Анна Гончарова
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5–6 лет «Волшебница-соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №81»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5-6 лет № 5
«Волшебница- соль»
Воспитатель:
Гончарова А. А.
Курск 2018 г.
Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5–6 лет „Волшебница-соль“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
Развивающие: развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования, развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: беседы о соли, ее роли в жизни человека; чтение русских народных сказок «Соль», «Соль дороже золота»; пословицы, поговорки о соли, наблюдение за посыпкой дорог солью зимой.
Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости
- Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются)
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить отправиться в научный центр. Вы согласны? (ответы детей).
Ребята, посмотрите, вот мы с вами оказались в научном центре. В этом центре проводится много опытов и экспериментов с различными предметами и веществами. Мы можем стать исследователями этого научного центра. Согласны? А вот вещество, которое я вам предлагаю исследовать вы узнаете, отгадав загадку:
Я в пище - каждому нужна
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона (соль)
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, о чем идет речь?
Дети: О соли.
Воспитатель: В настоящее время – соль-это единственное вещество, которое люди употребляют в пищу. В глубокой древности люди ели не приправленную ничем пищу, затем научились сжигать в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени и люди научились получать соль из морской воды. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась.
Воспитатель: Исследователи, вы знаете, что соль бывает разная? (ответы детей)
Воспитатель: Есть поваренная соль. Ее добывают в соляных озерах и морях. И еще в поваренную соль добавляют йод, только делают это уже на заводе.
Ребята, а почему в соль добавляют йод?
Дети:
Воспитатель: Йодированная соль нам нужна для того, чтобы организм наш с вами получал все необходимые минеральные вещества, в том числе йод. Когда готовят вам повара кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми.
А еще ребята, есть каменная соль. Ее добывают в соляных шахтах. А морскую соль получают из морской воды.
Исследователи, как вы думаете, где применяется соль? (ответы детей)
Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но и применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания.
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания.
Также соль используют в косметологии, добавляют в различные маски. Используют, чтобы кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.
На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.
- Исследователи, а почему это делают?
Дети: Зимой, когда скользко, соль помогает нам не упасть, не поскользнуться.
Воспитатель: Еще соль используется для подкормки животных. Как вы думаете, а почему животным нужна соль?
Дети: Потому что, в кормах животных не хватает соли.
Воспитатель: Оказывается, соль необходима животным, так как большая часть растительных кормов бедна минеральными веществами и солями. Животные очень любят облизывать соль. Поэтому ее так и называют – соль-лизунец.
Но если мы добавим очень много соли в пищу, то это приведет к расстройству пищеварения и тогда наступит солевое пищевое отравление. Поэтому, ребята запомните, что соль можно употреблять только в небольших количествах.
Исследователи, скажите, почему нельзя употреблять много соли?
Дети: Может наступить пищевое отравление. Может болеть живот.
Воспитатель: А сейчас исследователи, давайте с вами заглянем на кухню к повару, который кормит сотрудников научного центра. Там у него приключилась небольшая неприятность. Повар хотел приготовить вкусные блюда сотрудникам научного центра, но запутался. Он не знает, в какой же ему продукт добавить соль, а в какой сахар? И повар просит вас о помощи. Исследователи, поможем повару?
Дети: конечно
Воспитатель: Возьмите продукт питания и определите, куда нужно добавить соль, а куда сахар?
Дети: В чай я положу сахар. В компот я положу сахар. В варенье я положу сахар. В мороженое я положу сахар. В конфету я положу сахар. В селедку я положу соль. В торт я положу сахар. В сосиску я положу соль. В колбасу я положу соль. На яйцо я положу соль. А как будет вкуснее: яйцо с солью или без? Давайте проверим это на огурчике. Возьмите огурчик и откусите чуть-чуть. Вкусно? (ответы детей). Давайте посолим, теперь вкусно? (да). Пришло время пройти в лабораторию. Здесь нас ждут интересные исследования. Исследователи, а что такое лаборатория?
Дети: Лаборатория – это помещение, где проводят исследования, эксперименты и опыты.
Воспитатель: Все правильно вы сказали, но еще в лаборатории нужно соблюдать правила. Давайте с вами вспомним какие?
Дети: - на столах ничего не трогать без разрешения
- не трогать руками глаза
-соблюдать тишину, не мешать другим ребятам
- не толкать соседа во время работы
- сначало посмотри, а потом повтори
- бережно обращаться с оборудованием
- выполнил и положи на место.
Воспитатель: Запомнили? Тогда садитесь за столы поудобнее.
Воспитатель:(опыт1) Посмотрите, перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?
Дети: Белая.
Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?
Дети: Соленая.
Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что вы наблюдаете?
Дети: Соль сыпется, значит, она сыпучая.
Воспитатель: Подведем итог, что вы можете сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая, рассыпчатая).
А теперь коллеги, я вам предлагаю немного передохнуть.
Физминутка (ноутбук)
Воспитатель: (опыт2)Теперь возьмите лупу и рассмотрите через неё соль (дети выполняют задание) На что похожа соль?
Дети: похожа на зернышки и кристаллики.
Воспитатель: Исследователи, как вы думаете, растворяется ли соль в воде?
Сейчас мы это узнаем, давайте возьмем ложку и наберем в нее соли, а затем положим в стакан с водой и размешаем. Что вы видите? Куда же делась соль?
Дети: Она растворилась.
Воспитатель: Значит, какой вывод?
Дети: Соль в воде растворяется.
Воспитатель: Сейчас коллеги мы проведем еще одно исследование.
Опыт3 «Кристаллы соли окрашиваются»
Воспитатель: Перед вами тарелки с солью и краска. Возьмите пипетки наберите краску и капните на соль. Что произошло с кристаллами соли?
Дети: кристаллы соли окрасились.
Воспитатель: Правильно, кристаллы соли окрашиваются.
А сейчас мы проведем еще одно исследование. (опыт4) Для этого нам понадобится два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду чистую (не соленую). Что произошло с яйцом?
Дети: Оно опустилось на дно.
Воспитатель: Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом?
Дети: Оно плавает на поверхности.
Воспитатель: Да, действительно яйцо плавает на поверхности. Так как, соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Коллеги, наша работа в лаборатории закончена. Что нового и интересного вы узнали о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая, похожа на зернышки и кристаллики, соль в воде растворяется, кристаллы соли окрашиваются.)
Физминутка
Воспитатель: Предлагаю вам пройти в творческую художественную лабораторию и изготовить из соли красивые снежинки. Проходите, садитесь за столы. Перед вами листочки. Мы можем намазать тщательно клеем рисунок и засыпать солью. Но прежде чем начать работу нам нужно с вами разогреть наши пальчики. (пальчиковая гимнастика) Приступайте к работе. Дайте высохнуть рисунку и стряхните лишнюю соль в тарелочки. Посмотрите какие снежинки у вас получились. И эти снежинки мы с вами пошлем своим африканским друзьям с тем письмом, которое мы с вами составляли на логопедическом занятии.
Пока картины сохнут, давайте снимем фартуки и вернемся в детский сад и поделимся друг с другом впечатлениями. Что интересного о соли вы можете рассказать своим родителям, побывав в научном центре?