Екатерина Кичайкина
Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для подготовительной группы «Удивительный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Екатерина Кичайкина
НОД по экологии с элементами экспериментирования для подготовительной группы "Удивительный воздух"Цель : Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха.
Задачи:
Познавательное развитие:
Образовательные:
• учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
• подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха);
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; ;
•побуждать детей к самостоятельной деятельности, способствовать формированию у детей познавательного интереса;
• обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
• учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие: Развивать у детей способность устанавливать причинно - следственные связи, на основе элементарного эксперимента. Способствовать проявлению у детей познавательной активности, развитию собственного практического опыта. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь. Формировать способность анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения,сенсорное обследование.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей самостоятельность; аккуратность в работе. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективе сверстников. Вызвать желание у детей участвовать в посильной практической деятельности.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- создать условия для позитивного и эмоционального настроя детей
- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
- формировать основы безопасного поведения в быту, социуме.
ОО «Речевое развитие»
- развивать умение делать выводы и умозаключения
- продолжать учить детей употреблять в речи развернутые, сложноподчиненные предложения
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования -кляксографией- выдувание воздухом, используя коктейльную трубочку
- развивать творческое воображение
ОО «Физическое развитие»
- развивать двигательную активность детей, предотвращая утомление и снятие эмоционального напряжения
Тип НОД: интегрированная, совместная деятельность взрослого и ребенка.
Методы и приемы:
1. Практические (эксперименты с воздухом, рисование способом кляксография с трубочкой, опытническо-экспериментальная деятельность, сенсорное обследование, проведение физкультминутки, дидактические игры)
2. Наглядные (демонстрация опытов, использование технических средств.
3. Словесные (рассказ воспитателя, стимулирование детских вопросов, вопросы к детям, высказывания детей, эмоциональная окрашенность информации, беседа, выводы)
4. Игровые: сюрпризный момент, игровая ситуация.
Материалы и оборудование: : баночки с запахом чеснока и апельсина, коктельные трубочки, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой; емкость с водой, карточки со свойствами воздуха, вата, ракушка, шишка, камень, мандарин, весы; ватман, разведенная гуашь, широкие кисти, посылка, конверт с письмом и карточка с буквами В, О, З, Д, У, Х, карточки зеленого и красного цвета, аудиозапись с шумом самолета.
Ход НОД.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Вводная часть (5 мин)
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие с приветствия.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ребята какое у вас сейчас настроение? (хорошее)
Воспитатель: Посмотрите,у нас сегодня на занятии гости, давайте подуем на наши ладошки и передадим наше хорошее настроение гостям.
Воспитатель: Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).
Давайте её откроем, что нам прислали?
Пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какой-то конверт
– Откроем его? Письмо и буквы. А что же нужно с ними сделать?
-Давайте сначала прочитаем письмо.
-читаю письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам ваши друзья из страны Почемучек!Чтобы узнать,что мы вам прислали, вы должны отгадать зашифрованное слово. Правильно определите первый звук в названии каждого предмета и из полученных букв составьте слово, это и будет ответом на то, что лежит в нашей посылке"(Дети самостоятельно выкладывают на мольберт буквы.)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Екатерина Кичайкина НОД по экологии с элементами экспериментирования для подготовительной группы Удивительный воздух Цель Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128097.jpg)
Ведро-«В»
окно- «О»
Зонт- «З»
Дерево- «Д»
Ухо- «У»
Хлеб-«Х»
-Какое слово у нас получилось? Давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ»
- Что же нам прислали из страны Почемучек (ответы детей.)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Задачи Познавательное развитие Образовательные учить детей устанавливать причинно следственные связи подвести к пониманию того что воздух есть вокруг и внутри нас Темочки Воздух](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128134.jpg)
Воспитатель. Правильно, а почему как вы думаете нам прислали из страны Почемучек такую интересную посылку с воздухом? Они наверно хотят все узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает,и мы с вами им поможем.
Воспитатель: - Ребята, а что такое воздух?для чего он нам нужен? (Дышать, жить.)а для кого он нужен (ответы детей).А для того, чтобы узнать о свойствах воздуха, нам необходимо отправится в путешествие. На каком воздушном транспорте можно путешествовать? (ответы детей (самолет, воздушный шар, вертолет, дельтоплан, ракета, дирижабль)
Дети выбирают на ковре самолете
- А мы совершим путешествие на ковре – самолете.
Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете.
Основная часть. (20 мин)
Воспитатель: Мы совершили полет и очутились на остановке «Экспериментальная»
-Воспитатель: Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. А что такое лаборатория и чем в лабораториях занимаются? Ответы детей (лаборатория-где ученые проводят свои опыты и эксперименты)
Но для начала мы с вами вспомним технику безопасности при проведении опытов. Здесь перепутаны правила, вам нужно выбрать среди них, что можно делать в лаборатории, а что нет. (Д/и"Правила поведения в лаборатории")
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Свойства воздуха Воздух](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128175.jpg)
- нельзя нечего пробовать на вкус;
-соблюдать порядок, на рабочем месте;
- осторожно пользоваться оборудованием;
-не трогать без разрешения;
- нельзя кричать
- можно думать
-можно смотреть
-нужно слушать
Воспитатель:Ребята, мы готовы? (Да) Тогда идем в лабораторию, посмотрите, сколько в ней столов с различным оборудованием!
Воспитатель: Ребята, чтобы определить свойства воздуха, нам нужно начать исследование.
Опыт№1"Как поймать воздух?"(1стол)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто из вас видит воздух? Мы можем с вами увидеть воздух? Почему?Ответы детей (воздух невидим)
Воспитатель:Ребята, а можно поймать воздух? (Да, нет) А как? (если не ответят, что пакетом) А давайте попробуем поймать его с помощью пакета. Что в пакете? (ни чего, пусто)
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте сделаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим. А, почему мы не видим воздух? (ответы детей) .
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Свойства экспериментирование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128216.jpg)
Воспитатель. Правильно, ребята, воздух прозрачный, бесцветный - значит через него все видно.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Конспекты Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128239.jpg)
Воспитатель: Какой вывод? (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Воспитатель: Давайте найдем карточку с этими свойствами. (обозначают свойство воздуха «Воздух не имеет цвета. Воздух невидимый
(подходят к магнитной доске и самостоятельно пробуют найти данное свойство.)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Все конспекты Опытно экспериментальная деятельность Подготовительная группа Природа планета Земля экология Экспериментирование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128263.jpg)
Опыт №2"Воздух внутри нас".
Воспитатель:Ребята, давайте возьмем стаканчики и подуем в трубочки, опущенные в стакан с водой.
Воспитатель: Ребята, что это происходит? (Выходят пузырьки).
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
Воспитатель: Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.
-Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды. Отсюда вывод: Воздух легче воды.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Развивающие Развивать у детей способность устанавливать причинно следственные связи на основе элементарного эксперимента](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128291.jpg)
Опыт №3 "Воздух есть везде"
Воспитатель:Посмотрите у вас на столах лежит вата, давайте рассмотрим ее. Какая вата?
Как вы думаете, есть ли в вате воздух?
Давайте проверим. Опускаем вату в стакан с водой. Что произошло с ватой когда мы опустили ее в воду?
Какой мы делаем вывод?
А теперь возьмите камушек и опустите в стакан с водой. (также опускаем мандарин, шишку, ракушку) Посмотрите внимательно, что происходит?
Какой мы можем сделать вывод?
Правильно. Вокруг всех предметов есть воздух.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Способствовать проявлению у детей познавательной активности развитию собственного практического опыта](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128315.jpg)
Воспитатель:находят карточки "Воздух внутри нас". «Воздух есть везде»
Физкультминутка «Ветер».
Ветер веет над полями,
И качается трава (Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора (Потягивание – руки вверх)
Ветер пыль над нами носит. (Дети плавно качают руками над головой)
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперед (Наклоны вправо-влево, назад-вперед)
А потом наоборот
Мы взбираемся на холм (Ходьба на месте)
Там немного отдохнем (Дети садятся)
Давайте пройдем к следующему столу.
Опыт№4 "Воздух не имеет запаха, вкуса"
Воспитатель: Проходим дальше! Воздух имеет запах? Понюхайте воздух? Попробуйте воздух на вкус? Какой у него вкус? (мнения детей). Вдохните воздух через нос. Чем он пахнет? (мнения детей). В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках? (дети определяют и называют). Мы можем сказать, что воздух доносит до нас различные запахи! Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: чистый воздух не имеет запаха и вкуса. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт №5 "Воздух можно услышать"
Воспитатель: у вас на столе есть воздушный шарик, что можно сделать с ним (надуть)давайте надуем его своим воздухом, теперь попробуйте растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, с таким звуком выходит воздух. Вывод: Воздух можно услышать. Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Развивать психические процессы память внимание мышление речь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128347.jpg)
(на доске выбирают данные свойства воздуха)"Воздух не имеет запаха и вкуса. Воздух можно услышать.
Опыт №6"Воздух имеет вес"
Воспитатель: Посмотрите, что это за конструкция? Как вы думаете для чего это?
Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес.
Воспитатель: Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесила одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом? (лопнет)
Воспитатель: Проткните палочкой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?
(Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)Выберите подходящую карточку! «Воздух имеет вес»(выбирают на магнитной доске)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Формировать способность анализировать сравнивать делать выводы и умозаключения сенсорное обследование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128377.jpg)
Воспитатель: Молодцы! Вам понравилось в лаборатории воздуха? (да)
Воспитатель: Давайте и мы удивим его! Я предлагаю, в честь него – запустить большой и красивый салют!
Воспитатель: Подойдите к столу, у нас приготовлены цветная вода, кисточки,трубочки и ватман. Посмотрите, я вам сейчас покажу как сделать салют – беру кисточку, макаю его в цветную воду, капаю каплю на ватман и раздуваю ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Все поняли? А теперь попробуйте сами!
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Воспитательные задачи Воспитывать у детей самостоятельность аккуратность в работе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128399.jpg)
Воспитатель. Итак, с вами закончили свои исследования. Спасибо вам за свою работу нам пора возвращаться из нашей лаборатории в детский сад. Давайте скажем:
раз, два, три
самолет нас в сад отвези.
Рефлексия
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух помогает услышать разные звуки. Да, зеленый.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективе сверстников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128424.jpg)
Воспитатель: Вы сегодня все замечательно работали, мне было очень приятно с вами работать. А вам понравилось? Чем понравилось заниматься больше всего? (ответы детей)
Сюрпризный момент
(звонок колокольчика)
Воспитатель: Опять посылка наверное, подождите минутку. (заношу мыльные пузыри)Жители из страны Почемучек решили вас поблагодарить за то, что вы помогли им разобраться со свойствами
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Вызвать желание у детей участвовать в посильной практической деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1426740-1543128439.jpg)