Мария Гордеева
Конспект занятия с использованием экспериментирования для детей подготовительной группы «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с использованием экспериментирования для детей подготовительной группы «Волшебница-соль»
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
1. способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;
2. уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;
3. развивать мышление, любознательность, наблюдательность;
Публикация «Конспект занятия с использованием экспериментирования для детей подготовительной группы „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
4. развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
5. развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество;
6. знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью;
- наглядные: иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём,
И к гостям здороваться пойдём!
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Звездочка пришла (показывает картинку Звездочки,
Говорит, мне чудо гостья: «Сегодня всем вам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдете,
И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом
Сейчас узнаете о нем».
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Воспитатель: -Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
-Ребята, а что вы знаете про соль? Какими свойствами она обладает? (Ответы детей).
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах : поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная : мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).
Воспитатель: -Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль
Соль применяют в косметологии:
Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи.
В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом, поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём,
(мнут капусту)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём,
(сгибание и разгибание кистей рук).
Дидактическая игра «Чудесные мешочки».
Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) на ощупь найти мешочек с солью.
Педагог приглашает детей в лабораторию, чтобы провести опыты с солью.
(Для начала ребята вспоминают правила поведения в ней).
Опыт № 1. «Плавающее яйцо». Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.
Опыт № 2. «Соль растворяется в воде».Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить.
Дети наблюдают и делают вывод.
Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.
Физминутка: Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть- за стол тихонько сесть
Опыт № 3. «Соль – чистящее средство».Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и почистили бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету. Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду.
Опыт №4. .«Соль + мел». Чтобы быстро окрасить соль нам понадобятся мелки разных цветов. Мы просто насыпаем соль на лист бумаги и начинаем рисовать мелками. Мы видим, что соль окрашивается. Можно предложить детям высыпать соль в прозрачный сосуд и у нас получиться разноцветная ваза, в которую потом можно предложить сделать и поставить цветы. Получается прекрасный элемент декора.
Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).