Ольга Грязнова
Конспект занятия по экспериментированию «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
Образовательные:
Научить опытным путем определять свойства воздуха.
Углублять и систематизировать представления детей о свойствах воздуха.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Материал и оборудование: презентация «Воздух»; полиэтиленовые пакеты, соломинки, стаканы, емкости, сдутый шарик, теннисный шарик, колбы. газированная вода, салфетки.
Ход занятия:
Дети входят в оформленный под лабораторию зал.
Воспитатель:Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети
Всё желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!
Очень много вопросов «почему», «как», «бывает - не бывает» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы?
Примерные ответы детей: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.
Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то об одном знакомом интересном объекте. Догадайтесь, о каком:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно о воздухе!
В: Ребята, посмотрите на слайд, что это? Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов
атмос - воздух, сфера - шар.
Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Воздух, окружающий нашу планету выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, теплый воздух на север. С морей и океанов, рек и озер собирает влагу и отдает ее суше. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает снежным одеялом, чтобы не мерзли растения, чтобы не страдали от жестких морозов звери и птицы. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. А ученые должны быть аккуратными, внимательными, спокойными. Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек» чтобы исследовать воздух. Дети надевают халаты.
Воздух – это волшебный невидимка, который всегда есть там, где, кажется, что его нет. Давай вместе проверим, есть ли вообще воздух, и зачем он нам нужен? Докажите мне что без воздуха нам не прожить. (Ответы детей) Попробуйте несколько секунд не дышать. Чувствуете, как становится тяжело в груди? Это воздух кончился в легких, а теперь глубоко вдохните, а потом выдохните и попробуйте увидеть воздух. Что получилось? Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Никто не видит воздух, но мы знаем, что он действительно есть.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. Каким образом? (Ответы детей).
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещении»
Воспитатель, если дети сами не вспомнят каким образом можно доказать присутствие воздуха, показывает им, как можно это почувствовать – помахать ладошками на себя).
Ребята, а, как нам поймать и увидеть воздух. ( Ответы детей: с помощью, пакета).
Воспитатель: Правильно, с помощью пакета. (Дети показывают и комментируют). Нужно взять полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы). Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Ответы детей. Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы).- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать, заключив в оболочку. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.
Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). А давайте проверим! (Дети дуют в трубочку в стакане с водой). Что происходит с водой?
Ответы детей: Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.
Вывод: Воздух есть внутри нас.
Физминутка: Я предлагаю вам поиграть с мыльными пузырями. В мыльных пузырях так же находится воздух только в очень тонкой оболочке.
Ребята, а скажите мне, а какая связь может быть у рыбки и воздушного шарика. (Ответы детей). У рыбы внутри находится плавательный пузырь, заполненный воздухом, и он помогает рыбкам плавать. А чтобы в этом убедиться, мы проведем эксперимент с виноградом, он по форме очень похож на плавательный пузырь рыбы.
Опыт: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают виноградинку на поверхность.
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, мы выяснили, что воздух есть в нас, вокруг нас, а есть ли воздух в этом, как мне кажется, пустом стакане? (ответы детей). Проверим? Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.
Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод: Воздух существует!
Давайте мы с вами вспомним, что мы знаем о воздухе и поиграем в игру.
Проводится игра "Бывает - не бывает".
Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
• Воздуху бывает жарко?).
Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти.
А поможет нам в этом теннисный шарик. Посмотрите, что с ним случилось. Ответы детей.
Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого - нибудь получится его «починить».
Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается.
Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит?
Воспитатель: А может быть, всё - таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:
Ой, вы, бедные сиротки мои….
Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел.
Только давайте вспомним правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи. Если вы используете обычную стеклянную банку, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть. Проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас. Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в банку и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить горячую воду.
Готово! Считайте до пяти.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Осторожно достаю шарик… Посмотрите…
Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!
Дети: Вмятины не стало!
Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда? Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток?
Выслушиваются предположения детей.
Воспитатель: Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и он начал как бы раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его.
Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».
Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры. Но к вам большая просьба: запомните, пожалуйста, что детям нельзя самостоятельно играть с кипятком, пользоваться горячим ч
А сейчас мы попробуем провести эксперимент еще с одним предметом. Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
Называется он "оживающий воздушный шарик".
Нагревающийся в бутылке воздух расширяется, ему становится мало места, и он «переходит» в шарик, поднимая его (шарик «встает»). Опыт проводится на подносе. Наш эксперимент еще раз доказывает, что воздух при нагревании расширяется. Вот мы сегодня с вами сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании.
Вывод: Воздух при нагревании расширяется
Проведем опыт, доказывающий, что при охлаждении воздух сжимается. Поставим эту же бутылку с шариком в емкость с холодной водой и посмотрим. (Шарик втянется в её горлышко).
Вывод: Охлаждаясь, воздух в бутылке сжимается, съёживается и занимает всё меньше места. На освободившееся место устремляется более тёплый воздух снаружи. И шарик, который закрывает ему доступ в бутылку, втягивается внутрь.
Ну, вот и все! Мы закрываем нашу лабораторию. Но не заканчиваем нашу исследовательскую деятельность. И напоследок я хочу вам показать такой опыт: накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем. Лист бумаги держит воду.
А почему так происходит вы узнаете дома и завтра мы с вами это обсудим.
Нам еще много предстоит узнать. (дети снимают халаты). Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными? О каких свойствах воздуха вы сегодня узнали? Что было интересно? Сложно? Что вас удивило? О чем расскажете дома родителям!