Поспелова Елена Валерьевна
Конспект НОД по экологии, с элементами экспериментирования в подготовительной группе «В гостях у Капитошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных состояниях воды. Формировать экологически безопасное поведение детей в природе.
Программное содержание:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и состояниях воды;
• Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
• Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
• Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
• Активизировать словарь детей словами: круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
Публикация «Конспект НОД по экологии, с элементами экспериментирования в подготовительной группе „В гостях у Капитошки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Предварительная работа:
• Наблюдение за облаками, снегом, льдом, дождем.
• Чтение художественных произведений о воде.
• Отгадывание загадок по теме.
• Беседа с детьми о значении воды
• Проведение отдельных опытов с водой
• Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
• Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».
Материал:
• Игрушка Капитошка.
• Для проведения опытов: фартуки, клеенка, прозрачные пластмассовые стаканы, вода, лед, растительное масло, гуашь, ложечки; фильтры (ватные диски, салфетки, воронки, электрический чайник, холодное стекло.
• Презентация "Путешествие Капитошки". Схема круговорота воды в природе.
• Карточки на тему "Правила поведения на водоемах".
ХОД
В: Ребята, однажды, я услышала за окном разговор дождевых капель. Одна веселая капелька рассказывала своим подружкам о необычном путешествии. Это путешествие очень увлекательное и интересное.
В: Вы хотите узнать, о чем рассказывала капелька? (Ответы.)
В: Очень хорошо! Я предлагаю вам отправиться в гости к капельке и все узнать. Согласны? (Ответы.)
В: Тогда в путь! Проходите, занимайте места на стульчиках.
(просмотр презентации «Путешествие Капитошки»)
В: Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды в природе. Повторите, как называется путешествие? (Ответы.)
В: Откуда к нам пришла вода? (Из родника).
В: Куда дальше бежит родниковая вода? (в реку)
В:От чего стали капельки подниматься к небу? (Наступили жаркие дни. И капельки стали испаряться, подниматься в небо, собираться в облака)
В: Как образовалась огромная туча? (Много облаков соединились, туча стала тяжелой и пошел дождь)
В: Что же произошло, когда капелька попала на землю? (Она прошла через почву и песок, очистилась, и стала прозрачной, как хрусталик)
В: - Так происходит круговорот воды в природе.
В: А вот и сама капелька воды решила с нами познакомиться. Зовут ее - Капитошка.
В: - У Капитошки есть своя лаборатория, и она нас приглашает в гости.
- Ребята, а вы знаете, кто работает в лаборатории? Правильно, ученые. Они проводят различные опыты и эксперименты. И мы с вами сегодня будем учеными.
В: Посмотрите для нас приготовлены лабораторные столы. Занимайте свои рабочие места.
В: Перед тем как начать работу, каждый ученый должен знать правила безопасности.
1. Необходимо надеть защитную одежду.
2. Нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться).
3. Нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути).
4. Внимательно слушать инструкцию.
В: Для того, чтобы вы лучше поняли как происходит круговорот воды в природе, Капитошка хочет рассказать о своих чудесных превращениях и предлагает сделать опыт.
Проводим эксперименты с водой.
1. Два стакана. Один пустой второй с чистой водой. Переливаем из одного стакана воду в другой. Вода льётся, значит, она какая? (Жидкая). Это первое состояние воды.
К: Я могу быть в жидком состоянии.
К: Вы можете найти меня и в холодильнике. Там я в твердом состоянии. Кто я?
Д: Лед. Снег
К: - Правильно, ребята, при низкой, холодной температуре я замерзаю и превращаюсь в твердое вещество – льдинку, снежинку.
В: - Как вы думаете, лёд легче воды или тяжелее? (ответы детей) А мы сейчас проверим.
2. Возьмите лёд и положите его в стакан с водой и понаблюдайте утонет он, или нет.
Дети проделывают опыт.
В: - Лёд не утонул. Что это значит?
Д: Лёд легче воды.
В: А если бы лёд был тяжелее воды, то он бы утонул. Что бы тогда произошло с реками и озёрами?
Д: Всё живое в реках и озёрах погибло.
В: Правильно, ребята, Капитошка – лед, защищает от холода подводный мир. А Капитошка - снег - согревает наземный мир, растения, деревья. Он укрывает их своим снежым одеялом.
К: Я могу быть совсем легким, в виде пара.
В: – Вы все видели, как мама кипятит чайник. Когда чайник кипит, то идет пар. Вода испаряется, поднимается вверх, в виде пара, как туман.
К: Да, действительно при высокой температуре я закипаю и превращаюсь в пар. Это третье состояние воды и оно называется - газообразное.
3. В: – А теперь посмотрите, что будет, если я над паром подержу стекло ( демонстрирую опыт: на стекле появились капли)
В: Правильно, стекло запотело.
В: 4. Убираем стекло от пара. Пар со стекла превращается в капельки - это осадки в виде дождя, а если подует сильный холодный ветер, то осадки будут в виде снега.
К: Вот так я снова из пара, превращаюсь в капельку воды.
В: Ребята, мы на опытах подтвердили, что же происходит с водой в природе.
В: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
В: А сейчас я предлагаю вам поиграть, и закрепить свои знания о круговороте воды в природе.
Игра "Ходят капельки по кругу».
В: 1-2-3- станьте капелькой воды.
Встретились мы в небе, в темно-синей туче. (сходятся в круг)
Пролились дождями, над высокой кручей. (перебираем пальчиками, расходимся из круга)
Ручейки, что реки, побежали в море. (руки друг другу на плечи. побежали по кругу)
Есть где разгуляться, нам теперь на воле. (Разлетаются в разные стороны, кружатся)
Но лучи лишь солнца, ярко засветились, (Прикрывают руками лицо)
Легким паром в небо, снова устремились. (Поднимаются на носочки, руки вверх)
Мы готовы в туче вновь соединиться, (Сходятся в круг)
Поджидаем время, чтоб дождем пролиться. (Разворачиваются, стряхивают руками)
В: – Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми.
– Кажется, что воды очень много, и ее должно хватить всем надолго. Но это не так. Человек не может пить соленую воду, которая содержится в океанах, морях. Нам необходима, какая вода? Какая вода не вредна для здоровья? (ответы)
В: – Правильно, человеку нужна чистая пресная вода.
В: - Давайте с вами представим, что большие корабли, проплывающие по морю, сбросили нефть. И заводы сбросили свои отходы. И вода в море стала грязной. Как же ее можно очистить?
Давайте проведем опыт.
5.- В стакан с чистой водой нальем немного масла. Посмотрите, растворилось ли оно? (Нет, плавает сверху в виде желтых капелек).
В: Ребята, я сегодня утром набрала снег в стаканчики, и он растаял. Посмотрите, какая стала вода? (грязная)
В: - А сейчас мы вместе попробуем очистить эту грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим ватный диск и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
6. - Давайте теперь перельём эти растворы в чистые стаканчики через наши фильтры. Посмотрим, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.
Вывод: Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.
Вывод: Грязь отфильтровалась частично.
Вода стала чистой, а фильтр стал грязный.
В: Вот мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная.
К: Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь и экономить.
В: Пресной воды остается все меньше и меньше, потому что люди не соблюдают правила бережного отношения к воде. Они не задумываются о своем отношении к ней.
В: Давайте сейчас мы возьмем эти правила, прочитаем и выставим их на нашем водоеме.
• Не оставляйте мусор на берегу реки.
• Не бросайте мусор в воду.
• Не ловите обитателей водоемов.
• Не рвите водные цветы.
• Не сливайте отходы производства в реки, моря и озёра.
• Не мойте транспорт в реке.
• Плотно закрывайте кран.
• Берегите воду!
В: – Конечно, нужно бережно относиться к воде, правильно вести себя во время отдыха на реке, озере, море.
В: Без чистой воды и мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь.
В: О каком важном явлении природы мы сегодня говорили? (О круговороте воды в природе)
В: - Ребята, вам понравилось в лаборатории у Капитошки?
В: Капитошка будет ждать вас в гости, чтоб проводить различные эксперименты.
К: До новых встреч!