Любовь Олеговна Семенова
Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной логопедической группе. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Лексическая тема: «Улетает наше лето»
Тема: Составление рассказа из личного опыта на тему: «Летние истории»
Программное содержание: Формировать умение составлять связный рассказ на основе личных впечатлений, отбирая для рассказа самое интересное и существенное; уточнить и закрепить знания детей о лете.
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», с. 20
Тема: Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «уж небо осенью дышало…»
Публикация «Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной логопедической группе, 1 часть» размещена в разделах
Программное содержание: Учить детей выразительно читать стихотворение и передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. Пушкина.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 205
Лексическая тема: «Наш детский сад»
Тема: Беседа «Мы -подготовишки»
Программное содержание: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Совершенствовать умение внимательно слушать вопросы, отвечать на них развернутыми предложениями. Помочь детям правильно строить свои высказывания.
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», с. 19
Тема: Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду»
Программное содержание: Упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем; учить самостоятельно, строить сюжет.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 53
Лексическая тема: «Овощи, фрукты»
Тема: Составление рассказа по картине «Уборка урожая в саду»
Программное содержание: Формировать умение детей составлять рассказ по картине, озаглавливать картину и составлять план рассказа; в свободном и правильном использовании знаний о способах и последовательности работы в саду. Расширить словарь по теме.
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», с. 25
Демонстрационный материал «Логопедические занятия в д/с», с. 4
Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Программное содержание: Совершенствовать умение детей связно, последовательно, выразительно пересказывать рассказ. Развивать умение выражать свое отношение к персонажам.
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», с. 39
Октябрь
Лексическая тема: «Осень»
Тема: Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень» (И. Левитан, В. Поленов, И. Остроухов)
Программное содержание: Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы; развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художниками настроение, желание общаться по поводу увиденного.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 190
Тема: Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»
Программное содержание: Учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений, развивать уточнить и закрепить знания детей об осени.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 187
Лексическая тема: «Деревья, кустарники»
Тема: Чтение стихотворения К. Чолиева «Деревья спят»
Программное содержание: Учить детей внимательно слушать стихотворный текст; совершенствовать умение составлять рассказ с использованием выразительных средств языка; передавать в слове настроение, впечатления.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 219
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «В лесу»
Программное содержание: Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин с последовательно развивающимся действием, отвечать на вопросы по содержанию; развивать творческое воображение.
Литература: Демонстрационный материал «Логопедические занятия в д/с», с. 4
Лексическая тема: «Перелетные птицы»
Тема: Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»
Программное содержание: Помочь детям понять и запомнить поэтическое произведение, учить выразительному чтению стихотворения. Уточнить и расширить знания детей по теме.
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», с. 27
Тема: Пересказ произведения Г. Скребицкого «Как галчонок есть научился»
Программное содержание: Учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи. Уточнить и закрепить знания детей по теме.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 195
Лексическая тема: «Домашние птицы»
Тема: Составление описательного рассказа о домашней птице с опорой на мнемотаблицу.
Программное содержание: Уточнить представления детей о домашних птицах и птенцах, их строении, где живут, чем питаются, какую пользу приносят. Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 99
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Цыплячий сторож»
Программное содержание: Продолжать формировать умение придумывать рассказ по серии сюжетных картин, упражнять в умении употреблять в речи предлоги и союзы. Уточнить и закрепить знания детей по теме.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 196
Ноябрь
Лексическая тема: «Дикие животные»
Тема: Чтение басни И. Крылова «Ворона и лисица»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию. Ее обобщенное значение. Выделить мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивать чуткость к восприятию образного стоя языка басни.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 235
Тема: Пересказ сказки «Лиса и козел»
Программное содержание: Учить детей пересказывать сказку в лицах передавая литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Уточнить и закрепить знания детей по теме.
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», с. 75
Лексическая тема: «Домашние животные»
Тема: Рассказывание по сюжетным картинкам
Программное содержание: Развивать у детей умение составлять рассказ по картинкам, придумывать события, предшествующие и последующие за изображенным на ней сюжетом; учить правильно оценивать содержание рассказов.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 52
Тема: Чтение сказки К. Ушинского «Спор животных»
Программное содержание: Закрепить ранее полученные знания о домашних животных; дать детям представление о том, какую пользу приносят домашние животные человеку, на основе рассказа; учить детей последовательному пересказу.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 84
Лексическая тема: «Животные северных и жарких стран»
Тема: Лексические игры и упражнения по теме «Животные северных и жарких стран»
Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей по теме; закрепить речевые умения и навыки; совершенствовать умение в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Литература: З. Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям», с. 106-109
Тема: Рассказывание по картинке «Дети Севера»
Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картинке с использованием имеющихся у них знаний о жизни детей Севера; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующие за ними.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 68
Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Тема: Пересказ произведения Л. Вольского «Клесты»
Программное содержание: Познакомить детей с новым произведением, продолжать учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в пересказе по плану.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 197
Тема: Рассказывание по серии сюжетных картинок
Программное содержание: Учить детей составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок и придумывать оригинальную концовку коллективного рассказа; воспитывать способность договариваться между собой, кто буде начинать рассказ, кто продолжать и кто завершать.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 79
Декабрь
Лексическая тема: «Человек и его тело»
Тема: Лексические игры и упражнения по теме «Человек и его тело»
Программное содержание: Уточнить знания детей о строении собственного тела, определении правого о левого направления в пространстве; учить детей пользоваться наречиями места, упражнять образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 6
Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»
Программное содержание: Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивационной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 219; О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 252
Лексическая тема: «Одежда»
Тема: Сюжетно – ролевая игра «Ателье»
Программное содержание: Активизировать словарь по теме «Одежда»; упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку; учить детей связно описывать предмет, изображенный на картинке.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 140
Тема: Придумывание продолжения и завершения рассказа Л. Пеньевской «Как Миша варежку потерял»
Программное содержание: Учить дошкольников развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей. Активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 66
Лексическая тема: «Зима»
Тема: Сравнение картин «Зима» И. Шишкина и «Сказки инея» И. Грабаря
Программное содержание: Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы; развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образно настроение в искусстве.
Литература: В. Ю. Дьяченко «Развитие речи: тематическое планирование занятий», с. 207
Тема: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»
Программное содержание: Помочь детям понять и запомнить поэтическое произведение; учить интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения.
Литература: Л. Н. Зырянова «Занятия по развитию речи в ДОУ», с. 120
Лексическая тема: «Новый год. Рождество»
Тема: Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
Программное содержание: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения, показать ее связь со значением пословицы.
Литература: О. С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет», с. 228
Тема: Составление рассказа из личного опыта «Праздник в детском саду»
Программное содержание: Формировать умение составлять связный рассказ на основе личных впечатлений, отбирая для рассказа самое интересное и существенное. Активизировать словарь по теме.
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», с. 54. Демонстрационный материал «Логопедические занятия в д/с»