Наталья Цыганова
Конспект НОД по речевому развитию в старшей логопедической группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в старшей логопедической группе
Тема «ОСЕНЬ»
ОО Речевое развитие.
Цель: Использование здоровьесберегающих игровых технологий в речевом развитии детей.
Задачи:
Коррекционно – развивающие :
1. Развитие речи и коммуникативных навыков.
2. Развитие мышц артикуляционного аппарата.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей логопедической группе „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Развитие общей и мелкой моторики.
4. Развитие речевого дыхания.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
Коррекционно – образовательные:
1. Закрепить знания детей об осени.
2. Учить правильно подбирать обобщающее слово для группы однородных предметов.
3. Учить находить на картинках признаки осени и описывать их.
Воспитательные:
1. Воспитывать потребность в речевом общении.
2. Воспитывать навыки самоконтроля.
3. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.
4. Воспитание любознательности.
Методы и приемы:
• Словесные: беседа, загадки, проговаривание чистоговорок.
• Наглядные: предметных картинок.
• Практические: артикуляционная гимнастика, физминутка, д/и с мячом «Да-Нет», д/и с обручем «Назови одним словом», дыхательная гимнастика «Ныряльщик», кинезиологическое упражнение «Лягушка», речевая игра «По листочкам я шагаю», чистоговорки прошагаем.
РППС: спортивная палка, обруч, мяч, сухие березовые листья, пластмассовые листочка на каждого ребенка, раздаточные карточки с обобщающими понятиями, картина по теме «Осень», стук дятла, и фотография дятла.
Здоровьесберегающие приемы:
• Артикуляционная гимнастика
• Дыхательная гимнастика
• Дыхательное упражнение «Ныряльщик»
• Кинезиологическое упражнение «Лягушка»
• Физминутка «По листочкам я шагаю»
1. Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, познавательная, игровая.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Психологический настрой.
1. – Ребята, отгадайте загадку: «Пришла без красок и без кистей и разукрасила все листья». (Осень)
- Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по этому удивительному времени года, вспомнить приметы осени, чем она вам запомнилась. Для этого мы выполним интересные задания, поиграем в игры
2. Артикуляционная гимнастика
Но сначала я предлагаю сделать гимнастику для язычка. Улыбнемся осеннему солнышк -«Улыбочка» и пошлем ему поцелуй - «Трубочка».
Как быстро летит время. Прошел сентябрь, октябрь и вот уже ноябрь. Покажем, как быстро тикают часы тик-так - «Маятник».
Превратился язычок в листочек и полетел вверх, вниз, вправо, влево -«Язычок гуляет»
Осенью вкусная в лесу брусника, полакомимся брусничным вареньем - «Вкусное варенье».
Нашли в осеннем лесу орехи, погрызли. Улыбнуться, постучать зубами.
Мы поели орехи, сейчас, почистим зубки, сначала верхние, затем нижние.
Отлично, теперь мы готовы!
3.- В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключения
Нам, ребята, не найти.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Много-много интересного
Мы всегда в лесу найдем.
Проговариваем чистоговороки и выполняем соответствующие движения.
Ли-ли-ли – мы в осенний лес пошли.
Ле-ле-ле - много листьев на земле.
Ли-ли-ли – увидали птиц вдали.
Аль-аль-аль – птицы улетели вдаль.
Лю-лю-лю – очень осень я люблю.
4. Беседа об осени. (рассматривание картинки)
-Посмотрите, дети, какая разноцветная, яркая осень!
- Какие любимые краски осени?
- Давайте поиграем в игру: Какая, Какое, Какие?
- Осень какая?
-Листья осенью какие?
- Небо осенью какое?
- Ветер осенью какой?
5. Ой, ребята, что-то я слышу. Кто стучит по дереву. Кто остался зимовать в осеннем лесу? Отгадайте загадку.
Кто стучит в лесу с утра?
Отвечайте, детвора!
Тук-тук-тук, да тук-тук-тук,
Слышен частый перестук! (дятел)
(слушаем стук дятла)
Дятел хочет проверить, как вы умеете отстукивать ритм. Каждый отстукивает свой ритм!
6. По тропинке долго шли и к болоту подошли. Ребята, предлагаю присесть, отдохнуть и посмотреть, кого можно увидеть на болоте. Лягушки осенью должны спать, а эта лягушка задержалась. Давайте поможем лягушки уснуть. Давайте сделаем гимнастику про лягушку.
Кинезиологическое упражнение «Лягушка»
«Лягушка». (Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется одновременно обеими руками.)
Речевое сопровождение :
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
- Покажем лягушке как надо нырять. Выполним упражнение «Ныряльщик» (стоя, сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – встать, открыть нос и сделать выдох.
7. Вдруг небо стало затягиваться тучами. И начался дождь. Какой дождь идет осенью, (холодный, долгий) Становитесь друг за другом на массаж «Дождик».
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше-
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите,
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите,-
Бом! Бом! Бом!
Дети встают «паровозиком» и похлопывают пальчиками по спинкам друг друга.
Постукивают кулачками
Постукивают пальчиками.
Поколачивают кулачками.
Растирают ладонями
Поколачивают кулачками.
Поглаживают ладонями.
Поколачивают кулачками
Затем дети поворачиваются на 180 и повторяют массаж.
- Ну вот дождик прошел, и мы с вами вышли на большую полянку.
8.– Посмотрите, какой листопад в лесу. Предлагаю пошагать по листочкам и собрать листочки на счет (по ковру рассыпаны желтые березовые листочки).
По листочкам я шагаю
И листочки я считаю.
Раз, два, три, четыре
Пять, шесть, семь, восемь
Уронила листья осень.
Посчитайте сколько у вас листочков в руках.
- Осенний ветер принёс нам листья с деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек.
- С какого дерева упал лист? (с клёна). Это кленовый лист.
Ребё нок: - этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.
Ребё нок: - этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.
Ребё нок: - этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.
-А этот листочек упал? (с ели.) (Это хвойное дерево, вместо листочков у нее иголки).
- С какого же дерева упал последний листок? (с каштана) это каштановый лист.
- Гуляет ветерок, шелестит осенними листочками. Давайте и мы с вами превратимся в ветерки и подуем на листочки.
(Раздаю детям листья на ниточках)
- Наденьте их на пальчик и поймайте на ладошку листочек. Поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Подуйте на листочек, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, (вдохнем аромат осеннего леса и подуем) выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.
- Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй);
- Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй);
9. - По тропинке долго шли и к препятствию подошли.
Осень – время сбора урожая: ягоды, вощи, фрукты, грибы. Я приглашаю вас сыграть со мной в игру «Назови, одним словом».
Чтобы преодолеть препятствие надо выполнить задание. Назвать предметы на картинке и назвать одним словом как они называются. Перепрыгнуть через бревно в обруч.
- На картинке 4 предмета. Вы их называете, и говорите одним словом, что это. Затем перепрыгиваете через палку в обруч.
- яблоко, груша, банан, апельсин (фрукты)
- морковь, свёкла, тыква, лук (овощи)
- смородина, малина, клубника, клюква (ягоды)
- боровик, опенок, лисичка, мухомор (грибы)
ИТОГ:
- Наше путешествие подошло к концу.
10.-Ребята, я предлагаю сыграть вам в игру «ДА-НЕТ» с мячом
- Я буду называть признаки разных времен года, а вы выбираете только те, которые бывают осенью и говорите «Да». Если этого осенью не бывает, говорите «Нет» и повторяете моё предложение.
- Ярко светит солнце.
- Часто идет дождь.
-Птицы вьют гнезда.
- Птицы улетают на юг.
-Дует холодный ветер.
-Летают бабочки и жуки.
-Распускаются почки на деревьях.
- Желтеют на деревьях листья.
-Вы любите осень? Почему?
-Молодцы, вы справились со всеми заданиями, хорошо отвечали на вопросы.