Лилия Переверзева
Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе. «Что мы знаем о воде? Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приё мы: Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты); наглядный (экран «Кому нужна вода», схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе, „Что мы знаем о воде? Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Чтение рассказов, сказок познавательного характера
Опыты
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материалы и оборудование: «Опыты с водой»; Макет «Мойдодыра» сделанный из картонной коробки; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, стаканы с молоком, пустые стаканы, сахар, гуашь (красная, синяя, ложечки (по 2 шт. на ребёнка);
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода?
Жидкое состояние – это жидкость, дождь, роса.
Газообразное состояние – пар, облако, туман.
Твердое состояние – лед, снег (показ иллюстраций).
Физкультминутка:
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке (плавные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда. (потягивание, руки вверх)
Мы из речки вылезаем
Чтоб обсохнуть, погулять (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох
Мы садимся на песок (дети приседают)
Дети сегодня к нам в гости пришел интересный и не обычный гость.
Мойдодыр: Здравствуйте ребята, у меня проблема, вы мне поможете?
Дети: Да.
Мойдодыр: Я не могу загадку отгадать, помогите, пожалуйста.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба.
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды–
Жить нельзя нам без… (воды). Аудиозапись: звуки воды.
Воспитатель:
– Наши дети хорошо знакомы с водой.
Кто, ребята хочет рассказать, где нам встречается вода? Ребята, давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода?
Жидкое состояние – это жидкость, дождь, роса.
Газообразное состояние – пар, облако, туман.
Твердое состояние – лед, снег (показ иллюстраций).
(Ответы детей.)
– А сегодня я хочу, чтобы мы пригляделись к ней получше и познакомились со свойствами этого необычного вещества. И ты, Мойдодыр оставайся, тоже узнаешь много нового.
В. : Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Ее можно заморозить или превратить в пар.
- Давайте, ребята, пройдём в нашу лабораторию. Проходите к столам, удобно устраивайтесь.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам, Ребята, лучше это запомнить, посмотрите на картинку на экран. (Фото 1)
Воспитатель: Теперь давайте посмотрим, какого цвета вода.
А как вы думаете, ребята?
Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.
У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные.
Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.
Опыт №2 «Вода бесцветная и прозрачная».
– У вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе бумаги нарисуйте фломастером цветочек. А теперь поставьте на этот лист сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (Ответы детей.) (см. фото №2)
Можно это проверить и таким способом:
Перед вами два стаканчика, в одном налита вода, а в другом молоко. Опустите в эти стаканчики ложки, в каком стаканчике ложку видно, а в каком нет? Какой вывод можно сделать? какая вода? (прозрачная).
В-ль. : Какого цвета молоко? (белого).
В-ль: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (сзади приставить белый лист бумаги) (нет)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)
В-ль. : Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Мойдодыр, хочешь?
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.
В. : Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. (см. фото №3)
В. : Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Физкультминутка:
На реке живет енот,
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
Кверху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет
И запас под корень прячет.
Он среди воды живет,
Добродушный наш енот
Опыт №3 «Вода не имеет вкуса»
В-ль: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода).
В-ль: Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Катя, чтобы не забыла, я приготовила вам фото, посмотрите на экран. (см. фото № 4)
Опыт № 4. «Вода – растворитель». (Детям раздаются мерные стаканчики с сахаром, ложечки).
В-ль. : Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. (см. фото №5)
Опыт № 5 «Вода не имеет запаха».
В. : А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь? (нет)
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Вывешивается символ этого свойства воды. (см. фото №6)
В-ль. : Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). В-ль капает в свои стаканы с водой каплю эфирного масла (разного). Стаканы передаются по кругу.
Опыт № «6. «Вода и огонь»
Берем емкость с водой и спички. Поджигаю спичку и опускаю ее в воду. - Получилось мне поджечь воду? - Почему потух огонь? (ответы детей) Вывод: Ребята, огонь воду боится. (см. фото №7)
Опыт №7 «Очистка грязной воды»
Берем два прозрачных стакана с водой. Первый стакан - с чистой водой, второй с грязной. Показываю детям.
- Что вы видите у меня в стаканах?
- Какую воду вы захотели бы выпить?
- Почему вы выпили бы чистую воду?
- А почему не стали бы пить грязную?
(ответы детей)
- Как вы думаете, можно очистить грязную воду?
(ответы детей)
Проделываем опыт, привлекаю детей.
Беру емкость, вставляю в нее воронку, дети укладывают веточки, салфетки. Выливаю грязную воду в воронку. Вода проходит сквозь фильтр и становится чистой, пригодной для питья. (показ детям, ответы детей).
Вывод: Воду можно очищать (фильтровать).(см. фото №8)
В-ль. : А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Мойдодыр. Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. И теперь понимаем, почему Мойдодыр с ней так дружен.
В-ль. : ребята давайте еще, раз вспомним выводы и свойства воды.
(с опорой на картинки, которые появляются на экране) :
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная, прозрачная.
Вода – безвкусная.
Вода не имеет запаха.
Вода – растворитель.
Вода- боится огня.
Воду можно очищать.
Мойдодыр : Ну. Спасибо, ребята, я очень рад, что вы столько много знаете о воде.