Ольга Савинова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Моя семья» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе.
2. Формирование представлений о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребёнка.
3. Совершенствование умения составлять короткий рассказ о своей семье, закрепление умения выразительно рассказывать загадки, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
4. Воспитание любви и уважения к членам своей семьи
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Моя семья“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
5. Закрепление умения рисовать эмблему семьи фломастерами, развитие эмоциональной отзывчивости, творческой самостоятельности.
6. Совершенствование умения классифицировать предметы быта по назначению.
Способы: художественное слово, вопросы, игра, отгадывание загадок, практическое задание, продуктивная деятельность.
Средства:
Книга загадок, домики на каждого ребёнка, фотографии членов семьи, мяч, д/и «Маленькие помощники», фломастеры,
Предварительная работа:
чтение рассказов – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама»;
совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье;
беседа с детьми о членах семьи и семейных взаимоотношениях; разучивание загадок о семье;
подбор семейных фотографий;
настольно-печатные игры.
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я вам принесла книгу с живыми загадками. (Несколько детей подготовили загадки о семье).
Вы бы хотели их разгадать?
Дети: Да.
Воспитатель (открывает книгу с загадками, дети поочерёдно выходят и загадывают загадки).
1. Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой… (Мамочки)
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, — Это наш любимый…
(Папа)
3. Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная… (Бабушка)
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
— Мой родной, любимый… (Дед)
5. Я у мамы не один
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат
Для меня он старший… (брат)
6. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Воспитатель: - Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я»
— Что получится? (Семья)
Ребята, вы отгадали загадки о наших дорогих и любимых людях, которые живут вместе с вами. Вы их любите, заботитесь о них, и они о вас заботятся, а вместе вы – семья! Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники, родня.
В нашей группе много ребят, у каждого из вас своя семья. Как вы думаете, все семьи одинаковые, чем отличаются семьи?
Дети: Семьи бывают маленькие и большие, у них разные фамилии, имена, разные адреса.
Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим, у кого семья большая, а у кого маленькая. У вас на столе есть макеты дома, поселите туда своих родственников (фото родни).
На первый этаж : старшее поколение (бабушек и дедушек, на второй этаж родителей, а на третий- детей.
Теперь посмотрите, что же у нас получилось, у многих ребят семьи большие, «полна горница людей», а у некоторых не очень большая семья, но у них ещё всё впереди, могут появиться сестрёнки и братишки и семья увеличится.
Воспитатель: - Мне очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите про свою семью.
(Дети рассказывают о том, как зовут своих родителей и родственников)
Воспитатель: - Семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому наш народ сложил много пословиц и поговорок о семье.
Давайте поиграем с вами, я начну поговорку, а вы продолжите:
Семья сильна, когда над ней крыша (одна).
Добрая семья прибавит (разума-ума).
Без отца — полсироты, а без матери и вся (сирота).
Дитя хоть криво, да отцу-матери (мило).
Дитя худенько, а отцу-матери (миленько).
Отца с матерью почитать —(горя не знать).
Для внука дедушка — ум, а бабушка… — (душа).
У кого есть бабушка и дед (тот не ведает бед).
Человек без братьев и сестер —(одинокое дерево).
Воспитатель: - Молодцы! А сейчас с вами поиграем в игру «Кто я?» (Физкультминутка)
Воспитатель: Мы сейчас встанем в круг, я буду бросать мяч по очереди каждому из вас и задавать вопрос, например: «я - мама, а ты мне кто?» Вы должны мне бросить мяч обратно и ответить: «Сын (дочь)» (Постепенно игра усложняется, воспитатель берёт на себя роль родителя- мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя, а потом роль ребёнка- внучка, внук, дочка, сын, племянница, племянник и т. д.)
2 часть.
Воспитатель: - Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.
Воспитатель: - А вы любите помогать своим близким?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Сейчас и проверим.
Д/и «Маленькие помощники».
Воспитатель: - Вашим родным нужна помощь. У меня на доске картинки, назовите их.
(Швабра, тряпка, совок, веник, шарф, шапка, куртка, ботинки, молоток, гвозди, клещи, отвертка).
Воспитатель: - Мама решила убрать квартиру. Что ей нужно? (помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру, совок, веник).
Воспитатель: - Папа решил починить стул. Что ему нужно? (помощники должны принести следующие инструменты – молоток, гвозди, клещи, отвёртку).
Воспитатель: - Маленький брат собирается на прогулку. Что ему нужно? ( помощники несут: шарф, шапку, ботинки, куртку).
Воспитатель: - Бабушка вяжет свитер (помощники несут клубок, спицы).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы настоящие помощники своим родителям. Теперь мы знаем, что у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности.
Воспитатель: - А какие домашние обязанности есть у вас?
Дети: - Протереть пыль, полить цветы, подмести пол.
Воспитатель: - Вы, наверное, устали? Давайте отдохнём.
Пальчиковая игра «Семья».
Раз, два, три, четыре! Хлопки на счет.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять Хлопки на счет.
Всех могу пересчитать!
Мама, папа, брат, сестренка Поочередное поглаживание пальчиков.
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся моя семья! Показ кулачков
(Дети проходят за столы).
Воспитатель:
- А сейчас, мы с вами изготовим эмблему своей семьи в виде руки, ведь если каждый пальчик собрать вместе получится единая, крепкая рука, как дружная семья. Возьмём фломастеры, и обведём свою руку, каждый пальчик на вашем листке превратится в маму и папу, бабушку и дедушку. Возьмем фломастер и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске).(Дети рисуют эмблему, затем размещают на доске.)
Воспитатель: Посмотрите, сколько крепких и дружных семей мы видим перед собой, эту эмблему вы подарите своим родным и постараетесь, что бы ваша семья всегда была дружной и крепкой.