Борина Елена Вадимовна
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Поет зима, аукает»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Поет зима — аукает»
Проект предназначен для детей подготовительной группы.
Характер проекта - краткосрочный.
Актуальность: Все дети любят зиму и праздник «Новый год», но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега; откуда появился обычай отмечать Новый год в России, кто приносит детям новогодние подарки в других странах. Идеей создания проекта послужило желание предоставить ребенку-дошкольнику возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Поет зима, аукает“» размещена в разделах
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Поет зима — аукает» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой; расширять представления о празднике «Новый год»; воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Поет зима — аукает».
Задачи:
- Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы;
- Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность;
- Продолжать знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий);
- Уточнять и расширять знания об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни;
- Расширять знания о празднике «Новый год», о традициях празднования в России;
- Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду;
- Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников;
- Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности;
- Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой;
- Воспитывать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю погоду.
Предполагаемый результат:
- У детей сформировано умение устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе, правильное отношение к растениям и животным;
- Расширены знания о природе зимой, укреплен исследовательский интерес к природе;
- У детей расширены знания о празднике «Новый год»;
- Участие семей группы в выставке поделок «Зимушка-зима»;
- Участие семей в акции «Кормушка для птиц»;
- Участие семей группы в фотовыставке «Зимушка-зима в гости к нам пришла!»;
- Оформление групповой комнаты к Новому году;
- Проведение утренника к Новому году.
Этапы реализации проекта «Поет зима — аукает»
Подготовительный этап:
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов.
- Создание развивающей среды.
- Подбор художественной литературы по теме.
- Разработка мероприятий.
Тип проекта:
По числу детей — групповой (коллективный).
По доминирующему методу — игровой, познавательно-творческий.
По предметным областям — познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация.
Объект проекта: времена года.
Предмет проекта: зима.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Поет зима — аукает»
Образовательные области. Формы работы с детьми.
Познавательное развитие.
1 «Встреча у новогоднего костра»;
2. «Приключения ребят с Гердой и Каем на севере».
Художественное творчество. Рисование.
1. «За что я люблю зиму»;
2. «Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари».
Аппликация.
- «Сел на ёлку снегирёк».
Лепка.
1. «Снежный кролик»;
2. «А на ёлке резвятся игрушки» (пластилинография).
Беседы: «Поет зима - аукает!», «Зимующие птицы», «Почему бывают морозы?», «Природные явления зимой», «Как зимуют дикие животные», «Помощники Деда Мороза в других странах», «Великий Устюг — родина Деда Мороза».
Цикл наблюдений:
- за зимними природными явлениями во время прогулок, за изменениями в природе зимой (за солнцем, небом, силой ветра, снегом, метелью);
сравнительное наблюдение за жизнью птиц зимой: за воробьем и синицей, за снегирем и вороной.
- за хвойными и лиственными деревьями, растущими на территории детского сада.
Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов с водой, снегом и льдом.
Ситуативная беседа: «Как звери к зиме готовятся», «Пословицы и поговорки о зиме», «Пословицы и поговорки про Новый год», «Приметы декабря».
Мультимедийные технологии.
Демонстрация электронных изображений по темам: «Поет зима — аукает», «Зимующие птицы», «Помощники Деда Мороза в других странах», «Великий Устюг — родина Деда Мороза».
Речевое развитие.
Рассматривание картин и иллюстраций о зиме и составление по ним описательных рассказов:
«Зимующие птицы»;
«Зимние виды спорта»;
«Приметы декабря»;
Рассматривание картин русских художников с изображением зимних пейзажей: И. Э. Грабарь «Зимний вечер», Н. П. Крымов «Зимний пейзаж», А. М. Васнецов «Зимний сон».
Ситуативный разговор:
«Какие зимние сказки вы знаете?»;
«Как можно поздравить родных и близких с Новым годом?»;
«Как готовятся к встрече Нового года в детском саду и семье?»
Словесные игры: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Назови три предмета», «Добавь слог», «Послушай и расскажи».
Дидактические игры: «Составь узор из цветных льдинок», «Зимующие и перелетные птицы», «Сложи из палочек», «Найди ошибку художника», «Что в мешке у Деда Мороза», «Разрезные картинки».
Чтение художественной литературы:
Стихотворения: С. Есенин «Поет зима – аукает», А. Усачев «Откуда приходит Новый год».
Рассказы: В. Бианки «Синичкин календарь. Декабрь», С. Георгиев «Я спас Деда Мороза», М. Зощенко «Елка», Н. Носов «Бенгальские огни».
Русские народные сказки: «Снегурочка», «Зимовье зверей», «Два мороза», «Морозко».
Литературные сказки: П. П. Бажов «Серебряное копытце», Г. Скребицкий «Зимняя стужа», Братья Гримм «Бабушка Метелица», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Х. К. Андерсен «Снежная королева», «Снеговик», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Выставка книг о зиме.
Стихи, загадки, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Социально – коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «Пришли гости на Новый год», «Новогодний концерт».
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом», «Зима-хорошо, зима-плохо».
Трудовая деятельность: изготовление «Кормушек для птиц» совместно с родителями, заготовка корма для птиц, подкармливание птиц, расчистка дорожек от снега во время прогулки, сгребание снега лопатой, постройки из снега.
Беседа: «Труд людей зимой», «Как в России появился обычай встречать новый год», «Безопасность зимой».
Ситуативный разговор: «Мое любимое зимнее развлечение с семьей», «Ты любишь зиму? За что, почему?», «Что я попросил у Деда Мороза».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
Самостоятельная художественная деятельность: изготовление снежинок, елочных игрушек; рисование по замыслу по теме «Зимняя сказка», «За что я люблю зиму», раскраски по теме «Зима», «Новый год», «Зимние виды спорта».
Слушание музыкальных произведений:
«Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Времена года» А. Вивальди.
Досуги, развлечения:
Новогодний утренник «Здравствуй, здравствуй, Новый год! или «Как Кощей жениться надумал».
Физическое развитие.
Беседы: «Зимние виды спорта».
Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку».
Пальчиковая гимнастика: «Весело зимой, не хочется домой», «На елке».
Подвижные игры: «Два мороза», «Мороз красный нос», «Снежки», «Попади снежком в цель», «Лыжники», «Загони льдинку», «Снежные мишени».
Мероприятия по работе с родителями:
- Информирование родителей о необходимости одевать детей по погоде;
- Фотовыставка «Зимушка-зима в гости к нам пришла!»;
- Конкурс семейных поделок «Зимушка-зима»;
- Акция «Кормушка для птиц».
Результаты проектной деятельности:
- у детей сформировано умение устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе, правильное отношение к растениям и животным;
- у детей расширены знания о природе зимой, укреплен исследовательский интерес к природе;
- расширены знания о празднике «Новый год»;
- оформлена выставка творческих работ детей;
- оформлена фотовыставка «Зимушка-зима в гости к нам пришла!»;
- оформлена выставка поделок «Зимушка-зима»;
- оформлена групповая комната в новогоднем стиле;
- проведена акция «Кормушка для птиц»;
- проведен новогодний утренник «Здравствуй, здравствуй, Новый год! или «Как Кощей жениться надумал».
Дети получили новые знания о зиме как об одном из времен года; расширили представления о зимних природных явлениях и о празднике «Новый год» через познавательно-исследовательскую деятельность; приняли участие в оформлении группы к Новому году; научились устанавливать связи между живой и неживой природой, анализировать, делать выводы; познакомились с явлениями неживой природы, свойствами снега; расширили знания об образе жизни диких животных зимой; расширили представления о разнообразии птиц, способах добывания ими пищи, приспособлении к зимним условиям жизни. Также дети получили эмоциональный отклик, рассматривая фотовыставку «Зимушка-зима в гости к нам пришла!», участвуя в создании выставки зимних поделок и в новогоднем утреннике. У ребят появилось желание ухаживать за животными и растениями, помогать птицам зимой. Дети научились работать в команде, приобщились к традициям празднования Нового года.
Родители поучаствовали в фотовыставке «Зимушка-зима в гости к нам пришла!», в выставке зимних поделок и в акции «Кормушка для птиц». Также родители получили положительные эмоции, делая фотографии и поделки вместе со своими детьми.
Приложения:
- Аппликация "Сел на елку снегирек"
- Лепка (пластилинография) "А на елке резвятся игрушки"
- Выставка поделок "Зимушка-зима"
- Трудовая деятельность: сгребание снега лопатой
- Новогодний утренник