галигузова юлия владимировна
Конспект НОД по экспериментированию «Шоу фокусников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности.
Задачи:
образовательные:
-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;
-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;
-формировать знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха.
развивающие:
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Шоу фокусников“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Фокусы для детей
- Темочки
-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;
-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;
- умение использовать условную мерку.
воспитательные:
-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
-проявлять внимание к малышам;
- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование и материалы: блюдца, моющее средство, пищевые красители, сода, уксус, макет вулкана, стаканчики, вода, масло растительное, соль, магниты, скрепки, плоскости, воздушные шары, магнитофон, предметы для экспериментов, атрибуты фокусника.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг - другу. А теперь давайте немного расскажем нашим гостям о себе.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
Воспитатель: Ребята, я вчера зашла к ребятам младшей группы и заметила, что малыши заскучали, мне захотелось их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь? (ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, какие будут предложения?
Дети: Можно нарисовать им рисунок, можно сделать поделку, можно подготовить концерт: стихи и песни, можно показать театр, можно показать забавные эксперименты-фокусы.
Воспитатель: На чём остановимся?
Дети: На фокусах-экспериментах.
Воспитатель: Почему вы думаете, что им будет интересно? (ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, нам нужно не только показать эксперименты, но и пояснить, почему так происходит. А мы можем идти к детям без подготовки? (нет).
Воспитатель: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Закройте все глаза.
1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать.
На носочки поднимитесь,
Потихоньку покружитесь-
В фокусников превратитесь!
(Воспитатель надевает шляпу)
Воспитатель: Я тоже превратилась в фокусника и, на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо? И чтобы вы были тоже немного похожи на фокусника, я приготовила вам вот такие атрибуты. (Воспитатель достаёт коробку с бантиками – дети одевают, помогают друг другу завязывать).
Воспитатель: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать? (ответ детей)
Воспитатель: Вика, напомни условия деления на команды с помощью нашего волшебного мешочка. (Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры, у кого одинаковые фигуры в одной команде.)
Воспитатель: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме. (Дети называют фигуры)
Воспитатель: Теперь каждая команда сделайте свой круг. (Дети делают три круга)
Воспитатель: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры в тарелочку.
Воспитатель: Чтобы сосредоточиться для работы поиграем в игру «Зеваки». (Пока звучит бубен дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делают 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)
Воспитатель: Вы молодцы, вижу, все сосредоточились. Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников». Первый фокус нам покажет команда, у которой была геометрическая фигура прямоугольник, остальные участники пока будут зрителями.
Воспитатель: Вот такого волшебства
Не видали никогда,
Посчитаем хором, дружно
Дети: 4, 3, 2, 1, что случится, поглядим!
Первый фокус "Лава – лампа"
Воспитатель: Матвей, объясни, что будим делать в этом эксперименте сначала? (Сначала в стакан нальём воды, затем выльем в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавим пищевой краситель к воде и маслу).
Воспитатель: А потом, Стёпа? (Потом медленно положим 1 чайную ложку соли).
Воспитатель: Что получилось? (ответы детей)
Воспитатель: Почему так получилось, как вы думаете?
Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляем соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.
Воспитатель: Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.
Воспитатель: Приглашаю команду фокусников у кого геометрическая фигура ромб.
Воспитатель: Вот такого волшебства
Не видали никогда,
Посчитаем хором, дружно
Дети: 4, 3, 2, 1, что случится, поглядим!
Следующий фокус «Волшебный лабиринт»
Воспитатель: Что будим делать в этом эксперименте? Расскажи, Лиза. (Сначала возьмём большой магнит и проверим, сколько скрепок к нему прицепится).
Воспитатель: А потом, Илья? (Возьмём маленький магнит и посмотрим, сколько скрепок прицепится к нему).
Дети выполняют действия с магнитами.
Воспитатель: Что можно сказать, почему так получается? (У большого магнита магнитная сила больше, а у маленького - меньше).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, будет действовать магнитная сила через плоскость? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». У вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через бумагу. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
Воспитатель: Что происходит с монеткой?
Вывод: Магнит обладает силой притяжения и помогает двигаться металлическому предмету, снова оказывает свое волшебное действие через бумагу.
Воспитатель: Давайте поаплодируем нашим фокусникам, разобрались и с этим экспериментом.
Воспитатель: Приглашаю фокусников с фигурами треугольник.
Воспитатель: Вот такого волшебства
Не видали никогда,
Посчитаем хором, дружно
Дети: 4, 3, 2, 1, что случится, поглядим!
Следующий фокус «Извергающийся вулкан»
Воспитатель: Даша, что нам необходимо для этого фокуса. (Макет вулкана, сода, уксус, моющее средство).
Воспитатель: Что мы будем делать сначала? (Возьмём две столовые ложки соды и высыпем в баночку, которая находится в макете).
Воспитатель: А потом? (В стакан с уксусом добавим красной краски и капнем моющего средства. Затем выльем эту смесь в баночку с содой). Дети выполняют эксперимент.
Воспитатель: Ребята, почему так получилось?
Вывод: В результате взаимодействия уксуса с содой возникает настоящая химическая реакция с выделением углекислого газа. А жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену — вот и извержение.
Воспитатель: Молодцы, поаплодируем фокусникам.
Воспитатель: Ребята, а какие должны быть фокусники? (Внимательные, ловкие, быстрые)
Воспитатель: Вот сейчас, я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и старайтесь не ошибиться, выполнять быстро.
Дети выполняют движения под песню "У жирафа пятнышки" Воспитатель: Вы молодцы! А сейчас в следующем фокусе участвовать будут все.
Воспитатель: Вот такого волшебства
Не видали никогда,
Посчитаем хором, дружно
Дети: 4, 3, 2, 1, что случится, поглядим!
Фокус "Фейерверк из шаров"
Воспитатель: Что будим делать сейчас? (Надуем шары)
Воспитатель: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.
Дети надувают.
Воспитатель: Посмотрите на все шарики. Сейчас по моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.
Дети отпускают.
Воспитатель: Чей шар улетел дальше? Почему?
Вывод: Потому что он был больше, а значит в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее.
Воспитатель: А если шар не большой? (ответы детей)
Воспитатель: Я рада что, тренировка прошла успешно. Как вы думаете, теперь мы сможем пойти к малышам и показать наши фокусы? А какой фокус вам понравился больше всех? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: А ещё я хочу предложить вам подготовить младшим детям подарки своими руками. У кого есть желание, проходите за столы, подумайте, посоветуйтесь, что бы вы хотели сделать и приступайте.