Ольга Калугина
«Путешествие в подземном царстве». Конспект НОД по экологическому воспитанию по теме «Почва»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Почва».
«Путешествие в подземном царстве»
Цель: Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой.
Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.
Публикация «„Путешествие в подземном царстве“, Конспект НОД по экологическому воспитанию по теме „Почва“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Уточнение знаний детей о свойствах почвы : мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы :
- назвать предмет в целом (почва) ;
- при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;
- при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т. д.
Задачи:
Образовательная: Обобщить и закрепить знания детей о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать отличительных признаках перегноя, песка, глины.
Развивающие: развивать творческие способности, речь, мышление умению проведения опытов. Активизировать словарный запас детей.
Воспитательная : воспитывать доброе отношение к планете. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. Закреплять представление о том, что на земле все взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.
Предварительная работа: Рассматривания демонстрационных картинок с изображением (дождевых червей, кротов, землеройки). Чтение литературы, просмотр DVD дисков, просмотр энциклопедий, дидактические игры.
Оборудование: образцы почвы : рыхлая и плотно утрамбованная почва, комочки влажной и рыхлой земли, большая банка, 2 банки: с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла, баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка, стаканчики с землей (по количеству детей, семена, наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт, обруч-4 шт.
Ход занятия.
В гости приходит Всезнайка. Здравствуйте, меня зовут, Всезнайка я побывал, в подземном царстве, принес оттуда много интересного. Хотите, быть моими помощниками знакомится, с детьми раздает, значки с именами детей. Пойдемте со мной в лабораторию. Я хочу вас познакомить с подземным царством.
Обратите внимание на емкость с почвой. Что такое почва?
Всезнайка: Почва – это верхний слой земли, т. е. земной поверхности. Главное свойство почвы – ее плодородие. Чем больше в ней перегноя, образующегося из остатков погибших растений и животных (насекомых) тем она плодороднее. Перечислите, а кто живет в подземном царстве? (показ иллюстраций дождевых червей, кротов, землероек)
Ответы детей:
Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу?
Ответы детей: Да они рыхлят почву.
Всезнайка: Правильно. Благодаря этому в почву поступает воздух и вода. Дав Давайте проверим, есть ли в почве воздух.
Опыт 1. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Что вы наблюдаете?
Д. - Из комочка побежали маленькие пузырьки.
Д. – Это воздух поднимается из воды.
В. – Где же был воздух?
Д. – Воздух был в комочке земли.
В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
В. - Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?
Д. – В земле есть воздух.
(Пузырьки воздуха.)
Всезнайка: Из чего состоит почва?
Ответы детей:
В состав почвы входят : перегной, песок, глина, вода, воздух. Именно перегной предает почве черный цвет.
Всезнайка: Ребята давайте потрогаем на ощупь глину, песок, перегной
Ответ: детей: глина - твердая, плотная песок - сыпучий перегной - рыхлый
Практическая деятельность детей: воспроизвести макет слоев почвы
Всезнайка: В какой почве лучше расти растениям?
Ответы детей: (рыхлой мягкой)
Всезнайка: В плотной почве не хватает воздуха, воды чтобы в ней росли растения.
Всезнайка: Ребята, мы с вами проводили опыты устали, Я вас приглашаю прогуляться на полянку.
Физминутка:
Всезнайка: Ой, ребята, сколько мусора надо убрать полянку от него. Дети убирают мусор.
Помните! Юный эколог тот, кто любит природу, оказывает ей помощь, относится очень бережно, охранять от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!
Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.
Возможна ли жизнь на Земле без почвы?
Дети: нет
Еще почву называют «Подземным царством».
- Как вы думаете, почему?
В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.) .
Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.
-Чем они дышат? Как и все воздухом.
В. - Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
В: Ребята, а вы экспериментировать любите? Я вам предлагаю побыть маленькими исследователями! Готовы?
- Возьмите лупы и чашечки с небольшим количеством почвы. Рассмотрите почву под лупой и попробуйте предположить какого она цвета? Имеет ли она определенный запах?
Да, имеет.
Скажите, где воздуха в почве больше – в местах, которые посещают люди (плотно утромбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой) .
- Давайте проверим.
Для этого возьмем кусочек с клумбы (рыхлой почвы) и с места, где часто ходят люди – тропинки (уплотненной почвы) .
Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков.
Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве) .
- Где подземным жителям легче дышать?
- А почему в уплотненной почве воздуха меньше?
Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как - бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
В. Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?
- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?
Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям. Закрепили знания о почве, как компоненте природы, свойствах почвы.