Оксана Тюкпиекова
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Дом и его части»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе коммуникативной деятельности «Дом и его части».
Задачи:
Обучающие:
-создать условия для ознакомления детей с разными типами домов и частями дома;
Развивающие :
- создать условия для развития грамматического строя предложения: образовывать множественное число существительных; подбирать синонимы;
-создать условия для развития психических процессов: внимания, речевого слуха, памяти, мышления.
Воспитательные:
Темочки:
- Архитектура, дома, домики и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости, навыков взаимодействия, трудолюбия.
Речевой материал : этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, двери, лифт, звонок, крыша, труба, чердак, подвал, ступеньки, каменный, деревянный, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высотный, современный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый и др.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. А в какую именно, вы сейчас узнаете.
Живут на свете шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша.
Воспитатель: Это Смешарики. Мы с вами отправимся в страну Смешариков.
Воспитатель: Смешарики приглашают к себе в гости не просто так, они просят нас помочь выполнить задания. В этой стране вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то попадёте к Совунье, и она вручит вам ордена Мудрецов Красивой речи. Ну что отправляемся? Кто же нам первый встретится?
Воспитатель: Вот мы видим чей-то домик, Ребята, а вот и домик Ежика. Какой у него странный домик, какой он? Ежик просит вас помочь ему прочесть стихотворение, он не может понять, о чем оно, поможем ему?
2. Введение в тему.
Чтение стихотворения «Новый дом».
Против школы новый дом.
В новом доме мы живем.
Мы по лестнице бежим и считаем этажи:
Раз – этаж,
Два – этаж,
Три, четыре – мы в квартире.
Воспитатель: Ребята, так о чем говорится в стихотворении?
Воспитатель: Сколько этажей в новом доме? Значит он какой? (ответы детей) Молодцы. Оправляемся дальше?
- Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Воспитатель: Правильно, ребята, это домик Нюши, интересно, что она нам приготовила.
Воспитатель: Ребята, Нюша нам предлагает поиграть в игру «Назови, какой дом».
3. Работа с картинками.
Игра «Назови, какой дом» (одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный).
Воспитатель: А в каком доме вы живёте. Назовите свой домашний адрес? (Дети называют.)
Педагог выставляет картинки разных видов домов.
Воспитатель: Подойдите к доске и рассмотрите дома. Посмотрите, какие они разные: одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, панельные, каменные, деревянные. Дома жилые, дома в которых мы работаем или проводим своё свободное время, свой досуг. (Дети рассматривают картинки.)
- Зачем людям нужны дома? (В них люди живут.)
- Какие бывают дома? (Дома бывают разные.)
- Если дом построен из дерева, он какой? (Деревянный.)
- Если дом построен из панелей? (Панельный.)
- Если построен из кирпича? (Кирпичный.)
- Из камня? (Каменный.)
Воспитатель:- А давайте теперь рассмотрим, из каких частей состоит дом.
- Назовите части дома? (Стены, крыша, окна, подвал; подъезд, лестница, лифт, квартиры и т. д.)
- Сколько этажей может быть в деревянном доме? (Один, два этажа.)
- Дом, в котором один этаж, какой? (Одноэтажный.)
- Два этажа? (Двухэтажный деревянный дом.)
- Сколько этажей может быть в кирпичном и панельном домах? (Много.)
- Как называется дом, в котором много этажей? (Многоэтажный.)
- Как сказать полностью об этом доме? (Многоэтажный кирпичный (панельный) дом.) -- Что такое высотный дом?
Воспитатель: Молодцы! С заданием Нюши справились.
Воспитатель: Отправляемся в гости к следующему герою.
Этот домик разноцветный,
Как хозяин длинноух!
Воспитатель: Правильно, это домик. Кроша. А какой у него домик необычный, какой он?
4. Беседа «Что есть в доме?»
Воспитатель: Продолжим разговор о домах.
- На какие части разделён многоэтажный дом? (На квартиры.)
- Сколько комнат может быть в квартире? (Разное количество.)
- Если в квартире одна (две, три и т. д.) комната (ы, как она называется? (Однокомнатная (двухкомнатная, трёхкомнатная и т. д.) квартира.)
- Какие комнаты могут быть в квартире? (Спальня, гостиная, кабинет, детская.)
- Какие ещё помещения есть в квартире? (Кухня, ванная, туалет, коридор, прихожая.)
- Для чего нужна кухня (туалет, ванная, коридор, прихожая? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Молодцы отправляемся дальше. Чей же следующий домик?
- Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты! Это домик Лосяша.
Воспитатель: Что же для нас приготовил Лосяш? А он просит нас поиграть в игру «Измени слово».
5. Дидактическая игра «Измени слово»
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.
Изменить слово «окно» в контексте предложения.
В доме большое …. В доме нет …. Я подошел к …. Я мечтаю о большом …. У меня растут цветы под … .
Воспитатель: Заглянем в гости к Копатычу. Что делает зимой медведь? (Спит). А вот Копатычу не спится.
Воспитатель: Он предлагает нам построить ему новый дом и немножко размяться.
Физкультминутка «Новый дом»
Движения физкультминутки выполняются по тексту.
Строим, строим новый дом. (поднимаем ручки и соединяем, получается "крыша")
Всей семьёй жить будем в нем!
Молоточком постучим: (кулачками стучим справа, слева, впереди)
Справа – тук - тук - тук,
И слева – тук - тук - тук.
Впереди – тук-тук, тук-тук.
Ой, по пальчику тук-тук
Поворчим и покричим (на месте машем ручками)
Покричим и поворчим
И опять стучим, стучим. (стучим кулачками)
Вот теперь посмотри, (поднимаем ручки и соединяем, получается "крыша")
Мы построили почти.
Воспитатель: Молодцы, ребята, построили Копатычу новый дом, отправляемся дальше.
Воспитатель: Ребята! А вот и домик Бараша он предлагает вам собрать для него разные домики. Поможем ему?
Игра «Собери картинку», «Скажи какой?»
Воспитатель: Перед вами разрезные картинки. Вы будете строить дом, у каждого из вас дом из разного материала.
Воспитатель: Назовите, какие дома вы построили? (Соломенный дом, кирпичный дом, деревянный дом, ледяной дом, стеклянный дом.)
Воспитатель: Как вы думаете, в каких домах можно жить?
Воспитатель: А в каких нельзя? Почему?
(Дети объясняют, почему нельзя жить в соломенном доме, в ледяном доме, в стеклянном доме.)
Воспитатель: Ребята! В стране Смешариков наступает вечер. Как же так мы выполнили все испытания, помогли нашим героям. Может, нам составить интересные рассказы о доме и тогда мы попадем к Совунье?
6. Закрепление знаний. Составление рассказа по предметным картинкам
Педагог раздает детям картинки с изображением домов, ребёнок должен составить рассказ по заданной картинке, описать дом: какой он, сколько в нем этажей и т. д.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. А теперь составьте рассказ о своё м доме по плану: в каком доме вы живете? На каком этаже? Какая у вас квартира? Что в ней есть?
Воспитатель: Молодцы! Замечательные рассказы у вас получились.
Воспитатель: Ну, вот мы и пришли к Совунье, значит, мы все задания выполнили. Дверь закрыта, как же нам ее открыть? Давайте подберём слова, может тогда дверь откроется.
7. Подбор синонимов к слову крыша – кровля, кров.
Воспитатель: Вот и дверь открылась. Молодцы ребята! Совунья всем вам вручает медали за хорошую работу. Возвращаемся в детский сад.
8. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением орденов. Скажите, трудные были задания?
- О чём мы сегодня с вами говорили? (О своём доме, закрепили свой домашний адрес, какие бывают дома и т. д.)
- Для чего мы должны знать свой домашний адрес? (ответ детей)
- Какие дома мы с вами вспоминали? (дети называют виды домов)