Анжелика Скачкова
Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы «Путешествие на остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы «Путешествие на остров»
Цель
: закреплять экологические знания и развивать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
• Формировать у детей понятие «экологическое равновесие»
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы „Путешествие на остров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
• Углублять и систематизировать знания детей о правилах поведения в природе.
• Развивать познавательные умения детей: рассматривать, строить предположения, делать выводы и простейшие умозаключения. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости
• Активизация словаря: фильтр, фильтровать, экологическое равновесие, пищевая цепочка.
• Развивать коммуникативные умения и навыки: уважение к товарищам, не перебивать, выслушивать, уметь договариваться.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход НОД.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас занятие по экологии. К нам пришли гости, давайте поздороваемся:
Станем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте! Друг другу
Нам здороваться ни лень
Всем «привет» и «добрый день» (поворачиваются к гостям)
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: А у меня для всех сюрприз. Почтальон принес в детский сад необычное письмо. Очень странный у него обратный адрес – «Остров Чанга». (Показывает). Его прислал житель этого острова – наш друг.
Воспитатель: А что такое остров? (это суша, со всех сторон окруженная водой)
Читает письмо:
«Здравствуйте, мои дорогие друзья, юные экологи из детского сада.
Я очень рад за вас, что вы стараетесь узнать о природе как можно больше и учитесь помогать тем, кто попадает в беду. Мне тоже нужна ваша помощь, ребята. Мой остров просто чудесный, здесь так много интересного и замечательного. Жизнь моя на острове была бы прекрасна, если бы…. Приглашаю вас в гости, посмотреть на чудеса природы, заодно и поможете мне советом.»
Воспитатель: Дети, в середине письмо размыто водой, я ничего не могу разобрать. Собираемся на экскурсию на остров? Постараемся помочь? Я предлагаю вам собрать рюкзак.
Воспитатель: Прежде, чем укладывать вещи, пожалуйста, вспомните и назовите основной закон экологии. (НЕ ВРЕДИ ПРИРОДЕ)
Воспитатель: Как человек должен вести себя, чтобы не навредить природе? (Не загрязнять воду, не оставлять мусор, не убивать животных, не ломать деревья).
Воспитатель: Очень хорошо, что вы все это знаете, значит делать этого не будете.
Воспитатель: Итак, перед нами стоит задача из предложенных предметов отобрать вещи, необходимые в походе. Правило такое: мы берем в поход только то, что не причинит вреда природе. Вещи, которые могут быть опасными для окружающей среды -оставляем.
Воспитатель: Я предлагаю сесть в кружок и решить сообща, какие вещи нам понадобятся, какие нет и почему.
Игра «Что возьмем в поход»
Предлагаются карточки:
Бинокль Рогатка
Блокнот Магнитофон
Мешок Сачок
Карта Спички
Лупа Топор
Компас Птичья клетка
Перчатки Капкан
Аптечка Ружье
Воспитатель: Ребята, почему мы не возьмем сачок? (Нельзя ловить бабочек).
-Для чего нам могут понадобиться перчатки? (Собирать мусор)
-Как вы думаете, нам может понадобиться компас? (Да, чтобы не заблудиться).
-Какой вред природе может причинить магнитофон? (В лесу нельзя шуметь)
Воспитатель: Вот теперь все готово. Мы взяли только самые необходимые вещи. Да заодно еще вспомнили правила поведения в природе.
Воспитатель: Дети, в мире есть очень много интересного, уникального. Мы должны это увидеть. А отправиться в путешествие я предлагаю на мыслелете. Давайте сядем, закроем глаза и представим себе красивый остров, сделаем упражнения, чтобы быть внимательными.
Воспитатель предлагает детям сесть свободно, вытянуть вперёд два пальца (большой и указательный).
1. Возьмитесь пальцами правой и левой руки за мочки ушей, помассируйте ушки, приговаривая «Ушки, ушки слышат всё».
Опустили руки, тряхнули ладошками.
2. Указательный палец поставили между бровями, помассировали, приговаривая «Просыпайся, просыпайся третий глаз»
Опустили руки, тряхнули ладошками.
3. Собрали пальцы правой руки в кулачок. Найдите на шеи ямку, положите туда кулачок, и со словами «я дышу, дышу, дышу» помассируйте ямку в одну и другую сторону.
4. Теперь скажем «Я всё слышу, я всё вижу, я всё чувствую».
В это время на экране появляется картинка острова, со звуком голосов птиц и журчащей воды.
Воспитатель: Посмотрите, мыслелет нас уже перенес на место.
Воспитатель: Какая красота! Мы должны увидеть как можно больше!
Чудес природы очень много. Это и удивительное по красоте северное сияние, и необычайно красочное шоу падающих звезд, и, даже, самая простая, знакомая с детства нам радуга тоже является чудом природы. Все чудеса чем-то поражают нас. Это и необыкновенная красота и необычность явления, его масштабность и страшная сила, это и уникальное сочетание растений и животных.
Воспитатель: Вот например, посмотрите на экран, как вы думаете, что это?
На экране появляется фото кальмара-поросенка. Дети дают предположительные ответы.
Воспитатель: Раскрашенный воздушный шарик? Мультяшный персонаж? А вот и нет! Это – глубоководный морской житель, из-за своего округлого тела получивший прозвище «кальмар-поросёнок».
Воспитатель: А теперь послушайте загадку об одном из чудес.
На синем небе
От края до края
Повисла яркая
Дорожка цветная. (Радуга)
На экране появляется изображение радуги.
Воспитатель: Правильно, это - радуга. Удивительное явление в природе. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их (ответы детей). Какое стихотворение помогает нам запомнить цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем разгадать тайну появления радуги. Проведем опыт «Радуга из воды». Для этого нам потребуется ванночка с водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. На бумаге будет видна радуга.
Воспитатель: Это ли не чудо: один луч света, разбивается на разные цвета.
Воспитатель: Давайте пойдем дальше. Посмотрите, что это?
На экране появляется фото гор.
Воспитатель: Горы в природе есть очень необычные, как будто волшебные.
Идут слайды гор-чудес, воспитатель по ходу объясняет где они и в чем их уникальность.
Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку.
Есть опасная гора,
Может вдруг ожить она!
Дымом, пламенем дышать,
Магму может извергать.
Люди в мире разных стран
Знают, что она - (Вулкан).
i]На экране появляется фото вулканов. [/i]
Опыт «Извержение вулкана»
Оборудование: макет вулкана, смесь для извержения (сода-2ст. л., лимонная кислота-2ст. л., гуашь красного цвета-1ч. л., жидкое мыло-1ст. л., вода-150мл.)
Воспитатель поясняет, как происходит извержение вулкана.
Воспитатель: Идем дальше, посмотрите, какое красивое озеро! Давайте отдохнем.
На экране фото озера.
Физминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, - это брасс,
Один, другой – это кроль,
Все как один – поплыли как дельфин.
Воспитатель: Жарко то как искупаться бы сейчас и попить. Как вы думаете, можно?
Дети объясняют, почему нельзя купаться в незнакомых водоемах и тем более пить из них.
Воспитатель: В некоторых водоемах вода не пригодна ни для купания, ни для питья, она ядовита, но там и нет ничего живого, поэтому чтобы набрать воды из него, мы должны убедиться, что в нем кто-то живет.
Воспитатель: Что же нам надо сделать с водой, чтобы попить. (профильтровать).
Воспитатель: Чем мы можем профильтровать воду?
Дети рассуждают, что можно взять любую ткань, сделать воронку и пролить через эту воронку воду.
Воспитатель: Совершенно верно, лучше чтобы ткань была в несколько слоев, между тканью можно проложить вату, можно использовать чистый песок, активированный уголь. Давайте попробуем профильтровать вот эту грязную воду.
Проводится опыт по фильтрованию воды, дети работают в парах.
Воспитатель: Замечательно, мы очистили воду, посмотрите какая чистая. Скажите, как сохранить воду в природе, мы же не можем очищать воду целого озера баночкой. (Нужно не засорять, там где есть какие-то заводы, ставить большие очистные сооружения)
Включается звук комариного писка, много комаров.
Воспитатель: В этом озере, точно есть живность: рыбка плещется, только вот от комаров спасу нет. Интересно, почему?
Входит житель острова.
Житель: Наконец-то вы ко мне добрались, мне нужен ваш совет. Когда-то я оказался на этом острове, мне очень понравилось место у озера, я построил себе хижину, все было замечательно, вот только лягушки нарушали тишину и я их истребил. Потом началось что-то страшное, меня просто осадили комары!
Воспитатель: Житель острова говорит, что сначала все было хорошо.
Какая карточка подходит под это описание? (Дети выкладывают)
Что произошло потом? (Он прогнал лягушек и жаб).
Как вы думаете, кому стало плохо, когда на озере не стало лягушек? (Стало плохо птицам, которые живут у воды цаплям, например, они улетели)
На озере не стало птиц, лягушек и жаб, но появилось… (большое количество комаров).
Ребята, какая же взаимосвязь между лягушками и комарами? (Пищевая, это звенья одной пищевой цепочки).
Воспитатель: Правильно, прогнав лягушек, житель острова разорвал пищевую цепочку.
НАРУШИЛОСЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Воспитатель: Что мы посоветуем ему в этой трудной ситуации?
Как восстановить экологическое равновесие? (Вернуть лягушек на озеро.)
Прилетят птицы. Если мешают лягушки, дом можно построить в другом месте.
Воспитатель: Молодцы, ребята, я считаю, вы правы, что посоветовали нашему новому другу помириться с лесными обитателями.
Как вы думаете, наш совет поможет?
Житель острова: Поможет, вы мне очень помогли, только где взять лягушек?
Воспитатель: Давайте сделаем лягушек.
Дети делают лягушек оригами.
Житель острова: Спасибо вам, приезжайте ко мне в любое время, буду рад вас видеть.
Воспитатель: Большое спасибо за приглашение, мы обязательно тебя навестим, а сейчас наше путешествие закончилось, нужно возвращаться назад, прошу вас в наш мыслелет.
Дети садятся по-турецки и закрывают глаза, складывают руки медитируя.
Воспитатель:
Мы видели много сегодня чудес,
Озеро, радугу, вулкан до небес.
Но дома нас ждут ребячьи дела,
Поездка забавной конечно была.
Итог НОД.
Воспитатель: Открывайте глаза, мы вернулись в наш детский сад. Давайте нашим гостям расскажем, где мы были и что видели.
Куда мы летали на мыслелете? А зачем мы туда полетели?
Какое чудо природы мы увидели первым? Как это получается?
Что мы увидели потом?
Чем мы занимались на озере?
Как мы фильтровали воду?
Что произошло у нашего друга?
Чем мы ему помогли, как вы думаете?
Давайте вспомним два главных закона экологии: (Не навреди! Все в природе находится в экологическом равновесии.)
Воспитатель: Молодцы, сегодня мы хорошо попутешествовали. Давайте попрощаемся с нашими гостями.