Любовь Олеговна Семенова
Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной логопедической группе. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Январь
Лексическая тема: «Мебель. Бытовые приборы»
Тема: Чтение произведения С. Маршака «Откуда стол пришел?» Лексико -грамматические задания по теме.
Программное содержание: Продолжать учить детей группировать предметы по назначению, классифицировать их; закрепить обобщающее понятие «мебель», учить детей выделять существенные признаки предметов. Развивать умение внимательно слушать читаемое произведение; отвечать развернутыми предложениями на вопросы.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 131
Публикация «Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной логопедической группе, 2 часть» размещена в разделах
Тема: Составление описательного рассказа о мебели.
Программное содержание: Формировать умение составлять описательный рассказ, о каком – нибудь виде мебели с опорой на мнемотаблицу; закрепить обобщающее понятие «мебель», ее назначение, виде в зависимости от назначения, из чего сделана, части, правила пользования.
Литература: З. Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям», с. 72
Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания»
Тема: Лексические игры и упражнения по теме «Посуда». Составление сравнительных рассказов.
Программное содержание: Расширять словарь детей по теме «Посуда»; учить детей сравнивать посуду по назначению, цвету, материалу, классифицировать ее. Закрепить речевые умения и навыки; совершенствовать умение в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 105; З. Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям», с. 38
Тема: Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Лексико – грамматические задания по теме «Посуда».
Программное содержание: Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос». Развивать умение внимательно слушать читаемое произведение; высказывать свои суждения по содержанию. Совершенствовать умение классифицировать продукты питания.
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», с. 32; Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 113
Лексическая тема: «Профессии»
Тема: Составление описательного рассказа на тему «Моя будущая профессия»
Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей о различных профессиях. Закрепить умение составлять описательные рассказы с опорой на схему. Учить детей образовывать новые слова с помощью суффиксов –щик-, -ниц – сложные слова путем слияния двух простых слов. Развивать творчество, воображение.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 191
Тема: Сюжетно – ролевая игра «Почта»
Программное содержание: Закрепить представления детей о почте, с трудом работников почтового отделения, со значимостью этого труда. Развивать связную речь, творческое воображение.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 180
Февраль
Лексическая тема: «Инструменты»
Тема: Лексические игры и упражнения по теме «Инструменты».
Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об инструментах соответствующих той или иной профессии, их назначении. Учить детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 184
Тема: Чтение стихотворения А. Шибаева «Лучше дела не найти».
Программное содержание: Познакомить детей с названием инструментов необходимых для столярной работы, с профессией столяра, дать информацию о назначении каждого инструмента с помощью стихотворения. Развивать умение внимательно слушать читаемое произведение.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 188
Лексическая тема: «Транспорт»
Тема: Лексические игры и упражнения по теме «Транспорт»
Программное содержание: Активизировать словарь детей по теме «Транспорт», расширить представление о классификации транспорта по видам, закрепить знание о роли транспорта в жизни людей.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 168
Тема: Чтение произведения Д. Родари «Дудочник и автомобили»
Программное содержание: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характер сказочных героев, формировать образную речь; развивать речетворческие способности детей, умение придумывать разные варианты концовки сказки.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 166
Лексическая тема: «Наша армия. Военные профессии»
Тема: Беседа о Дне защитника Отечества
Программное содержание: Расширять знания детей о Российской армии, разных родах войск; развивать связную речь детей; воспитывать чувство патриотизма.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 220
Тема: Чтение сказки А. Митяева «Почему армия родная»
Программное содержание: Учить внимательно и заинтересованно слушать произведение об армии, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета; воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 156
Лексическая тема: «Спорт»
Тема: Лексико -грамматические задания по теме «Спорт». Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Программное содержание: Активизировать словарь детей по теме «Спорт», расширить представление о классификации спортивных игр по видам, закрепить знание о роли спорта в жизни людей. Развивать у детей умение составлять рассказ по картинкам, придумывать события, предшествующие и последующие за изображенным на ней сюжетом.
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
Тема: Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам и поговоркам о ЗОЖ.
Программное содержание: Продолжать знакомство детей с русским фольклором, углублять представление о пословицах и поговорках; развивать выразительность речи в процессе их исполнения; учить составлять рассказы по пословицам и поговоркам; воспитывать стремление к ЗОЖ.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 151
Март
Лексическая тема: «Мамин праздник. Семья»
Тема: Рассказывание по картинке «Подарки маме к 8 Марта» и на основе личного опыта.
Программное содержание: Учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи детей названий профессий и связанных с ними действий.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 80
Тема: Составление рассказа по памяти «Моя семья».
Программное содержание: Учить детей придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал, рассказывать последовательно, грамматически правильно по плану; развивать связную речь.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 222
Лексическая тема: «Весна»
Тема: Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Зима не даром злится»
Программное содержание: Помочь детям осмыслить и запомнить новое стихотворение, уточнить представления о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 221
Тема: Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода»
Программное содержание: Учить видению художественного образа, единства содержания и языка и пейзажной живописи; обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой; развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 229
Лексическая тема: «Растительный мир весной»
Тема: Пересказ произведения М. Пришвина «Золотой луг»
Программное содержание: Довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве; учить пересказывать рассказ от третьего лица. Развивать у детей умение подбирать наиболее точные определения и сравнения.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 94
Тема: Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки»
Программное содержание: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 273
Лексическая тема: «Животный мир весной»
Тема: Чтение басни С. Михалкова «Ошибка»
Программное содержание: Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащийся в басне; продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 250
Тема: Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…»
Программное содержание: Учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи; активизировать в речи детей употребление сложных предложений, обратить внимание детей на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 83
Апрель
Лексическая тема: «Рыбы»
Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Программное содержание: Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора. Обратить внимание детей на разнообразные грамматические формы, встречающиеся в литературном произведении, на то, как меняется смысл слов при употреблении разных суффиксов.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 60
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Подводный мир»
Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картинке с использованием имеющихся у них знаний о жизни рыб; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующие за ними. Расширять представление детей о рыбах, местах их обитания, строении.
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», с. 41
Лексическая тема: «Космос»
Тема: Беседа о Дне космонавтике
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с российскими праздниками, с полетом первого человека в космос – Ю. Гагарина, рассказывать детям об интересных фактах и событиях, поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о космосе.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 164
Тема: Творческое рассказывание «Путешествие на другую планету»
Программное содержание: Учить детей составлять короткий рассказ на заданную тему по плану, использовать описания, диалог, при оценке рассказов отмечать занимательность сюжета, средства выразительности; развивать фантазию, творческое воображение.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 227
Лексическая тема: «Наш дом, улица, город»
Тема: Беседа «Дом и его части». Лексико-грамматические задания по теме.
Программное содержание: Уточнить представление о том, что такое дом, из чего он состоит; дать понятие, сколько этажей в доме, как он называется; познакомить детей с этапами постройки дома, с профессией строителя; расширять словарь по теме.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 59
Тема: Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по родному городу»
Программное содержание: Углубить и расширить знания детей о достопримечательностях родного города, о названии улиц, важнейших предприятий и учреждений города, о видах труда, наиболее распространенных в городе. Развивать диалогическую и монологическую речь.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 205
Лексическая тема: «Россия»
Тема: Чтение рассказа Г. Цыферова «Россия»
Программное содержание: Углубить знания детей о России, дать представление о некоторых особенностях природы родной страны, о ее разнообразии, богатстве, красоте на основе рассказа. Закреплять навык правильно строить предложения, отвечать на вопросы полным предложением.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 161
Тема: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
Программное содержание: Помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить произведение. Учить выразительно, читать наизусть стихотворение, интонационно передавать гордость за родную страну.
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», с. 76
Май
Лексическая тема: «Ягоды, грибы»
Тема: Лексические игры и упражнения по теме «Ягоды, грибы».
Программное содержание: Познакомить детей с названиями, наиболее часто встречающимися ягодами и грибами, с их внешними отличительными признаками. Закрепить понятия «съедобные – не съедобные» по отношению к ягодам и грибам. Расширять и активизировать словарь по теме.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 239
Тема: Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки» (отрывок)
Программное содержание: Продолжать учить детей передавать текст последовательно, без пропусков и повторений, используя авторские слова и выражения; развивать ясность изложения.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 189
Лексическая тема: «День Победы»
Тема: Рассказывание произведения Л. Кассиля «Памятник советскому солдату»
Программное содержание: Воспитывать патриотические чувства, рассказывая произведения Л. Кассиля, побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников; продолжать учить подбирать синонимы и родственные слова.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 248
Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Программное содержание: Учить детей передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах; воспитывать уважение к защитникам Родины. Учить детей понимать смысл образных выражений в пословицах.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 72
Лексическая тема: «Школа»
Тема: Беседа о школе. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Первое сентября»
Программное содержание: Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о школе, роли учителя в жизни учеников; познакомить со стихотворением Е. Трутневой «Первое сентября». Развивать интерес к знаниям, желание учиться. Активизировать и расширить словарь по теме.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 179
Тема: Рассказывание по картине «В школу»
Программное содержание: Развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке с использованием полученных знаний о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка); учить придумывать события, предшествующие изображенному на картине сюжету. Без помощи воспитателя.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 44
Лексическая тема: «Лето. Насекомые»
Тема: Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Программное содержание: Познакомить детей с басней, ее жанровыми особенностями, подвести к пониманию идеи, смысла пословиц о труде; развивать умение детей осмысливать аллегорию басни, оценивать характер персонажей; воспитывать чуткость к образному строю языка.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 210
Тема: «Лето красное пришло» - лексические игры и упражнения по теме.
Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о времени года «лето», называть характерные признаки. развивать связную речь в пересказе, продолжать учить детей передавать текст последовательно, без пропусков и повторений.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 263