ЮЛИЯ БАРАБАШ
Разработка образовательной деятельности «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• образовательные
-познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности и т. д.
- учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий.)
- закрепить представления детей о том, что камни - это компонент неживой природы.
• развивающие:
-развивать у детей сенсорное ощущение, умение обследовать камни разными органами чувств;
Публикация «Разработка образовательной деятельности „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
- развивать навыки постановки опытов;
-развивать память, внимание, связную речь;
-развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
• воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к камням, желание обследовать их, любоваться ими.
Активация словаря:
-камень, твердый, прочный, тяжелый, легкий, гладкий, неровный, блестящий, не блестящий, холодный, теплый;
-тонет, плавает, рисует. Пачкает. Растворяется, не растворяется.
Материалы и оборудование:
-речные камни разного размера, разной фактуры, ; керамзит, весы, мел, уголь, горный хрусталь, оксид кремния (кварц, кремний, листы черного и белого картона, емкости с водой, лупы.
Планируемые результаты:
самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Методические приёмы:
наглядный (использование картинок, дидактических игр);
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
поощрение, анализ занятия.
Ход НОД.
Дети встают в круг и говорят приветствие:
-Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Подарим всем хорошее настроение.
Воспитатель: ребята, что я вам сегодня принесла, узнаете, если отгадаете мою загадку:
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким в ладошке лежать,
Тяжелый, большой одному не поднять.
-Что это? Кто отгадал мою загадку? (Камень.)
Воспитатель: Посмотрите, сколько разных камешков я принесла для вас!(показывает поднос с камнями.)
-Все они такие разные и каждый из них по-своему хорош и может рассказать много о себе интересного, нужно только научиться разгадывать его тайны.
-Сейчас я хочу познакомить вас с двумя друзьями:
-Я - чудесный Уголек,
Черный у меня бочек.
Ярко в печке я горю,
Людям всем тепло дарю. (Уголь).
Раздать детям кусочка угля для обследования.
Воспитатель: Давайте попробуем сжать его в руке! Он твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Воспитатель: Гладкий или шершавый?
Дети: Шершавый.
Воспитатель: а посмотрите на свои ручки, что с ними произошло (Ответы детей)
-Они испачкались. Значит, уголь может оставить след.
-Скажите, а на каком листе будет лучше виден след? На белом или черном? Давайте попробуем! Ребята, а вызнали что углем раньше топили печи. (Дети делают вывод)
Воспитатель: Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске.
Белят потолки и печки,
Растворяется легко.
Опусти комочек в речку,-
Утечет как молоко.
-Что это? (Мел.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим второго друга. (Дети обследуют мел)
-Какого он цвета? Твердый или мягкий? Гладкий или шершавый? (Ответы детей)
Смотрите, он испачкал ваши ручки, значит мел тоже может оставлять следы.
-Давайте порисуем мелом на черной бумаге. Как это делают учителя в школе. (Дети делают вывод)
Воспитатель: Ребята, скажите похожи ли наши друзья? Чем похожи?
Дети: Твердые и пачкают руки
Воспитатель:
А чем отличаются?
Дети: Разного цвета и Мел гладкий,а уголь шершавый.
Воспитатель: Ребята, уголь и мел добывают глубоко в земле. (Изображение шахты и меловой пещеры).
Динамическая пауза:
По дорожке мы пошли. Много камешков нашли. (Дети шагают, приседают и снова шагают)
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли. (поворот направо, присели,)
Вот на лево мы пошли, пестрых камешков нашли. (поворот на лево, присели)
И с собой все принесли (развели все руки в стороны.)
Воспитатель: А вот еще какие камешки я хочу вам показать. (раздает гладкие морские камешки)
-Давайте определим его температуру. (Проводят опыт)
- Приложите его к своей щеке. Какой он теплый или холодный? А теперь сожмите в руке : стал ли он теплее? (Ответы детей)
Воспитатель: А бывают камешки, с помощью которых древние люди добывали огонь (показ иллюстрации и кремния).Давайте проведем эксперимент на жесткость. Возьмем в одну руку пластилин, а в другую камень и сожмем.
- Что произошло с камешком, а что с пластилином? Почему?
Дети:[javascript:addTag('message', '', '')/b] камень тверже пластилина.
Воспитатель: А давайте определим вес камней, какие тяжелые, а какие легкие?(Дети взвешивают на весах камни и делают вывод)
Дети: камни бывают тяжелыми и легкими.
Воспитатель: Бывают большими и легкими такими как пемза(Показать камень) Он легкий потому что состоит из множества пузырьков. Его используют в быту, и в строительстве.
Воспитатель: Ребята давайте определим плавучесть камней?.Что будет если камень положить в воду (Ответы детей самостоятельно. Пусть сформируют гипотезу).
- Камень утонет или будет плавать на поверхности? Положите вы свои камешки в воду, что произошло? Все ли камни тонут? (Воспитатель дает керамзитный камень)
Воспитатель: Это камень керамзит. (Дети делают вывод.)
- Обратите внимание, что камень изменил свой цвет, стал ярче.
- Есть и драгоценные камни, мечта всех царей из сказок. Я приглашаю вас на выставку, посмотрите какие красивые вещи делают из камней. (показать ювелирные украшения).
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете какими бывают камни. Давайте вспомним, какие два друга приходили к нам в группу. (Ответы детей)
-А сейчас посмотрите, что у меня лежит в моем волшебном мешочке.
Дети: камешки.
Воспитатель: Да – это камни,но не простые, это морские, съедобные камешки. Угощайтесь. И такие камешки тоже бывают!