы, Э).
-Давайте их назовем хором. (Дети называют).
-Почему их называют гласными? (Их можно петь).
-Какими квадратиками их обозначают? (Красными).
-В каком они живут замке? (В красном).
-Ребята скажите пожалуйста чем отличается звук от буквы? (Звук можно слышать и произносить, а букву видеть, писать и читать).
6. Угадывание гласных звуков А, О, У, Ы, Э по беззвучной артикуляции.
-Сейчас я буду показывать беззвучный артикуляционный уклад вот этих гласных букв А, О, У, Ы, Э, а вы ребята должны угадать какой звук я хотела сказать. (Логопед показывает по очереди артикуляционный уклад, а дети угадывают).
7. Придумывание слов на заданные звуки.
-А сейчас следующее задание. Я раздам каждому по картинке с буквами, а вы должны будете придумать слова начинающиеся на эту букву. (Логопед раздает каждому ребенку по одной букве, дети придумывают и называют слова на заданную букву).
8. Физкультминутка.
-А сейчас ребятки становитесь на лягушачью зарядку:
На болоте две лягушки,
Две зеленые квакушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем вытирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкульт - привет! (Выполняется 2 раза, второй раз повторяется быстрее).
9. Словотворчество, словообразование.
-Ой, а это еще кто у нас тут? (Логопед снимает покрывало, наброшенное на лужицу с лягушками). Да это же лагушатки зеленые ребятки.
-Это Яшины друзья, но у них нет имен. Ребята выдерите себе по одной лягушке, рассмотрите их хорошенько. Какие они? (Зеленые, холодные, пучеглазые, прыгают, квакают.. .). Давайте придумаем им имена созвучные со словами: зеленая, холодная, пучеглазая, квакает… (Дети придумывают имена, например: мою лягушку зовут Зеленуша, Квак, Пучеглазик и т. д.).
-Ну вот теперь лягушата с именами, сажайте их обратно в лужицу.
10. Упражнение на развитие речевого дыхания (длительного и плавного выдоха).
-Ребята Яша у нас в гостях. А гостей обязательно нужно чем-нибудь угостить. Давайте угостим Яшу и сами выпьем чаю. (Выставляется картонный чайник и чайные чашки).
- (Имя ребенка, налей пожалуйста с самовара чай и передай всем по очереди чашки. Обязательно проговаривай приглашение к чаепитию. Ты должна каждому сказать; «Угощайся Максим чаем!».
-Возьмите чашки с чаем в руки, аккуратно чай горячий. Нужно набрать полную грудь воздуха и тихонечко подуть, чтобы чай не расплескать. (Дети дуют). И еще разок подуть. Теперь можно пить чай.
11. Придумывание предложений про лягушек.
-Ну вот чай попили, теперь давайте придумаем предложения про лягушек и сосчитаем слова в предложении. (Дети придумывают предложения и считают количество слов).
12. Итог занятия.
-Ребята сейчас встаньте из-за столов, подойдите ко мне.
-На этом наше занятие. Вы все очень старались и Яше очень понравилось у нас. Что вам понравилось на занятии? А что было для вас сложнее всего? (Дети отвечают).