светлана филькина
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Чудо-магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе
Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи: Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита на расстоянии (магнитное поле, через стекло, картон, воду, крупу и др.).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.
Предложить детям с высокой познавательной активностью проделать дома опыт с магнитом (для демонстрации его перед детьми в группе)
Оборудование: магниты, картон, стакан с водой, игрушки с магнитами (самолетики, чашка с крупой, скрепки, презентация.
Ожидаемый результат: Повышение уровня знаний о магните и интереса к экспериментальной деятельности. Способность детей в дальнейшем самостоятельно экспериментировать с магнитом.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
- Ребята, проходите. Как вы думаете, куда мы с вами пришли?
Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.
- Посмотрите на монитор (слайд 2 с изображением научной лаборатории, мы оказались в научно-исследовательском институте.
- Кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии? (слайд 3)
— Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными — исследователями.
-Вспомним, правила работы в лаборатории.
1. Не кричать! Говорить в полголоса.
2. Не бегать!
3. Порядок на рабочем месте.
- Так как я уже была в лаборатории и знаю, чем здесь можно заняться, то буду старшим научным сотрудником. Вам предлагаю роли младших сотрудников и лаборантов (слайд 4).
II. Закрепление пройденного материала.
2.1
— В прошлый раз к нам в институт привезли предмет для исследования, вспомните что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит (слайд 5).
— Наша задача была — познакомиться поближе с этим удивительным камнем.
- Какой магнит на ощупь? (Гладкий, холодный, на вес (тяжелый — легкий, цвет…
— «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес….».
— Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»
Ответы детей…. (магнит притягивает железо и металлические предметы)
- Давайте вспомним, какими еще свойствами обладает магнит? Какие опыты мы проделали на прошлом посещении лаборатории НИИ?
(Магнит образует вокруг себя магнитное поле, которое действует через бумагу, картон, стекло, воду) (слайд 6-10)
2.2 Задачка на сообразительность (от ребенка с высокой познавательной мотивацией).
- Наш младший научный сотрудник … хочет задать вам задачку. Пожалуйста, выходи …
- Я решил помочь сегодня маме на кухне. Насыпал (а) в миску манку. Но нечаянно задел коробочку со скрепками, и они попали прямо в манку. Как быть? Как можно быстро их собрать?
В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита - притягивать все железно (слайд11).
Ребенок демонстрирует решение экспериментальным путем.
Делает вывод:
- Магнитное поле действует через манную крупу.
III. Ознакомление с новым материалом.
3.1 Полюса магнита.
- Изучение следующих свойств магнита мы можем продолжить в лаборатории № 2.
На столе лежит и одновременно демонстрируется на экране схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты (из картона) с магнитными концами (красный — синий) (слайд 7).
— Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей (Попробовать соединить магниты, самолетики разными концами)
- Почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения….
-Я предлагаю вам соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами - красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… (Потому что одинаковые полюса магнита отталкиваются, а разные притягиваются)
- У магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу. Молодцы.
- Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости (слайд 8).
- Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения). Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).
3.2 Динамическая пауза
Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.
3.3 Игра-опыт «Магнитная регата»
Оборудование: кусочек пенопласта (пробка) в виде лодочки, портновская игла для мачты,
цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); магнит, миска или таз с водой.
- Проведем в нашей лаборатории еще один опыт. Посмотрите, что я буду делать. Я пускаю лодочку плавать в таз с водой. Управляю лодочкой с помощью магнита, не касаясь её. ( Результат опыта: магнит приводит лодку в движение, даже если не касается ее).
Вывод: Сила магнита действует даже на расстоянии.
- Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.
IV. Закрепление нового материала. Практическая часть.
- Итак, коллеги, какие же новые свойства мы сегодня с вами открыли в магните?
(У магнита есть 2 полюса. Одноименные полюса отталкиваются, а противоположные – притягиваются. Магнитное поле можно создать искусственно. Магнитное поле действует на расстоянии)
- Разделимся на группы по 3-4 человека :
1-я группа исследует свойство магнита действовать через бумагу и картон: игра «Гонки».
2-я группа исследует свойство магнита действовать через стекло и воду: игры «Рыбалка», «Достань гусеничку из стакана, не намочив руки»
3- я – действие магнитного поля на расстоянии: игра «Магнитная регата».
4-я – свойства полюсов магнита, т. е. притягиваться и отталкиваться: магнитный конструктор, «Самолеты».
V. Итог занятия
- Нам пора возвращаться в детский сад. В следующий раз, посещая лабораторию НИИ, мы обязательно откроем с вами что-нибудь новое и удивительное. Спасибо всем за сотрудничество.
Ребенок читает стих про магнит:
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
- До свидания.