Наталья Литвинова
Конспект НОД по речевому развитию в старшей логопедической группе «Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает….».
Цель: обобщить и расширить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь.
Образовательные задачи: - освоение умения составлять рассказ, придумывая продолжение;
- уточнить представления детей о родственных словах, развивать умение подбирать родственные слова;
- формировать навыки образования притяжательных прилагательных.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей логопедической группе „Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи: - развивать умение узнавать и называть буквы, обозначающие гласные звуки, умение регулировать силу голоса; - расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх; - развивать мышление, воображение, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи: воспитывать внимательное и бережное отношение к природе, самоконтроль.
Предметно – развивающая среда: мольберт, указка, карточки с буквами, зимние пейзажи, модель составления родственных слов, картинки диких животных и заснеженного кустика; рисунок «Зимний лес», клей, клеенка, салфетка, зимующие птицы (ворона, дятел, сова, синица, снегирь) для наклеивания на каждого ребенка.
Организация и методика проведения.
Организационный момент
Давайте выпрямим спинки, расправим плечи, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть зимнего утра, а выдохнем все огорчения и неприятности. А главное улыбнемся друг другу.
Я загадаю вам загадку:
В это время года
Ложится спать природа,
Укрывшись белоснежным
Пушистым снегом нежным,
Спят деревья и дома,
Мы говорим: …«Пришла зима!»
Да, зима хоть и суровое время года, но очень красивое. И вас приглашаю в зимний лес. Вы хотите отправиться в это путешествие?
Дидактическая игра «Эхо».
Чтобы не потеряться в лесу, как мы кричим друг другу? Мы кричим громко, а в ответ слышим тихое эхо. Девочки встаньте справа от меня, а мальчики слева. Девочки будут громко кричать, а мальчики будут отзываться эхом – произносить звуки тихо. Потом поменяемся ролями. Показываю поочередно карточки с изображением букв, дети узнают и поизносят гласные звуки (а, и, о, у).
Оценка деятельности детей.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
Ветерок нас подхватил
В зимний лес переместил.
Дидактическая игра «Зима – лето».
Глазки открывайте. Мы оказались в зимнем лесу. Но зимой многое изменилось. Продолжите мое высказывание.
Летом тепло, а зимой …холодно.
Летом солнце высоко, а зимой. низко.
Летом люди надевают футболки, шорты, сарафаны, а зимой…
Летом идет дождь, а зимой.
Летом заяц серый, а зимой …
Летом день длинный, а зимой …
Летом на речке можно купаться, загорать, а зимой…
Летом на деревьях зеленные листочки, а зимой…
Летом медведь, ёж, барсук ходят по лесу, а зимой …
Летом ветер теплый, а зимой…
Вы правильно сказали о приметах зимы.
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»
Один поэт тоже хотел рассказать о зиме, но у него потерялись слова. Я буду начинать строчку стихотворения, а вы заканчивайте в рифму.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег,
А с небес летят пушинки –
Серебристые (снежинки).
На поселок, на лужок
Сыплет беленький… (снежок,
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка
Это девочка –… (снегурка,
А на ветках, посмотри
С красной грудкой… (снегири).
Назовите слова, которые вы добавляли. На какое слово они все похожи? Верно, во всех этих словах есть общая часть «снег». Слова, в которых есть общая часть называются родственными.
Давайте подберем родственные слова к слову мороз /работа с моделью/.
большой – морозище
маленький – морозик, морозец
глагол – морозить, замораживать, заморозить, подмораживать
прилагательное – морозный. Оценка деятельности детей.
Физминутка.
От морозных слов стало холодно. Давайте погреемся.
Под мостом ручей журчит,
Кулачком по льду стучит.
- Ну зачем ты, Дед Мороз,
Дверь закрыл и ключ унес.
Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?».
Давайте узнаем, какие птицы и звери живут в этом лесу. Только они спрятались, а вы по их части тела попробуйте догадаться, кто это. (Воспитатель закрывает изображение животных заснеженным кустиком, оставляю какую – либо часть тела)
– Я вижу лисий хвост, значит за кустом спряталась лиса. - Я вижу беличьи уши, я догадался, что за кустом спряталась белка. – Я вижу оленьи рога и. т. д. Оценка деятельности.
Дидактическая игра «Кто где?».
Теперь отметим, где находятся зимующие птицы. Будьте внимательны! (Дети подходят к столам и на индивидуальных рисунках «Зимний лес» отмечают положение птиц, приклеивая их)
Дятел сидит на березе и долбит кору.
Сова спряталась в дупло до утра.
Ворона важно прохаживается под елью.
Снегирь прилетел к рябине.
Синица кружит над молодыми сосенками.
Какая птица прохаживается под елью? Кто прилетел к рябине? Кто долбит кору? Оценка деятельности.
Составление творческого рассказа «Варежка».
Вы были очень внимательны и смогли увидеть многих обитателей зимнего леса. Ведь и зимой люди проходят в лес, чтобы отдохнуть и полюбоваться природой. Я хочу вам рассказать одну историю, которая произошла в зимнем лесу. А вы пофантазируйте, чем она могла закончиться. Слушайте:
«Бабушка связала Саше красные шерстяные варежки. Саша с удовольствием одел их на прогулку. Он пошел в лес кататься с горки. Вот санки стрелой помчались вниз, и что-то красное мелькнуло в сугроб. Что могло произойти дальше?»
Ответы детей. (Варежку помогли найти друзья, нашел сам, нашел пес Шарик, ушел без варежки. Саша не заметил и катался дальше и. т. д.)
Оценка деятельности детей/
Итог.
К сожалению, зимний день очень короткий: «Зимний денек - с воробьиный скок». Нам пора возвращаться в группу.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
Ветерок нас подхватил
В группу нас переместил.
Что тебе понравилось в путешествии в зимний лес? Что оказалось трудным? За что бы вы себя похвалили? Кому вы расскажите о сегодняшнем путешествии?
Я предлагаю оформить выставку из ваших работ