Людмила Бизяева
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Дифференциация звуков [ч]-[щ]»
▼ Скачать +Заказ
Конспект нод по речевому развитию в старшей группе
тема: «дифференциация звуков ч-щ»
Цель: -формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ (изолированно, в слогах, словах, в фразовой речи).
Образовательные задачи:
- закреплять практическое употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Дифференциация звуков [ч]-[щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов и действенных причастий настоящего времени;
- продолжать формировать фонематическое представление (находить картинки с нужным звуком).
- развивать фонематический слух;
- развивать память, внимание, мышление.
-массаж карандашами стимулирует речевое развитие, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук
Воспитательные задачи:
- развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
- воспитывать самоконтроль за речью детей.
Предварительная работа: проговаривание чистоговорок, загадывание загадок на звуки щ-ч.
Оборудование: Карточки с картинками на звуки Ч и Щ, мяч, магнитная доска, карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в страну звуков, а чтобы занять место в вагончике нужно выполнить задание.
Игра с мячом «Один – много» : Я назову один предмет, а вы – много. (Туча, лампочка, щётка, лещ, бочка, мяч, ящик, калач, щенок, плащ, овощи, ключ).
Молодцы, занимайте места, наш поезд отправляется.
2. Основная часть
Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, давайте сначала подготовим наш язычок к работе.
и четко произнести все звуки, и в
Конспект ООД «Дифференциация звуков ч-щ в старшей группе»
(город Набережные Челны, МБДОУ №41, старшая группа
змеи, предметные картинки.
Словарная работа: скороговорка, щенок, овечка, шерстка, колечки.
Структура ООД и методические приемы:
1. Вводная часть: аутотренинг; рассказывание стихотворения наизусть;
2. Основная часть: артикуляционная гимнастика, дифференциация
изолированных звуков ч-щ, их дифференциация в слогах, словах и во фразовой
речи; показ предметных картин, словесные упражнения, хоровые игры,
заучивание наизусть, включение детей в активную деятельность;
3. Завершение занятия: закрепление полученных знаний через вопросы.
Ход ООД:
Ребята, давайте вместе вспомним и повторим наше стихотворение:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно
от должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно
Что б было всем понятно
Пока мы едем до станции, давайте поиграем с нашими язычками.
«Щ-щ-щ»(кончик языка держите за верхними зубами- рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ). Хорошо,а теперь язычок поднимется вверх, постучит по зубкам и споё т песенку паравоза: «Ч-чччч».
Переехали через горку. Покажите язычком горку. Еще раз. Молодцы. Что мы видим в окошко? Дети качаются на качелях. Как мы умеем язычок качать на качелях? Как дует ветерок в поле? Как стоит солдатик на посту? Молодцы.
- Изолированное произношение звуков ч-щ
На доске висят картинки с изображением сдутого шарика и паровоза.
-Ребята что нарисовано на первой картинке (сдувающийся шарик) Какой звук мы слышим когда сдувается шарик звук -щ- давайте произнесем его щ-щ-щ-щ молодцы. Что нарисовано на другой картинке? (паровоз) Какой звук мы слышим когда едет паровоз давайте произнесем его ч-ч-ч-ч молодцы.
- Здоровье сберегающие технологии (самомассаж рук с помощью карандашей) поочерёдное изолированное произношение звуков ч-щ.
-Ребята посмотрите что я для вас приготовила (раздаю карандаши). Давайте с вами с поем песенку «шарика» и «паровоза».Положим карандаш на одну ладошку, прикроем её другой. Прокатываем карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям и произносим звуки ч-щ. Молодцы.
-Игра «Эхо». Послушай внимательно и скажи как я.
Ча-ча-ча Чу-чу-чу
Ща-ща-ща Щу-щу-щу
Чи-чи-чи Че-че-че
Щи-щи-щи Ще-ще-ще
На первой остановке узнаем, кто самый внимательный.
Игра «Слушай внимательно» :
Ребята, у вас на столах картинки с изображением поезда и шарика
Показываете «поезд», услышав звук – Ч, и шарик, услышав звук – Щ : ч, щ, щ, ч, щ, ч, ч, щ, ач, уч, ощ, ищ, ач, ча, щи, ща, че, ночь, плащ, щука, дочь, щавель, угощение,
очки, печенье.
-Динамическая пауза игра «Мячик»
А теперь мы поиграем я превращу вас в мячики
-Вы теперь не ребятишки,
-Не девчонки и мальчишки,
-А весёлые мячи!
-Так что прыгай и скачи!
-Девочки и мальчики прыгают как мячики.
-Мячик прыгал и скакал,
-На иголку набежал…
-Он все ниже опускается,
-Воздух тихо выдувается.
-А теперь поиграем так, если я скажу [ч] – вы прыгаете как мячики, а если [щ] – показываете, как выходит воздух из мячика. Молодцы.
Ответили правильно, едем дальше.
5. Вторая остановка в стране великанов и гномиков.
Каждый предмет, попадая в эту страну превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а великана – ручища, нога - ножища и т. д. кулачок- кулачище.
6. Следующая остановка в стране мастеров. Здесь живут люди разных профессий. Они выполняют разную работу и по разному называются. Посмотрите на свои карточки. Подскажите, кто работает на экскаваторе? – экскаваторщик. Работает на подъемном кране? – крановщик. Дрессирует животных? Чистит обувь? Работает на почте? Играет на скрипке? Ухаживает за птицей? Врач, учительница, стекольщик, часовщик, крановщик, пчеловод, пограничник.
Молодцы, ребята.
Составьте предложения по картинкам “Кто что делает?”.
Врач лечит больных.
Учительница учит учеников.
Стекольщик вставляет стекла.
Часовщик чинит часы.
Крановщик работает на кране.
Пчеловод разводит пчел.
Пограничник охраняет границу.
-Дифференциация звука в словах.
- Ребята я сейчас вам раздам картинки посмотрите что на них нарисовано (дети говорят по очереди что нарисовано у каждого на картинке)
- Ребята у нас на доске висят картинки с символами звуков ч это паровоз и щ это лопнувший воздушный шар. Давайте повторим какой звук мы слышим когда сдувается шар щ-щ-щ-щ а теперь когда едет паровоз ч-ч-ч-ч молодцы.
Теперь вы будете крепить картинки в словах которых есть звук ч к паровозу а картинки в словах которых есть звук щ к воздушному шару. (дети по очереди называют что у них нарисовано на картинках и прикрепляют их к определённой карточке с тем звуком который есть у них в слове).Молодцы.
- Проговаривание чистоговорки.
Произнесение чистоговорок - сопоставление звуков [Ч], [Щ].
Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача. Ща-ща-ща - в речке я поймал леща.
Чо- чо -чо- солнце греет горячо. Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.
Че-че-че - сидит кошка на плече. Що-що-що –мы хотим играть ещё.
Чу-чу-чу- нам купили по мячу. Щи-щи-щи- наша мама варит щи.
Чи-чи-чи- ходят по полю грачи. Ще-ще-ще- нет дождя, а я в плаще.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение в котором есть звуки ч и щ, а вы будете повторять за мной.
Я вам быстро перечислю,
Что я этой щёткой чищу.
Этой щёткой чищу платье,
Этой щёткой чищу обувь
А вот этой не забуду
По утрам я чищу зубы
Давайте ее повторим:
«Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока» (медленно, быстро, все вместе, по одному)
Заключительная часть.
- Ребята с какими звуками мы сегодня работали?
- Что вам больше всего понравилось?