анастасия румянцева
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников Ивановского края
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский.
Кружок «Юные Экологи родного края» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Публикация «Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников Ивановского края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить ребнка правильно общаться с природой родного края, любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Исходя, из всего этого я взяла в качестве дополнительного образования экологический кружок «Юные экологи родного края». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю.
Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.
Основные цели работы кружка:
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Развитие у детей нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю.
Программа призвана решать следующие задачи:
Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины - города Кинешма.
Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: *познавательно-исследовательскую; *чтение художественной литературы; *коммуникативную; *экспериментальную; *продуктивную; *трудовую; *игровую;
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Принципы построения образовательной программы.
Развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс осуществляется на протяжении пребывания детей в средней группе в детском саду.
Процесс развития личности ребёнка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно - исследовательской деятельности.
Содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодействующих образовательных областей.
Образовательный процесс строится на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
Программно - методический комплекс образовательного процесса:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» од редакцией Васильевой М. А., Комаровой Т. С., Гербовой В. В.
Методические пособия:
Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия её реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез,2009.
Николаева С. Н. Юный эколог: система работы в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез,2010.
Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» (пособие для воспитателей и учителей 3-е издание) – Минск. : Асар,2001.
Теплюк С. Н. «занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста» (пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений). - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2001.
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» (Методическое пособие, издание 2-е). - М. : Творческий центр СФЕРА,2009.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1. Наглядные методы: - экскурсии, целевые прогулки; - наблюдения; - показа сказок (педагогом, детьми); - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; - проведение дидактических игр;
2. Словесные методы: - чтение литературных произведений; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы: - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.); - загадывание загадок; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы: - организация продуктивной деятельности детей; - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; - постановка сказок, отрывков литературных произведений; - изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент. В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-5 лет. Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста. Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.
Критерии результативности обучения:
* Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир Алтайского края;
*Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;
*Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;
*Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;
Расписание работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно, один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Юные Экологи родного края» - 8 человек.
4
Тема занятий Цель и задачи наблюдений Формы работы
Сентябрь
1. кинешемский край – наша малая Родина.
Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
1. Рассматривание иллюстраций о нашем крае.
2. Просмотр видеоролика.
2. «Овощи и фрукты» Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.
2. Разгадывание загадок.
3. Игра «Угадай на вкус».
3. «Что растет в нашем лесу?»
Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берза, клн, тополь, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев.
1. Рассказ Лесовичка о лесе (презентация «Деревья»).
2. Рассматривание листьев коры, плодов деревьев.
3. Отгадывание загадок.
4. Игра «Дорисуй листочек».
4. «Зелная аптека» Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям.
1. Беседа о лекарственных травах. 2. Загадки.
3. Доктор лечит от простуды: «Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя».
Октябрь
1. «Вот она какая, осень золотая!»
Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к е явлениям.
1. Чтение пословиц, поговорок и примет.
2. Игра «Найди такой же листочек».
3. Эксперимент «Легкий - тяжелый»
2. «Домашние животные – друзья человека».
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).
1. Беседа о домашних животных.
2. Отгадывание загадок про домашних животных.
3. Игра «Кого не стало».
3. «Чудо- ягодка» Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах).
1. Рассматривание иллюстраций, муляжей.
2. Отгадывание загадок.
3. Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды».
4. Развлечение «Волшебница-осень!»
Ноябрь
1. «Грибное царство нашего края».
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
1. Разгадывание загадок о грибах.
2. Дидактическая игра «Найди лишний гриб».
3. Игра «Собери грибы»
2. «Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят… .»
Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.
1. Наблюдение за аквариумными рыбками.
2. Кормление рыбок.
3. Игры с водой «Рыбаки».
3. «Мир растений» Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Дидактические игры:
«Собери букет».
«Узнай растение»
4. «В гостях у птиц». Продолжить знакомить детей с зимующими и перелтными птицами (сорока, ворона, скворец, грач, голубь).
1. Презентация «Зимующие птицы»
2. Игра «Кто, где живт?»
3. Устройство птичьей столовой
4. Наблюдение за птицами на участке
5. Слушание пения птиц (аудио запись)
Декабрь
1. «А снег идет».
Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).
1. Наблюдение «Снег, какой он?»
2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло».
3. Игра «Собери фигурки».
2. «Воздух» Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
1. Эксперимент «Что в пакете?»
2. Игры с воздушными шариками и соломинкой.
3. Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей.
3. «Путешествие по временам года».
Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года
1. Путешествие по временам года.
2. Дидактическая игра «Какое время года?»
4. «Водичка-водичка». Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
1. Беседа «Что было бы, если не было воды?
2. Эксперименты по определению свойств воды.
3. Изготовление цветных льдинок.
Январь
1. «Елочка-красавица всем ребятам нравиться».
Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе
1. Сравнение живой и искусственной елей.
2. Игры с шишками.
3. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».
2. «Зимушка-зима». Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.
1. Беседа «Что нам нравится зимой».
2. Эксперименты с водой.
3. Лепка из снега «Снежный городок»(совместно со взрослыми).
4. Аппликация» Деревья зимой»(коллективная, обрывание полосок).
3. «Кто живет в лесах нашего края?
Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нм диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным.
1. Беседа о зимних изменениях в природе.
2. Игра «Угадай по описанию».
3. Эксперимент «Лед- твердая вода.
4. Развлечение «Зимушка – зима в гости к нам пришла».
Февраль
1. «Крылатые соседи»
Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»
1. Дидактическая игра «Опиши птичку»
2. Игра «Собери из частей»
3. Подвижная игра «Снегири»
2. «Знакомство с лягушкой»
Познакомить с циклом развития лягушки.
1. Рассказ о лягушке.
2. Игра «Посели лягушку».
3. Эксперимент «Вода нужна всем».
3. «Посадка лука» Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.
1. Беседа о временах года, о посадке лука.
2. Посадка лука.
3. Игра «Сложи картинку».
4. «Зимние явления в неживой природе»
Воспитывать любовь к природе и интерес к е явлениям.
1. Встреча со снеговиком.
2. Беседа о свойствах снега.
3. Эксперименты со снегом.
Март
1. «Комнатные растения».
Закрепить названия знакомых растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
1. Беседа о строении растения.
2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим ухаживанием за растением-другом).
3. Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы».
2. «Домашние любимцы».
Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
1. Наблюдение за черепахой.
2. Знакомство со строением черепахи.
3. Эксперимент «Какой бывает вода»
3. «Весна идет!» Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
1. Разгадывание загадок о весне.
2. Чтение стихотворений о весне.
3. Эксперимент «Таяние снега».
4. «Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями».
Познакомить с новыми растениями (аспидистра, герань).
1. Встреча с Веснянкой.
2. Беседа об уходе за комнатными растениями.
3. Игра «Живые картинки».
Апрель
1. «Земля- мой дом»
Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна, о звздах.
1. Беседа «Где я живу»
2. Игра «Кто живт на суше, а кто в воде».
3. Беседа о звздах
4. Рисование» Звздное небо».
2. «Водоемы родного края»
Сформировать у детей представление о реке Чумыш;
Дать представление о водомов (пруд, болото, озеро, река, море).
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Беседа о водоемах.
3. Отгадывание загадок
3. «Рыбы наших водоемов».
Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.
1. Беседа о рыбах.
2. Дидактическая игра «Что есть у рыбы».
3. Игра «Рыбная ловля»
4. Развлечение «Веснакрасна».
Май
1. «Камни, песок»
Научить узнавать и называть камень, песок. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства.
1. Рассматривание камней и песка на прогулке.
2. Эксперименты с камнями и песком.
3. Дидактическая игра «Чудесные фигурки».
2. «Экологическая тропинка»
Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить е. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).
1. Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу».
2. Целевая прогулка по экологической тропинке.
3. Подвижная игра «Раз, два, три- к дереву беги».
3. «Растения на территории детского сада»
Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам.
1. Наблядение за растениями.
2. Дидактическая игра «Угадай растение».
3. Чтение стихотворений.
4. «Насекомые- наши помощники».
Дать элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница). Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
1. Наблюдение за насекомыми на прогулке.
2. Лепка «Зелная гусеница».
3. Дидактическая игра «Летает – не летает».
4. Отгадывание загадок.
Требования к уровню подготовки детей
Воспитанник должен
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелтных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времн года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.
Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Список литературы:
1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с. 2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с. 3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999. - 207 с. 4. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт. сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
5. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.
6. В. А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера»
7. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2002.
8. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко – Волгоград : Учитель, 2011 го.
9. В. Н. Чернякова Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.
10. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М. : ВАКО, 2005год.