Людмила Дедовец
Конспект интегрированного НОД по речевому развитию и экспериментальной деятельности в старшей группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: уточнить знания детей о признаках зимы и зимних явлениях; формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда. Закрепить знания о зимующих птицах и животных в зимнее время года.
Развивающие задачи : Развивать умение подбирать однородные определения к слову «зима», развивать навык составления описательного рассказа по мнемотаблице. Способствовать развитию мелкой и крупной моторики. Воспитательные задачи: Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, прививать любовь к поэтическому слову.
Публикация «Конспект интегрированного НОД по речевому развитию и экспериментальной деятельности в старшей группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Предварительная работа: Чтение стихов, рассказов, сказок о зиме и зимних явлениях, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.
Материал: Письмо, мнемотаблица, ватные диски с клейкой основой, мольберт, лед, цветной лед, емкости с водой, краски, «холодильник», муз. проигрыватель.
Словарь: Зимний, хмурый, водоем, Дятел, Клест, Синица, Ворона, Сорока, Голубь, Воробей, Ёж, Барсук. Холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная,
Ход непосредственной образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и гостями и подарим прекрасное настроение.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята! Послушайте внимательно и отгадайте, о каком времени года говорится в загадке:
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (зима)
Дети: В этой загадке говорится о зиме.
Воспитатель: Молодцы! Я не случайно загадала вам именно эту загадку. Сегодня в детский сад пришло письмо от Зимы. Послушайте, что она пишет: «Здравствуйте, дети! Я хочу пригласить вас в свою зимнюю лабораторию, но сначала, вы должны рассказать о зимних явлениях, все что знаете.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами расскажем зиме всё, что мы о ней знаем? Какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: А какие вы знаете пословицы и поговорки о зимних месяцах?
Дети: Декабрь год заканчивает, а зиму начинает. Январь зимы государь. Январь году начало, зиме середина. Февраль – мороз и метели в феврале налетели, мороз да вьюга, два друга.
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, стихотворения о зимних месяцах. С. Я. Маршак «Круглый год».
Февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, зимушка приготовила нам целую картинную галерею с зимними иллюстрациями. Для того чтобы мы с вами рассказали с помощью картин о зиме и ничего не пропустили.
Беседа по картине:
Воспитатель: Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине? Какое время года здесь изображено?
Дети: На картине изображено время года – зима.
Воспитатель: Почему вы так думаете? Что зимой идет с неба?
Дети: Зимой с неба идет снег и все вокруг и деревья, и земля покрывается снегом.
Воспитатель: Какая погода зимой?
Дети: Зимой часто дует сильный, холодный ветер, на улице мороз, небо покрыто серыми, хмурыми тучами.
Воспитатель: А чем зимой покрываются водоемы?
Дети: Водоемы покрываются льдом.
Воспитатель: А в какие игры можно играть зимой на улице?
Дети: Зимой на улице можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика, снежную крепость.
Воспитатель: Молодцы ребята, а чтобы зимой не замерзнуть, какую нужно одевать одежду?
Дети: Варежки, пальто, шапку, сапоги, шарф.
Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, праздники, которые мы отмечаем зимой?
Дети: Новый год, Рождество, День Св. Николая, Старый Новый год, День Защитника Отечества.
Воспитатель: Очень хорошо, а что зимой происходит в жизни птиц.
Дети: Зимой птицы прилетают поближе к людям, потому что им нечего кушать.
Воспитатель: Как называются птицы, которые зимуют рядом с нами?
Дети: Это зимующие птицы.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете, назовите.
Дети: Дятел, Клест, Синица, Ворона, Сорока, Голубь, Воробей.
Воспитатель: Как можно помочь зимующим птицам зимой?
Дети: развешать кормушки и насыпать зерен, хлебных крошек и сало синицам.
Воспитатель: А что происходит зимой в лесу с лесными жителями?
Дети: Белка в дупле прячется от хищников и грызет шишки и орешки, заяц прячется под кустом от волка и лисицы, лиса охотится на зайца и мышей, медведь спит в берлоге, и в норе спит ёж.
Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом 1-2 детей рассказывают полностью. Рассказы детей по картине.
Воспитатель: Да, ребята, зима – чудесное время года. В нашем поселке Октябрьское тоже зима. Зимой очень весело и можно играть в разные зимние игры и забавы, но снега на улице нет, а очень хотелось бы построить горку и прокатиться с ветерком.
Воспитатель: Ребята, расскажем еще одно стихотворение И. Суриков «Детство».
Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе.
Воспитатель: Молодцы. А теперь предлагаю сделать самомассаж.
«Вот на улице мороз». Самомассаж
Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)
Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)
Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем.)
Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! (Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперёд, затем назад.)
По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, (Руки скрестить на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.) Ножками затопали! (Топают ногами.)
Воспитатель: А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов?
Вы будете придумывать, называть слова, а я ставить комочек – слово и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится. (Прикрепляю снежки из ватных дисков на мольберт.)
Дидактическая речевая игра : «Какой бывает зима и снег».
«Какая!»- холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д. ЗИМА какая? Снежная, Суровая, Морозная, Веселая, Красивая, Нарядная, Холодная, Вьюжная.
СНЕГ какой? Пушистый, Белый, Легкий, Мягкий, Холодный, Колючий, Рассыпчатый, Липкий, Искристый, Хрустящий, Серебристый, Мокрый.
Воспитатель: А почему снег хрустит под ногами в морозный день?
Дети: Снег хрустит, потому, что у снежинок ломаются лучики, из которых они состоят.
Воспитатель: Расскажите стихотворение Л. Огурцовой «Зима в Крыму».
Не гостит зима на юге,
Нет в Крыму студёной вьюги.
Открываем календарь –
Там написано: ЯНВАРЬ.
А вокруг – щебечут птицы,
Солнце в лужицу глядится
Где же снег?
Мороз трескучий?
Кто дождём заправил тучи?
Дед Мороз в своей избушке
Выдал снег Зиме-старушке.
В Крым посылку с ней доставил…
Но дорогой снег – растаял!
Воспитатель: Теперь отправляемся в лабораторию.
Физминутка «Снегопад, метель, поземка»
Снегопад – кружатся и приседают; метель – быстро бегут, взявшись за руки; поземка – кружатся в приседе.
Дети подходят к лаборатории.
Экспериментальная деятельность :
Опыт №1. «Какой лед на ощупь».
- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.
Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный.
Опыт№ 2:Определение запаха. А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега
Ответы детей
Опыт 3. Определение прочности.
Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)
Опыт №4. «Воздействие температуры».
Воспитатель: Вы утверждаете, что лед - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Интересно, в какой воде лед быстрее растает, в холодной или горячей, давайте проверим.
Ответы детей: лед быстрее тает в горячей воде.
Опыт №5. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда цветную картинку. Давайте посмотрим, видно ли через лед картинку.
Ответы детей: Под льдом картинку видно, значит лёд прозрачный.
Воспитатель: Ребята, я думаю, что вам понравилось в лаборатории Зимушки, и мне хочется ей сделать на прощание подарок – цветные льдинки, а скажите, как их можно сделать?
Дети: добавить в воду краски, и заморозить ее.
Воспитатель: правильно, так и сделаем.
(добавляем краску в воду и заливаем в форму, достаем заранее приготовленный цветной лед).
Воспитатель: какая прелесть, ребята, вам понравились цветные льдинки?
Но нам пора возвращаться в детский сад, друг за другом становитесь, не отставайте, по снежинкам проходите.
Итог занятия.