Татьяна Артушян
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей средней группы «Что такое вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей способности принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения.
Задачи:
1. Развитие любознательности, познавательного интереса, способности рассуждать, делать выводы.
2. Развитие воображения, творческой активности.
3. Создание условий для эффективной опытнической деятельности.
4. Закрепление представлений о воде и ее свойствах (вода-это жидкость, вода не имеет вкуса, цвета, запаха, принимает форму того предмета, в который она налита,
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей средней группы „Что такое вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
о роли воды в жизни человека, животных и растений.
5. Формирование природоохранного поведения у детей, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Музыка».
Виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Оборудование: ведерко прозрачное (для Колобка); прозрачные сосуды разной формы, таз с водой, резиновые перчатки, термос с кусочками льда, пластиковый контейнер с землей, плакат «Берегите воду», фартуки, мультимедийная презентация.
Предварительная работа:
• Чтение рассказов и сказок познавательного характера, беседы о прочитанном.
• Опыты с водой, снегом и льдом.
• Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Ход НОД
На экране появляются сменяющие друг друга слайды (1-4.) С изображением и звуком воды: море, водопад.
Дети, привлеченные шумом воды, подходят, интересуются- Что это? А зачем?
Воспитатель подводит детей к диалогу о воде; предлагает сесть.
Воспитатель: ребята, а кто из вас хочет рассказать, что мы уже знаем о воде и ее свойствах?
(на экране слайды 5-10 «Какая она-вода?»; каждый желающий комментирует один из слайдов)
• Вода течет, она жидкая, значит, вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить.
• Вода – бесцветная, но может изменять свой цвет. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
• Вода – безвкусная.
• Вода не имеет запаха.
По ходу презентации восп-ль задает вопросы: может ли вода изменить свой цвет? Как, каким образом? Как изменить вкус воды? Запах?
Воспитатель. Отлично. Ребята, а зачем человеку вода? (ответы детей).
Дети: Люди ее пьют, готовят пищу, умываются, стирают одежду и убирают свое жилище. Людям требуется очень много воды (воспитатель добивается развернутых, аргументированных ответов).
Воспитатель : Кто еще не может жить без воды?
(возможные ответы детей - рыбам нужна вода, они в ней живут, растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают, животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)
Воспитатель: ребята, вы все высказали разные предположения, вы такие любознательные! Может быть, хотите проверить свои предположения? (слайды 12-19)
Открывается дверь, входит Колобок с ведерком в руках (ребенок старшей группы).
Колобок: (поет грустным голосом):
Я Колобок, Колобок,
По амбарам скребен,
По сусекам метен,
На сметане мешён…
Ой, здравствуйте, ребята, а куда это я попал?
Дети здороваются, говорят: «Ты у нас, в детском саду, у нас группа «Маша и медведь».
Восп.: Но, действительно, как ты сюда попал? И почему ты такой грустный?
Кол.: Я- Колобок, румяный бок. Живу с бабушкой и дедушкой, забочусь о них и всегда им помогаю. Вот и сегодня попросили они меня воды принести, дали ведерко. Я набрал воды и так спешил, хотел, чтобы меня похвалили…
Восп.: И что же случилось?
Кол.: …что упал и разлил всю воду. Расстроился и пошел сам не знаю, куда. И вот пришел к вам.
Восп.: (шутливо, стараясь подбодрить Колобка) И что же ты не собрал ее снова в ведро?
Кол.: (недоуменно) Воду? Так ведь она же вся в землю ушла, впиталась.
Восп.: (детям) Хотите узнать, как это было? Тогда наденьте фартуки.
1. ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ С ЗЕМЛЕЙ И ВОДОЙ (вывод: земля впитывает воду)
Воспитатель. Колобок, ты не зря к нам сегодня попал в гости, мы как раз говорим о воде. Если хочешь, оставайся с нами, и сможешь узнать о ней много интересного.
Дети читают стихотворение «Что такое вода?»
1 ребенок:
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
2 ребенок:
Иногда мы ее даже не замечаем,
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Прозрачна, чиста или очень грязна,
В любом состоянии кому-то нужна.
3 ребенок:
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
4 ребенок:
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Восп.:Ребята, что вы поняли из стихотворения? (ответы детей)
Посмотрите на этот плакат. Что на нем изображено? Как вы думаете, что он означает? Почему? Куда можно его повесить, как вы считаете? (ответы детей) Мы так и сделаем в свободное время.
Восп : Дети, а ведь вода бывает разная. Что такое, например, дождь? Снег? Лед?
Отгадайте загадку и покажите отгадку движением.
(Педагог читает загадку, а дети должны отгадать ее и показать имитационно с движением.)
1. Скатерть бела, всю землю одела.
(Снег.)
(дети кружатся как снежинки, садятся на корточки)
2. Крупно, дробно зачастило,
И всю землю намочило.
(Дождь.)
(стучат пальчиками по коленям, по ладошке).
3. У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет —
Гвоздь упадет.
(Сосулька.)
(дети стоят как солдатики)
Восп.: ребята, а что вы можете сказать о сосульке? Какая она? (ответы детей-она твердая, она холодная, она как лед, когда она тает, то вода капает)
Кол. : почему это?
2. ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ СО ЛЬДОМ:
Для опыта используются кубики льда. Каждый ребенок берет один кубик на ладошку и наблюдает за его состоянием. Восп-ль кладет несколько кубиков льда прямо на стол и предлагает наблюдать за ними тоже. Дети обращают внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит, почему (они тают от тепла рук и от тепла в помещении). Что осталось на ладошке?
Вывод: лед- это тоже вода.
Восп.: а что произошло со льдом, который был на столе? (он растаял и осталась лужица). Какую форму имели кусочки льда до того, как они растаяли? (они имели форму кубиков. А какую форму имеет лужица на столе? А вообще вода, когда она жидкая, имее форму?
3. ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ «КАКУЮ ФОРМУ МОЖЕТ ИМЕТЬ ВОДА?»
Воспитатель: Как мы можем узнать, какую форму может принимать вода? (дети предлагают налить воду в разные сосуды, находящиеся на столе, в т. ч. и в резиновые перчатки).
Когда дети из своих стаканчиков наливают воду в перчатку, восп-ль предлагает «поздороваться» с водой за пальчик, и показывает, как сделать «фонтанчик», нажимая на перчатку.
Дети приходят к выводу, что вода принимает форму того предмета, в который она налита.
Воспитатель: Дорогие мои почемучки, мне очень понравилось ваше сегодняшнее настроение. Катя и Соня были сегодня очень аккуратны, Саша и Глеб очень внимательны, и т. д. А что особенно понравилось вам? А тебе, Колобок?
Колобок: Мне с вами было очень интересно, я благодарен вам за то, что узнал много нового о воде. Но, к сожалению, друзья, мне нужно спешить.
Воспитатель: (обращается к детям) Вспомните, что случилось с Колобком? Что мы можем для него сделать? (ответы детей) Где мы можем набрать для него воды в ведро?
Дети, Колобок и воспитатель набирают воду в кране, затем идут провожать Колобка «домой». Звучит песня «Если с другом вышел в путь».(слайд 21)