Ирина Артищева
Конспект занятия по силуэтной аппликации в подготовительной группе «Греческие кубки и амфоры»
Задачи:
- продолжать знакомить детей с искусством керамики, греческими сосудами разной формы (кубки, амфоры, вазы, чаши);
- учить вырезать силуэты симметричным способом;
- совершенствовать технику аппликации;
- развивать чувство формы, глазомер:
- вызывать интерес к искусству Греции.
Предварительная работа: лепка олимпийских спортсменов (знакомство со скулыптурой); рассматривание изображений (фотографий) греческих сосудов разной формы.
Материалы: цветная бумага (черная, белая, красная, желтая) и тонированная (высота листа не менее 20-30 см, ножницы, простые карандаши, клей, бумажные и матерчатые салфетки, шаблоны - половины силуэтов посуды, вырезанные из картона или плотной бумаги нейтрального цвета.
Содержание
Воспитатель показывает детям изображения (фотографии) греческих сосудов разной формы и разного назначения - кубки, амфоры, вазы, чаши и другие. Обращает внимание на оформление посуды и спрашивает, где и как изготавливали эту посуду. Дети рассматривают изображения спортсменов в орнаментах и жанровых сценах (спорт, война, праздники, вспоминают, что керамическую посуду изготавливали из глины на специальных вращающихся станках, после лепки обжигали и расписывали особыми красками. Посуда всегда полая внутри, чтобы можно было что-то налить (воду, вино, оливковое масло) или насыпать (например, зерно). Сосуды различались по форме и размеру. Были огромные емкости, такие большие, что в них может спрятаться человек, в которых помещается целая ванна (или бочка) оливкового масла, и наливать оттуда можно только специальными черпаками, поднимаясь по лестнице, приставленной сбоку. А были миниатюрные - совершенно крошечные сосуды для ароматов и благовоний (так раньше назывались духи, которые женщины носили на шее и нюхали время от времени (например, во время соревнований или празднеств, Форма сосуда зависела от назначения. У больших амфор обычно две ручки, чтобы их могли переносить с места на место, держа обеими руками. У некоторых сосудов по 4 ручки, чтобы могли поднимать и нести два человека. У емкостей для напитков (воды, вина) высокое узкое горлышко и одна ручка, чтобы можно было наклонять и наливать жидкость в бокал. А умаленьких парфюмерных сосудов зачастую вообще нет ручки, потому что их носили в шкатулке или привязывали к тесьме.
Педагог демонстрирует детям силуэты разных сосудов, вырезанных из картона: кубки, вазы, амфоры, кувшины. Предлагает рассмотреть и сравнить. Спрашивает, как можно вырезать такую греческую посуду. Дети вспоминают симметричный способ аппликации.
Педагог показывает шаблоны - половинки силуэтов посуды, вырезанных из картона или плотной бумаги нейтрального цвета Поясняет способ работы: выбрать шаблон, подобрать лист бумаги подходящего размера, сложить пополам, приложить шаблон к бумажной заготовке, совместить линию сгиба и прямой срез шабзона, обвести фигурную линию шаблона и вырезать по нарисованному контуру. Проверяет, как дети поняли способ работы.
В конце занятия проводится выставка «Греческие кубки и амфоры».
Дети выбирают шаблоны, листы бумаги подходящего швета и размера. Воспитатель проверяет контурные рисунки и помогает тем детям, которые неправильно разместили или обвели шаблон.


Дети вырезают формы. Педагог советует попытаться вырезать один силуэт без шаблона по воображаемому или самостоятельно нарисованному контуру.
Последующая работа: на занятии по рисованию дети будут оформлять силуэты посуды - рисовать оригинальные греческие орнаменты и фигурки спортсменов.