Виктория Шамонина
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе «Моя дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей.
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 2-3 года.
Формы непосредственно образовательной деятельности:
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе „Моя дружная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Двигательная (малоподвижная игра «Помощницы», динамическая минутка «Мы ногами топ-топ-топ», пальчиковые игры «Семья», «Мамочка любимая», «Пальчик папа»); коммуникативная (игра для снятия психо -эмоционального напряжения и развития тактильных ощущений «Весёлые мячи», словесная игра «Доскажи словечко», игра - имитация «Что умеет делать папа», беседа, ситуативный разговор); продуктивная (рисование красками с помощью ладошки «Моя дружная семья»); музыкально-художественная (слушание детской песни «Пальчик - папа»).
Форма организации: подгрупповая.
Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи:
образовательные:
• формировать представления детей о семье;
• закрепить умение называть членов своей семьи, понимать роль
взрослых и детей в семье.
развивающие :
• развивать умение детей выражать свои чувства близким людям;
• развивать диалогическую форму речи.
воспитательные:
• воспитывать у детей уважение, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
• воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
Методы и приемы:
Игровой: сюрпризный момент, дидактические, пальчиковые игры.
Словесный: беседа, вопросы, поощрения, художественное слово (стихи, потешки).
Наглядный: показ иллюстраций, мультфильма на интерактивной доске.
Демонстрационный материал: презентация «Петушок и его семья» на интерактивной доске, фрагменты из мультфильма «Это семья» на интерактивной доске, мягкая игрушка солнышко, словесная игра «Весёлые мячики», бумага и пальчиковая краска для рисования ладошкой.
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий.
Беседы на тему: «Я и моя семья», «Животные и их детёныши».
Рассматривание иллюстраций с изображением диких и
домашних животных, птиц и их детенышах в нод и
самостоятельной деятельности; рассматривание сюжетных картинок с
изображением членов семьи и их занятий
Чтение художественной литературы: А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; К. Д. Ушинский «Петушок с семьей», разучивание загадок и потешек о семье.
Игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка», «Как мы маме
помогали».
Дидактические игры: «Чей малыш?», «Назови ласково», «Собери картинку».
Игровые упражнения: «Покормим дочку», «Строим дом» и другие.
Подвижные игры: «Курочка-хохлатка».
Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья».
Место проведения: групповая комната.
Время проведения: 15 минут.
Предполагаемый результат: ребёнок активно участвует в НОД, проявляет интерес к совместным играм, отвечает на вопросы воспитателя, предлагая возможные решения; проявляет эти возможные решения исходя из данных; делает обобщения, применяя выводы.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь, я с вами ещё раз поздороваюсь!
Игра «Здравствуйте, ребята!»
Воспитатель. Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, котята? (Нет)
Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, козлята? (Нет)
Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А кто вы? У вас есть имя, фамилия?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите.
Дети: Дети называют своё имя и фамилию.
Воспитатель: Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у которых есть имя и фамилия.
На экране появляется изображение «Курица, петух и цыплята».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Курочка, петух и цыплята.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто курица для цыплят?
Дети: Мама.
Воспитатель: Что чувствуют цыплята рядом со своей мамой курицей?
Дети: Тепло, заботу, радость, защиту.
Воспитатель: А кто петушок для цыплят?
Дети: Предполагаемые ответы детей: петушок – это папа цыплят.
Воспитатель: А цыплятки для петуха и курочки?
Дети: Дети.
Воспитатель: А все вместе они кто?
Дети: Семья.
Воспитатель: А как вы думаете, у них дружная семья?
Дети: Да у них дружная семья.
Воспитатель: Правильно, ребята, семья у них дружная, они живут все вместе, мама заботится о цыплятах, папа защищает их от врагов, никто не ссориться, не клюётся. Птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А цыплята рады, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
Воспитатель: Скажите ребята, а кто вас сегодня привёл в детский сад?
Дети: Мама, папа.
Проводиться пальчиковая игра «Семья»
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаю я считать:
Папа, мама, брат, сестра
А мизинчик – это я.
Воспитатель: Да ребята, у каждого из вас есть мама, папа, у кого есть брат или сестра. Как всех можно назвать, одним словом?
Дети: Семья.
Воспитатель: Правильно. Это слово – семья. У каждого из нас есть своя семья. Это те, кого мы больше всех любим, это наши родные.
Главное в жизни это семья,
Где есть мама, папа и я!
Вместе с семьей мы ходим гулять,
Вместе встаем и ложимся спать.
Вместе делаем все и всегда,
Потому что мы настоящая семья!
Воспитатель:
Маму нежно поцелую,
Обниму её родную.
Очень я люблю её
Мама солнышко моё.
Воспитатель: Ребята, смотрите, у меня есть вот такое солнышко. Сейчас я дам вам его в руки, а вы, назовёте имя своей мамы.
(Дети по очереди называют имена своих мам.)
Правильно, маму! А покажите мне как вы любите свою маму
Проводиться пальчиковая игра «Мамочка любимая»
Мамочка хорошая (целуют ладошку)
Мамочка любимая (целуют другую ладошку)
Мамочку люблю, (целуют обе ладошки)
Поцелуй ей подарю (посылают воздушный поцелуй)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас предлагаю поиграть ещё
Проводиться словесная игра «Доскажи словечко»?
- Кто пришел ко мне с утра?
- Мамочка.
- Кто сказал: «Вставать пора?»
- Мамочка.
- Кто меня поцеловал?
- Мамочка.
- Кто ребячий любит смех?
- Мамочка.
- Кто на свете лучше всех?
- Мамочка.
Воспитатель: А какая у вас мама?
Дети: Мама ласковая, добрая, красивая, нежная, любимая и т. д.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Сколько теплых слов вы знаете о своей маме. Ребята, а вы своим мамочкам дома помогаете? А как?
(убираем игрушки, самостоятельно одеваемся и складываем одежду.)
Воспитатель: А я хочу показать, как можно маме помогать.
Проводиться малоподвижная игра «Помощницы»
Маме дружно помогаем
Сами в тазике стираем,
И рубашки, и носочки
И для сына и для дочки.
Через двор растянем ловко
Для одежды три верёвки.
Светит солнышко – ромашка
Скоро высохнут рубашки.
Воспитатель: Молодцы, вот теперь я вижу, какие вы мамины помощники, как вы помогаете своим мамочкам.
Воспитатель:
Папа мой большого роста,
На него смотреть не просто:
Нужно голову задрать,
Чтоб «Привет!» ему сказать.
Посадит он меня на плечи
И катает целый вечер.
Перед сном читает книжки,
Днём играем в кошки-мышки.
Папа добрый, сильный очень,
Всё он может, что захочет.
Всем секрет свой открываю,
Что я папу обожаю!
Воспитатель: А сейчас я хочу узнать, как зовут ваших пап. А поможет нам в этом, весёлые мячи. Воспитатель даёт детям мячи, а они называют имена пап.
Игра для снятия психо - эмоционального напряжения и развития тактильных ощущений «Весёлые мячи».
Воспитатель: Ребята, что умеют ваши папы?
Проводиться игра - имитация «Что умеет делать папа».
Пилить - вжик-вжик,
Забивать гвозди - тук-тук,
Работать дрелью – ж-ж-ж,
Пылесосить - у-у-у,
Накачивать насосом колеса велосипеда, машины – с-с-с,
Водить машину - имитация руками поворота руля,
Покатать ребёнка на плечах, как «на лошади» - цок-цок-цок,
Поцеловать своего ребё нка: вытянуть сомкнутые губы трубочкой и со звуком разжать их.
Вот какой папа молодец!
Воспитатель: Думаю, что наши мальчики помогают папам делать мужские дела! Ребята, а каким должен быть папа?
Дети: Сильным, смелым, умным. Папа должен уметь все!
Воспитатель: А чтобы быть сильным, смелым, надо заниматься спортом, делать зарядку.
Проводится зарядка «Мы ногами топ-топ-топ» (Е. Железнова)
Воспитатель: Девочки и мальчики, а вы любите играть с пальчиками? Хотите научиться еще одной игре?
Дети: Да.
Проводиться пальчиковая игра «Пальчик - папа» с демонстрацией видеоряда на интерактивной доске.
Пальчик папа, пальчик папа, где ты, дай ответ?
Вот я здесь, вот я здесь. Всем привет!
Пальчик мама, пальчик мама, где ты, дай ответ?
Вот я здесь, вот я здесь. Всем привет!
Пальчик братик, пальчик братик, где ты, дай ответ?
Вот я здесь, вот я здесь. Всем привет!
А моя сестрёнка пальчик, где ты, дай ответ?
Вот я здесь, вот я здесь. Всем привет!
Пальчик крошка, пальчик крошка, где ты, дай ответ?
Вот я здесь, вот я здесь. Всем привет!
Мы семья пальчиков. Всем привет!
Воспитатель: А сейчас мы с вами нарисуем свою семью на бумаге. Для этого нам понадобятся краски и ваши ручки. Закатайте рукава и внимательно смотрите, как мы будем рисовать нашу семью. Свою ладонь обмакиваю в краску и прикладываю ее к листу бумаги, получился мой отпечаток ладони.
Аккуратно, по одному обмакиваем ладошку в краску, и прикладываем.
Ребята, какие вы молодцы, все нарисовали свою семью.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе есть выставка семейных фотографий.
(Воспитатель подводит детей к камину с их семейными фотографиями. Дети рассматривают и называют имена своих мам и пап.)
Воспитатель: Ребята, вот видите, как хорошо когда у вас есть семья. В семье все любят друг друга, старшие заботятся о младших, младшие должны помогать старшим. У каждого есть свои обязанности: мама готовит, наводит порядок, стирает; папа - ремонтирует, выполняет тяжелую работу.
И вы тоже должны помогать своим родным и близким. (Помогать убирать игрушки, самостоятельно одеваться и складывать одежду.)
Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, заботятся друг о друге, весело и дружно живут вместе. И не важно, большая у вас семья, или маленькая, главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
У меня есть папа,
У меня есть мама,
У меня есть братик,
А у них есть я.
Это вся моя.
Рефлексия.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наша увлекательная деятельность.
О чем мы сегодня говорили?
Дети: О семье.
Воспитатель: Что такое семья?
Дети: Папа, мама, брат, сестра.
Воспитатель: Как мы должны относиться друг к другу?
Дети: С любовью, помогать и заботиться друг о друге