Оксана Герасименко
Конспект НОД по экспериментированию с солью «Волшебница — соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с использованием экспериментирования «Волшебница – со
ль»[/b]
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
Задачи:
• Способствовать накоплению у детей новых конкретных представлений о свойствах соли.
• Уточнить и закрепить знания детей о соли.
• Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику.
• Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию с солью „Волшебница — соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
• Воспитывать интерес к профессии лаборанта.
• Воспитывать аккуратность в работе.
Ход занятия
Вос-ль: Ребята, нас сегодня пригласили в гости наши маленькие друзья, но большие экспериментаторы и исследователи. А исследовать мы сегодня будем одно очень интересное и хорошо знакомое вам вещество. А что это, догадайтесь сами.
Без нее, ребята, повар, просто как без рук
И становится вся пища несъедобной вдруг.
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, наверно, догадались. Это ведь, конечно…. (соль)
Да, ребята, и сегодня мы поговорим с вами о соли, как настоящие ученые-исследователи. И для этого нам нужно отправиться в экспериментальную лабораторию и стать учеными. Готовы? Тогда отправляемся. (дети идут и проговаривают)
Чтобы все вокруг узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество – внимательность,
А поможет все узнать
Наша наблюдательность.
Вот мы и очутились с вами в самой настоящей лаборатории и нас уже встречают (на экране Симка).
Слайд 1: Симка: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас в нашей экспериментальной лаборатории. Я пригласила вас сегодня для того, чтобы исследовать соль,
Слайд 2: но мой брат Нолик так торопился все приготовить, что все перепутал, и вам предстоит нелегкая работа – исследовать вещества и среди них найти нужное.
Вос-ль: Прежде, чем приступить к работе, нам надо надеть защитное снаряжение. Надеваем фартуки и начинаем работать.
Слайд 3: Симка: Ребята, вы уже знаете, что соль – это полезное ископаемое, ее добывают разными способами и используют в разных целях. А вот какая она на самом деле, вы должны выяснить сами. Но сначала нужно найти соль. Перед вами на столе стоят тарелочки с веществами (соль и сахар, среди них найдите нужное.
Вос-ль: Давайте попробуем определить соль по внешнему виду и на ощупь. Что вы можете сказать об этих веществах? (оба вещества белые на вид, кристаллические на ощупь и сыпучие). Значит, так мы не сможем определить соль. ( или: да, вы быстро догадались, какое из веществ соль, а по каким признакам вы это узнали)
Давайте попробуем определить вещество по запаху, понюхайте каждое. (оба вещества не имеют запаха) Значит, так мы тоже не сможем найти соль.
Что еще можно сделать? Попробовать на вкус. (одно сладкое, другое соленое) Вот мы и определили с вами, где находится соль. Уберем тарелочки с сахаром со стола и продолжим работать с солью.
Слайд 4: Симка: Молодцы, ребята, вы все правильно определили и повторили, что соль - это сыпучее вещество белого цвета, не имеющее запаха. А хотите узнать, какие еще свойства есть у соли?
Вос-ль: Начнем с того, что соль бывает разного помола: крупная и мелкая.
И для следующего опыта вам нужно взять немного крупной соли, насыпать тонким слоем на картон и попытаться раздавить кристаллик соли. Получилось? Что мы можем сказать про это свойство соли? (соль твердая)
Давайте выделим еще одно свойство соли. Пододвиньте к себе тарелочки с мелкой солью и капнете в нее водой их пипетки, что произошло? (вода впиталась и соль не растворилась) Значит, соль впитывает не большое количество воды.
Для следующего опыта нам понадобится два стакана с водой (холодной и горячей). Насыпаем туда сначала в холодную воду, затем в горячую и размешиваем, что вы заметили? (соль, хотя и твердое вещество, растворилась в воде, в горячей воде быстрее, в холодной медленнее) Значит, в большом количестве воды соль растворяется.
Слайд 5: Симка: Как любому ученому, нам нужен отдых, предлагаю разминку
Физкультминутка.
У сотрудников науки много дел, показать на себя, развести руки в стороны
нам не до скуки погрозить пальцем
Нужно вычислить расчёт, изобразить работу на компьютере
чтоб взлетел ввысь самолёт прямые руки вверх
Чтобы лодка не тонула ладони вместе, «лодка» плывет
и не съела нас акула открывающаяся пасть у акулы
Чтоб дома наши стояли двумя руками «крыша» над головой
и земля нас удержала руки на пояс, покачаться с ноги на ногу
Слайд 6: Симка: Отдохнули и с новыми силами за работу. Мы с вами говорили, что у соли очень много применений и не только в кулинарии, но и в хозяйстве. Вос-ль: Сейчас мы рассмотрим одно интересное свойство, которое нашло широкое применение в жизни. Возьмите кусочек льда, посыпьте на него мелкой солью и внимательно слушайте, что происходит. (лед трещит и трескается) Вспомните, где это можно применить? (посыпание дорог во время гололеда)
Я вам рассказывала про Мертвое море, что в нем нет жизни и в нем нельзя утонуть, а вот почему мы сейчас попробуем узнать.
Посмотрите, у меня на столе два яйца и два стакана с обычной пресной водой. В один из стаканов я насыплю много соли. Если я опущу яйца в стаканы, как вы думаете, что произойдет? (ответы детей) Проверим. Да, в одном стакане яйцо утонуло, а в другом нет. В каком, почему? (ответы детей)
Из-за того, что вода в Мертвом море очень соленая, в нем нельзя утонуть. А сейчас сделаем обычное море: добавим пресной воды. Что случилось, почему? (ответы детей) Вода стала менее соленая, и яйцо всплыло до середины стакана.
Слайд 7: Симка: Вот такая она знакомая и в то же время новая эта соль. А какая она, вспомните (сыпучая, твердая, без запаха, растворяется сама и растворяет лед, может впитывать воду, держит предметы на плаву)
В заключении нашей работы я хочу рассказать вам сказку, слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном (показать поролон). Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему, ответите мне вы.
Слайд 8: Симка: Ребята, я очень рада, что с вами познакомилась. За вашу смекалку, старание и стремление к исследованиям я хочу вручить вам медали «За любознательность».
Вручение медалей.
Слайд 9: До свидания, ребята, до новых интересных встреч!
Вос-ль: Вот и закончилось наше путешествие в мир науки и сейчас нам пора возвращаться в группу.