Караваева Татьяна Асламбековна
Конспект ОД в кружке по экспериментированию «Песок, его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие галилео
Пояснительная записка
Образовательная деятельность «Песок, его свойства» реализуется на основе программы кружка «Маленькие Галилео».
Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения, стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Публикация «Конспект ОД в кружке по экспериментированию „Песок, его свойства“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:
• обогащение представлений об окружающем мире,
• развитие познавательной инициативы (любознательности,
• освоение культурных форм упорядочения опыта: родо-видовые, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.
Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей
Цель программы кружка состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Задачи программы
1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Планируемые результаты освоения воспитанниками программы
проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
• быстрое включение в активный познавательный процесс;
• самостоятельное пользование материалом;
• остановка цели и нахождение путей ее достижения;
• самостоятельность при поиске открытий;
• проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
• растойчивость в отстаивании своего мнения;
• расширение кругозора детей;
• развитие критического мышления и речи;
• развитость мускулатура пальцев;
• проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:
• самостоятельно ставит проблему;
• выдвигает гипотезы, предположения;
• самостоятельно планирует деятельность;
• выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
• доводит дело до конца;
• ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.
Система оценки результатов освоения программы
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности;
• проектной деятельности;
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагогом создаются диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Педагог в ходе своей работы выстраивает индивидуальную траекторию развития каждого ребенка исходя из следующих параметров:
-Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
- Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
-Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
-Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.
-Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.
Оборудование: Емкость с сухим песком,емкость с мокрым песком,воронка,лупа
вода,емкость для воды,водонепроницаемый деревянный ящик, игрушки.