Татьяна Гаврилова
Образовательный проект «Наставничество — современная форма взаимодействия в детском коллективе»
Образовательный проект «Наставничество – современная форма взаимодействия в детском коллективе (на примере передачи знаний о казачестве)»
Педагог и наставник – это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, какие качества разовьёт педагог, таким и будет воспитанник. За каждым успешным ребенком стоит личность наставника, человека, который ведет за руку по ступеням развития, помогает преодолевать трудности и справляться с поставленными задачами, развивает эмоциональные качества, учит мироощущению. По сути своей каждый воспитатель должен стать наставником для своих воспитанников, выпуская их в более взрослую жизнь из детского сада.
Публикация «Образовательный проект „Наставничество — современная форма взаимодействия в детском коллективе“» размещена в разделах
Но не каждый ребенок и не каждый родитель пойдет за педагогом. Педагог должен иметь авторитет и престиж в глазах детей, родительской общественности. С одной стороны, в детском саду, воспитатель сам должен стремиться стать тем ведущим педагогом, той точкой опоры, кладезем опыта и знаний для своих воспитанников, чтобы они верили в слово «мой воспитатель», чтобы ребенок и родитель доверяли тому, что делает воспитатель, педагог должен иметь авторитет в своём статусе. Для педагога нужно пройти путь самостановления, выбрать и себе наставников для получения опыта и показать на деле ребятам, что педагог – это очень важная профессия, родительская общественность через такой подход приобретет понимание, что педагог – это ведущая личность в становлении ребёнка. С другой стороны, воспитатель уже в детском саду имея свой опыт и зная все нюансы развития, должен применять их на практике – учить ребят быть наставниками. Ведь что такое наставничество в широком понимании? Это наставление, назидание! Это сопровождение одним человеком другого на пути развития: обмен опытом, знаниями, информацией. А где дошкольник может показать свой опыт, поделиться своими знаниями, полученными от авторитетного и любимого педагога? Перед ребятами. Сейчас особое место занимает конкурсное движение – это необходимо, но это не диссеминация своего опыта, а демонстрирование своих талантов или качеств, но для успешного, сплоченного коллектива, самореализации этого мало. Свой опыт ребята могут выражать в наставничестве на примере своего педагога, например, старшие дошкольники могут вести какую-то деятельность с младшими, передавать им свои полномочия, давать наказы! Это интересно и повышает уровень развития всех сторон! И уровень воспитателя тоже повышается – ведь уметь координировать деятельность наставничества - это огромная ответственность, и результат не заставит себя ждать, и вопрос авторитетности будет решаться. Педагогический процесс – это взаимосвязанный процесс, где дети и педагог на одной ступени, и каждый учит друг друга.
Именно поэтому 2023 год объявлен годом педагога и наставника!
Объектом исследования данного проекта являются – профессия педагога, роль наставника
Предмет исследования – наставничество как процесс и результат развития личности на примере передачи знаний культурного наследия родного края с целью развития патриотизма
Актуальность данного проекта – стремление соединить профессиональные качества, знания педагога на практике взаимодействия педагог-ребенок, ребенок-ребенок, для повышения имиджа педагогической профессии и развития личности детей в современном мире.
Область практического применения результатов: проект предполагает пропаганду наставнической деятельности в развитии патриотических чувств и качеств дошкольников, роста авторитета педагога
Цель проекта :
- развитие профессиональных качеств педагога в умении самосовершенствоваться, повышая имидж Педагога, через диссеминацию и перенос своего опыта на детскую общественность для личностного роста и развития ребёнка.
Задачи проекта :
- создать условия для профессионального роста педагога через диссеминацию опыта наставничества с детьми старшего дошкольного возраста
- заинтересовать старших дошкольников на передачу опыта и знаний;
- организовать посещение казачьих мероприятий младшими дошкольниками;
- создать условия для развития активной деятельности детей через совместные встречи, постановки
Методы проекта :
- изучение теоретических сведений, используя различные источники информации;
- наблюдение, изучение и систематизация собранного материала;
- анализ, обобщение изученного материала;
- практическая деятельность.
Место реализации: МБДОУ детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области.
Срок реализации: сентябрь 2022 г. - май 2023 г.
Описание проекта
Наставничество – волонтерский вид деятельности, оказывающий личностное влияние на развитие человека. Данный вид деятельности не приносит материальных благ, но способствует развитию сильных сторон личности самих наставников и развивает наставляемых в определенном вопросе. Быть наставником – ответственная работа, стать авторитетным педагогом и повысить имидж педагогической профессии в целом – трудоёмкий процесс.
Мы разработали проект, который, с одной стороны, будет способствовать развитию личности педагога и повышения имиджа педагогической профессии, с другой - позволит развивать личностные качества ребёнка на примере передачи опыта и знаний, повышающих патриотизм. Получился проект в проекте. Когда воспитатель повышает свой рост и рост детей одновременно. В роли наставника в проекте выступают и педагог – для старших дошкольников, и воспитанники – для младших дошкольников. В детском саду ребята углубленно знакомятся с национальной культурой родного края – казачеством, начиная со старшей группы. Знакомятся с обрядами, стилем жизни, изучают основные нормы поведения и жизни казаков, которые так важно соблюдать и сегодня. Свои знания ребята демонстрируют в выступлениях на фестивалях, всероссийских конкурсах, участии в интервью для изданий средств массовой информации. Это определенное достижение и направление нашего детского сада. Ребята не раз становились победителями значимых конкурсов, гостями различных мероприятий. Эту «эстафетную палочку» нужно будет передать в конце года младшим дошкольникам по причине выпуска из детского сада. Мы решили, что подготовку младших дошкольников к этому ответственному и сложному периоду возьмут на себя ребята подготовительной группы «Казачата» и через наставничество поделятся своим опытом, представлениями о тематике группы, расскажут о своих достижениях, тем самым повысят интерес младших дошкольников к данной теме и стремление к развитию данного направления детского сада и личности каждого ребёнка.
Данный проект разработан согласно трё м этапам реализации:
1. Подготовительный этап. На данном этапе ребятам в различных видах деятельности даётся представление о профессии «Воспитатель», «Педагог», расширяются понятия «наставник», «опыт», воспитатель повышает методическую грамотность по саморазвитию и координации наставничества.
2. Основной этап – наставническая деятельность детей старшей группы в вопросе повышения патриотизма через передачу опыта и знания национальной культуры казачества, координация деятельности воспитанников, повышение
3. Заключительный этап. На данном этапе будет проведено совместный праздник-обряд посвящение младших дошкольников в казаков с привлечением СМИ.
План проекта
Этапы, срок реализации, задачи Реализация проекта Деятельность педагога в процессе реализации проекта
1. Подготовительный этап
Сентябрь-ноябрь 2022 г.
Задачи:
- определить уровень необходимости детского сада, воспитателя в жизни ребенка;
- расширять представления детей о профессии «Воспитатель», «Учитель» через различные виды деятельности;
- побудить интерес к профессии педагога;
- способствовать развитию желания делиться опытом и выступать в роли наставника. 1.1. Анкетирование
Анкетирование родителей
Интервьюирование детей
1.2. Организация тематической фото выставки «Мы с педагогом дружны».
1.3. Просмотр мультфильмов «Занимательные профессии. Учитель»
1.4. Видеоролик «Наши достижения в детском саду»
1.5. День самоуправления
1.6. Круглый стол с родителями «Современные вопросы развития личности»
1.1. Создание банка методических материалов по вопросам наставничества.
1.2. Просмотр «Профессия Педагог, мультфильм черновой аниматик сериал Калейдоскоп Профессий»
1.3. Изучение практик по наставничеству.
1.4. Создание схем взаимодействия при сотрудничестве с детьми и родительской общественностью
2. Основной этап, декабрь 2022 г. - апрель 2023 г.
Задачи:
- заинтересовать старших дошкольников на передачу опыта и знаний;
- организовать посещение казачьих мероприятий младшими дошкольниками;
- создать условия для развития активной деятельности детей через совместные встречи, постановки.
2.1. Работа старших дошкольников с младшими дошкольниками
- беседы о выдающихся личностях из истории и их наставниках;
- посещения средней группы:
• знакомство с казаками подготовительной группы;
• экскурсия в мини-музей;
• приглашение на тематический праздник-обряд «День Хлеба»; «Жатва»
• раскрашивание картинок о казаках;
• мастер-класс «Изготовление куклы Берегиня»;
• буклет в картинках «Какими были казаки»
2.2. Работа с социумом
- совместное посещение краеведческого музея Илекского района;
- совместное песещение районного фестиваля национальных культур «Венок дружбы».
2.3. Работа с родительской общественностью:
- родительское собрание «Родитель- наставник в развитии талантов и способностей ребёнка»
- консультация «Зачем ребёнку творчество?»
- буклет «Познаём мир делясь опытом»
- видеоролик «Мы наставники»
2.1 Работа с воспитанниками
- Экскурсия в мини-музей;
- видеоролик «Мастер – класс для вас»
- подготовка детей к тематическим праздникам;
- составление «наказа» для детей средней группы
- беседы о важности передачи опыта.
2.2. Работа по самообразованию
- участие в вебинаре «Педагогическое наставничество перспективное направление образовательного процесса», «Наставничество в образовательной организации»;
- онлайн посещение мастер-класса педагога-наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
3. Заключительный этап, май 2023 г.
Задачи:
- посвятить детей средней группы в казаки, провести обряд «Первые штаны»
- осуществить диссеминацию опыта в данном вопросе на сайте ДОУ, через районную газету «Урал». 3.1. Выход проекта :
- проведение совместного праздника-обряда, посвящение в казаков «Праздник первых штанов»
- размещение методических материалов на сайте ДОУ;
- публикация в СМИ в районной газете «Урал». - Оформление опыта работы, выделение сильных, слабых сторон, разработка плана на дальнейшую деятельность.
Заключение
Данный проект продуктивен, так как в процессе реализации используются разнообразные формы работы, развитие педагога идет параллельно с развитием старших и младших дошкольников. Воспитатель самосовершенствуется, определяет точки профессионального роста, старшие воспитанники реализуют свой творческий потенциал, делятся опытом, учатся взаимодействовать, проявляют лидерские качества, развивают коммуникативные способности, а это задатки успешной личности! Младшие дошкольники получают мотивацию на новую деятельность, ощущают ответственность за свою деятельность, проявляют интерес к данной тематике – развиваются патриотические чувства и качества.
На выходе проекта мы получим : 5 выпущенных буклета, 4 видеоролика, статьи в газете «Урал» - «Из поколения в поколение», «О чем мне рассказал старший брат», «Знай и люби Родину». Будет осуществляться диссеминация опыта среди педагогов ДОУ через показ открытого мероприятия.
Такая работа направит на дальнейшую деятельность в вопросах воспитания личности ребёнка в современных условиях, выявит сильные и слабые стороны, позволит самосовершенствовать и самореализовать творческий потенциал воспитателя.