Анна Полыгина
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Давайте творить добро»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Раскрыть значение понятия такой этической категории как «милосердие»; побуждать детей проявлять милосердие к людям: сверстникам, родным, незнакомым; знакомить с профессиями социальной сферы деятельности человека.
Задачи:
воспитательные:
• Воспитывать в детях умение выделять значимые характеристики профессиональной деятельности работников социальной опеки.
• Воспитывать стремление совершать добрые дела;
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Давайте творить добро“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
• Подвести воспитанников к мысли об уникальности человеческой жизни, о возможностях каждого оказывать взаимопомощь, не быть безразличными к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
развивающие :
• Развивать познавательную активность, кругозор воспитанников;
• Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач в выборе будущей профессии, приносящей пользу людям.
образовательные:
• Давать нравственную оценку милосердным поступкам людей, и своих собственных;
• Учиться находить аргументы для доказательства собственного мнения, собственных действий.
Интегрируемые образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.
Материалы и оборудование: Дидактические игры. Наглядно-демонстрационный материал. (Открытки с изображением людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, плакат в форме сердца, приглашения-сердечки, видео клип).
Предварительная работа: беседы о волонтёрах, работниках МЧС, сферы обслуживания населения, соцработниках, чтение сказок и рассказов о доброте, милосердии и добрых делах, пословиц, поговорок о добре, рассматривание иллюстраций, плакатов с различными ситуациями, составление рассказов о добрых поступках.
Словарная работа: Милосердие, социальный работник.
Ход НОД:
Организационный момент
(Дети с воспитателем входят в группу под песню «Что такое доброта», становятся полукругом).
Воспитатель: Ребята, я рада видеть ваши добрые глазки, лучистые личики! Давайте все вместе встанем в круг радости и улыбнёмся друг другу, поделимся хорошим настроением со своими друзьями.
Все вместе дети и воспитатель проговаривают слова, выполняя действия:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам рта)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперёд, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки разводятся в стороны)
Воспитатель: Ребята, а что такое добро?
Дети: Добро – это всё самое лучшее, что живёт в сердце человека, чем можно поделиться с родными, друзьями, даже не знакомыми людьми. Когда у человека есть друзья, родные, близкие, он не одинок.
Воспитатель обращается к детям. Ребята! Как прекрасно, что мы с вами не одни на свете. В любую минуту каждый из вас может обратиться другу к другу, родным и друзьям за помощью.
Воспитатель говорит, что у неё в сердце живёт много хороших чувств к детям, она хочет поделиться с каждым ребёнком тем хорошим, что живёт в её сердце. Каждому ребёнку раздаётся маленькое сердечко и произносится какое-то доброе качество : любовь, доброта, забота, желание помогать, дарить хорошие слова, подарки, улыбки, защищать, учить хорошему и др.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение и подумать, о каком качестве говорится в нем.
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец доброта!
Выставляется открытка большого сердца
Воспитатель предлагает детям прислушаться к своим сердечкам, найти самые лучшие добрые качества в себе, и, называя какой вид доброты живёт в сердце, назвать, и прикрепить к большому сердцу своё маленькое сердечко.
Воспитанники называют слова, и прикрепляют к большому сердцу свои сердечки.
Воспитатель: Все ваши ответы верны! Посмотрите на наше сердце, которое является символом нашего занятия, сколько в нём отразилось доброты.
Воспитатель говорит, что есть удивительное слово, которое может объединить все сказанные нами слова?
И это слово - милосердие – одно из самых красивых слов на свете.
- Как вы думаете, в чем заключен смысл слова «милосердие»?
- Все вы сказали верно, ребята, молодцы! Милосердие – это доброта и уважение, это любовь, сострадание, стремление принести людям пользу и радость, быть отзывчивым на горе и беду другого человека. Милосердие - это милость сердца. Милость - идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро, это сочувствие, сострадание. Милосердие – это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду.
Воспитатель обращает внимание детей на выставлены на доске картинки. На них изображены нуждающиеся в помощи люди: инвалид в коляске, старики, нищий, просящий милостыню, больной на больничной койке, грязные, неухоженные дети, просящие помощи, еду и другие картинки с позитивной тематикой.
Воспитатель просит детей рассмотреть картинки и определить, кто нуждается в милосердии, помощи, и объяснить свой выбор.
Дидактическая игра «Солнечные лучики добра»
Цель: Закрепить представление детей о том, кто дарит нуждающимся людям добро, благо.
Ход игры. На доске расположена модель «Лучики добра». Воспитатель в помощь детям заранее помещает под «солнышко» иллюстрации: благотворительного фонда, волонтеров, взрослого или ребенка, оказывающих помощь, общество красного креста.
Над схемой солнышка воспитатель рисует знак «вопроса» и говорит: – Мы уже выяснили, кому солнышко посылает свои лучики добра и блага. Теперь подумайте, кто дарит солнечные лучики добра, света, своё благо нуждающимся? (Воспитатель обращает внимание детей на картинки под солнышком).
Воспитатель просит подумать и назвать профессии людей, которые приходят на помощь нуждающимся людям.
Дети называют (врач, медсестра, полицейские, пожарные, МЧС и т. д.).
Воспитатель предлагает прослушать стихотворение, и, подумав вспомнить профессию людей, которые приходят на помощь одиноким старикам, инвалидам, больным людям, ветеранам.
Какое злое слово - «одинокий».
Жизнь на исходе, некому помочь,
Сухи глаза и лица эти строги
И снова дольше века длится ночь.
А утром вдруг забрезжил луч надежды -
В дверь позвонили, - он, открыть спешит
И голос, незнакомый в жизни прежней:
Я к вам на помощь, здравствуйте, как жизнь?
Здоровье как, нужны ли вам лекарства,
По дому я во всем могу помочь».
И понял он, закончились мытарства,
Чужая женщина ему заменит дочь….
Дети дают ответы, при затруднении воспитатель помогает наводящими вопросами, помогает вспомнить занятия, беседы и игры о помощниках - социальных работниках, читает стихотворение.
Есть такая профессия -
Социальный работник
Это значит о ком-то,
он в постоянной заботе.
Это значит, что сердце
Равнодушья не знает,
Для него нет ненужных,
И чужих не бывает.
Социальный работник -
Есть такое призванье,
Это значит, что горе
Здесь найдет состраданье.
Социальный работник -
Доброты безграничье.
Милосердной души
И любви в нём величье!
Только сердце болит,
Ноют руки под вечер»,
у работников добрых
С социальной опеки.
На себя чью-то боль
Эти плечи взвалили -
Только людям отважным
Такое по силе!
Воспитатель проводит дальнейшее разъяснение: социальный работник нелегкая, но в высшей степени благородная и очень нужная профессия – оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается. От профессионализма и высоких личных качеств социальных работников во многом зависит качество жизни миллионов людей в нашей стране, их самочувствие, уверенность в завтрашнем дне.
Педагогическая ситуация.
Воспитатель предлагает детям взять любую карточку с изображением нуждающегося в помощи человека, представить себя социальным работником, и решить, в чём может оказать помощь, изображённому на выбранной картинке человеку. (ответы детей).
Воспитатель говорит, что социальный работник, это человек с широкой душой, и другими положительными качествами. Предлагает детям подумать, и назвать какими качествами должен обладать социальный работник, приходящий на помощь нуждающимся.
Дети: (Неравнодушие, человеколюбие, сострадание, терпение, тактичность, доброжелательность, отзывчивость, любовь к людям, внимательность, трудолюбие, хорошее здоровье, сила, добросовестность, ответственность).
Воспитатель. Люди, которым помогают социальные работники, их подопечные говорят слова благодарности, пишут за их помощь благодарственные письма.
Воспитатель предлагает к просмотру видео с благодарностью социальному работнику, заботящемуся о пожилом одиноком человеке.
Просмотр видео
Воспитатель предлагает детям стать благотворителями-разведчиками, и вместе с родителями провести поиск людей, нуждающихся в помощи соцработника. Если кто-то найдёт такого человека, мы с вами напишем письмо в органы социальной опеки о необходимости оказать внимание и поддержку этому человеку.
В такой помощи могут нуждаться ветераны, инвалиды, пожилые люди, дети, многодетные семьи и все, кто оказывается в трудной жизненной ситуации. И я уверена, в нашей стране всегда готовы прийти нуждающимся на помощь и оказать поддержку.
Воспитатель говорит, что кто из детей хочет принять участие в этой акции «Благотворительная разведка» может подойти, взять своё маленькое сердечко.
Воспитатель даё т наказ:
Помните! Тепло и любовь, которые мы отдаем, гораздо важнее тепла и любви, которые мы получаем.
Все вместе произносят речё вку:
Давайте же творить добро,
Чтоб без корысти и без лести.
И в каждый дом придет тепло,
Жизнь станет чище, интересней…
Используемая литература:
1. Казыханов. В. “Уроки нравственности. ”- Издательство “Творчество”,1997
2. Чепуров. А “Давайте поклоняться доброте. ” - М., 2003