Елена Рябова
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Природа Волжского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Природа Волжского края»
Образовательная область: «Познавательная»
Цель: Познакомить детей с природой родного края
Задачи:
Обучающие:
Продолжать формировать у детей знания о природе Волжского края, растительном и животном мире.
Развивающие:
Расширять и обогащать знание об особенностях природы своего края, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, формировать речевые навыки в составление рассказов на заданную тему.
Воспитывающие
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Природа Волжского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Прививать любовь и уважение к малой родине
Оборудование:
Мольберт, магнитофон, аудиозапись «Звуки природы»
Демонстрационный материал:
Изображения лиственных и хвойных деревьев, листья – березовые, дубовые, хвоя сосны, игрушки диких животных – медведь, ёж, лиса, белка. Муляжи грибов, корзинка, картинки грибов, изображение рыб – щука, карась, сом, нарисованная река,, рисунки детей о родном крае.
Раздаточный материал:
Смоделированное дно Волги (на каждого ребёнка, лупы, плоскостные картинки с изображением рака и рыбок (на каждого ребёнка, рисунки детей о родном крае
Предшествующая работа:
Беседы о животном мире Волжского края, составление альбома на заданную тему. Беседа «Береги природу»
Работа с родителями: Подготовить небольшой рассказ о животном и растительном мире родного края, рисунки.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть (мотивационный этап.).
Дети стоят на ковре полукругом.
Воспитатель : Ребята, нас пригласили на телепередачу, хотите пойти? (да)
(Воспитатель подводит детей к другому воспитателю, сама уходит)
- Здравствуйте ребята, приветствую вас на передаче «Юный исследователь», сегодня я предлагаю Вам вступить в ряды юных исследователей.
А знаете ли, вы, кто такие исследователи, и что они делают?
Дети: много путешествуют по разным местам, изучают жизнь животных, растений, других народов)
Воспитатель : Правильно, а потом записывают в книги или создают фильмы о своих исследованиях, а я вам предлагаю исследовать природу нашего Волжского края, а как вы думаете, почему наш край называется Волжский?
Дети: протекает река Волга
Воспитатель : Правильно, ну, что вы готовы? Давайте с собой возьмем записную книжку, фотоаппарат, и по окончании нашего исследования создадим фильм о нашем родном крае. А отправимся мы в заповедник. Заповедник- это такое место, где растения и животные находятся под охраной человека. А поедим мы с вами на автобусе
(дети встают друг за другом и имитируют езду на автобусе)
Основная часть:
Дети вместе с воспитателем подходят к первому мольберту с изображением деревьев
Воспитатель : Первое, что встретилось на нашем пути- это место, где много деревьев, как оно называется?
Дети: лес
- А какие леса есть в нашем крае и что там растет, мы с вами сейчас узнаем
(педагог читает загадки о деревьях, по мере отгадывания выставляется картинка)
«На лесной опушке стоят подружки
Платьица белёны, шапочки зелёны» (берёзы)
-Как называется лес из одних берёз? (берёзовая роща)
Не загадка это даже, сразу назовём,
Если только кто-то скажет – жёлуди на нём
Ответ: дуб
Как называется лес, где одни дубы (дубовая роща)
«Зимой и летом одним цветом»
Ответ: Ель
Как называется лес из одних елей и сосен? (сосновый бор)
(если дети затрудняются с отгадками, следует сначала выставить картинку, а потом ждать от них ответа)
Воспитатель : Молодцы ребята, а вы чувствуете в лесу какой запах свежести? Давайте глубоко вдохнём носом, а ртом выдохнем (гимнастика проводится 3-4 раза)
- Ребята, давайте подумаем, почему одни деревья называют лиственными, а другие хвойные?
Дети: на одних деревьях растут листья, а на других иголки – хвоя
Воспитатель : Назовите, какие лиственные и хвойные деревья вы видите?
Дети: берёзы, дубы. Хвойные- сосна и ель
Воспитатель : А сейчас я проверю, какие вы сообразительные. (проводится игра «С какого дерева упал листочек»)
- Посмотрите на «земле» лежат листья упавшие с деревьев, поднимите по одному, подумайте, с какого дерева мог упасть этот листочек и подойдите, прикрепите. (дети выполняют задание)
- А теперь давайте проверим, Аня, почему этот листик, ты прикрепила на это дерево? (дерево лиственное, Ваня, почему иголки на это дерево (хвойное) и т. д
- Молодцы ребята, все правильно вы сделали, а теперь давайте поиграем
«Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать (будем листья собирать)
Листья тополя, дистья осины, листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём»
- Посмотрите, а под деревьями кто- то нас ждёт (под мольбертом, игрущки животных, дети называют диких животных, отмечают их индивид, Особенности- медведь и ёж впадают в зимнюю спячку, заяц и белка меняют шубки, дают ответы, кто живет в лесах родного края)
- Давайте сфотографируем этих животных (дети имитируют движение фотоаппарата)
А теперь давайте немного поиграем (физминутка)
За грибами все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, рыжики срывали.
Лисичка бежала, лисички собирала.
Скакали зайчатки, искали опятки.
Медведь проходил, мухомор раздавил.
- Ну вот мы с вами и собрали грибы, давайте присядем на полянку и посмотрим, что же мы насобирали.
(дети садятся на ковёр и рассматривают картины маслёнка, белого гриба, мухомора, делают вывод, что мухомор ядовитый гриб, его трогать нельзя, фотографируем грибы, проговариваем, какие грибы растут в наших лесах)
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и послушать звуки природы (аудиозапись)
- Откройте глаза, и пойдем дальше (дети встают и идут за воспитателем)
(останавливаются рядом с третьим мольбертом с изображением Волги)
- Посмотрите, мы с вами подошли к нашей великой и могучей реке- как она называется? (Волга)
-Давайте посмотрим, а кто водится в реке (показываю картинки с изображением рыб, дети называют)
- щука, сом, карась
- А сейчас давайте исследуем дно нашей реки, проходите в нашу исследовательскую лабораторию (дети садятся за столы, у каждого ребёнка смоделированное дно реки (песок, камни, лупа)
Дети рассматривают песок, трогают его, дают ему характеристику, то же с камнями. Делают вывод, что дно реки бывает песчаным и каменистым.
- А теперь давайте поселим на дно реки, рыбку или рака (у детей плоскостные картинки)
- А я вам предлагаю поиграть с рыбкой (у воспитателя в руках игрушка- рыбка, сейчас она поплывёт, а вы следите за ней только глазами (зрительная гимнастика – «Рыбка в реке»)
Заключительная часть (рефлексия)
- Ну вот ребята, много интересного узнали о нашем крае, вы фотографировали, снимали, а теперь пора вернуться в нашу студию и создать научный фильм о нашем Волжском крае, садимся в наш автобус и отправляемся. (садимся на свои места в имитированной студии)
- У каждого на столе есть рисунки- это будут кадры нашего фильма (дети поочереди выходят с рисунком)
- Кадр первый- растительность наших лесов (дети с рисунком леса рассказывают, какие деревья растут, и как называются леса, о грибах и ягодах Волжского края)
- Кадр второй – животные наших лесов (выходят дети с изображением животных, рассказывают про них)
- Кадр третий- о Волге
- Кадр четвертый «Берегите природу»
- Молодцы ребята, вы хорошие исследователи, с заданием справились
(воспитатель вместе с детьми составляет альбом из рисунков)
Используемая литература:
Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду.
Борисова М. М. ФГОС Малоподвижные игры и игровые упражнения (3-7 л.)
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 л.)
Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. Наглядное пособие. 4-6 л.
Интернет ресурсы:
- Растительный и животный мир Волжского