Светлана Черная
Уголок по речевому развитию «Речецветик» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создание условий для самостоятельной и совместной с воспитателем речевой деятельности старших дошкольников в группе ДОУ в соответствиями с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
1. Развитие связной речи дошкольника.
2. Развитие монологической речи.
Публикация «Уголок по речевому развитию „Речецветик“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2019
3. Активизация словаря, обобщающих понятий, лексико-грамматических категорий.
4. Формирование словообразования.
5. Развитие умения находить слова, противоположные по смыслу; слова, имеющие одинаковое значение.
6. Формирование и развитие фонематического слуха.
7. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
8. Упражнять в умении производить звуковой анализ слова.
9. Развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения дошкольника.
10. Развитие мелкой моторики рук.
11. Развитие и укрепление физиологического речевого дыхания дошкольников.
Игровой материал:
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Цель: Формирование умения классифицировать предметы по одному признаку.
Задачи:
- развивать внимание, мышление, сообразительность;
- активизировать словарь по лексическим признакам;
- формировать умение использовать обобщающие слова при классификации предметов;
- воспитывать выдержку, чувство товарищества, интерес к игре;
- расширять кругозор;
- пополнять словарный запас.
Варианты игры:
1. С одним ребенком. Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (синица, курица, гусь, голуби) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».
2. С группой детей. Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.
3. С двумя подгруппами (командами) детей. Ведущий поочередно задает задания (назвать одним словом «что изображено на карточке») для каждой команды: для первой команды – задание на одной стороне карточки, для второй – на обратной стороне. Карточки ведущий достает в произвольном порядке. В конце игры количество правильных ответов подсчитывается. Определяется команда-победитель.
Дидактическая игра «Предлоги».
Цель: Формирование понятия пространственных значений предлогов, например:
под, над, на, в, у, около, возле и т. д.
Задачи:
- упражнять в правильном употреблении предлогов в предложениях;
- сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;
- упражнять в составлении предложений с предлогами по картинке;
- воспитывать дружеские отношения в игре.
Дидактическая игра «Противоположности».
Цель: Развитие умения находить слова, противоположные по смыслу.
Задачи:
- расширять словарный запас и кругозор ребенка;
- развивать логическое мышление;
- закреплять понятие о пространственных представлениях;
- развивать связную речь.
- побуждать детей к дружескому общению.
Варианты игры:
1. В игре участвуют от 2 до 6 человек и ведущий.
Карточки с красной рамкой перемешиваются. Карточки с зеленой рамкой раздаются поровну между участниками. Ведущий берет одну из карточек с красной рамкой, читает слово, написанное на ней, и показывает картинку участникам игры. Тот из игроков, который считает, что эта карточка подходит к одной из его карточек, называет слово, противоположное по значению тому, что прочитал ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему карточку. Если мнение игрока неверно, игроки продолжают искать подходящую карточку. Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.
2. Играют 2-6 человек и ведущий.
Карточки с зелеными и красными рамками выкладываются в 2 столбика: "зеленый" и "красный". Задача игроков: подобрать к "красным" карточкам "зеленые", противоположные им по значению. Эта игра командная, победителей и побежденных в ней нет.
Дидактическая игра «Скажи по-другому».
Цель: Расширение словаря синонимов.
Задачи:
- развивать умение определять схожие по смыслу слова;
- обучать детей употреблять в речи слова с похожим значением (слова-синонимы);
- расширять словарный запас;
- воспитывать дружеские отношения в игре.
Варианты игры:
1. Раздать детям карточки с картинками поровну. Затем ведущий показывает карточки со словами (если дети не умеют читать, то взрослый читает сам). Дети должны подобрать к своим картинкам две карточки со словами, объяснить свой выбор.
2. Раздать детям поровну 18 карточек со словами. Затем ведущий поочередно читает с остальными словами. Дети находят слова с похожим значением (синонимы) и берут карточки себе. Затем к каждой паре слов дети подбирают карточки.
3. Предложить детям придумать связные рассказы по картинкам, используя слова-синонимы на подходящих к картинкам карточках.
Речевая игра «Что делал? Что делала? Что делали?»
Цель: Обучение умению соотносить название глагола-движения с действием человека и обучение детей отвечать на вопрос: Что он (она) делает?
Задачи:
- совершенствовать умение грамотно строить предложение по модели «предмет – действие»;
- закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.
Ход игры:
Игровое поле представлено в виде диска. На игровом поле — три картинки с изображениями мальчика, девочки, и группы детей. На циферблате представлены картинки-символы действий. Педагог предлагает детям ответить на вопросы «Что делала девочка? Что делал мальчик? Что делали дети? при помощи картинок-символов действий.
Дидактическая игра «Собери пословицы».
Цель игры: Развитие связной речи.
Задачи:
- расширять знания о пословицах;
- обогащать речь дошкольников;
- пополнять словарный запас;
- развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- воспитывать интерес к культуре русского народа.
Варианты игры:
1. Играет несколько детей, раздать поровну карточки с красными рамками (это первая часть пословицы, затем ведущий показывает карточки с синими рамками. Дети говорят начало пословицы и берут подходящую карточку со второй частью пословицы. Дети проговаривают пословицу полностью и объясняют ее смысл.
2. Воспитатель читает первую часть пословицы, а дети называют вторую часть пословицы или наоборот.
3. Предложить детям назвать пословицы с похожим содержанием. Например: Без труда не выловить и рубку из пруда. Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель игры: Формирование умения детей классифицировать предметы по одному признаку.
Задачи:
- закреплять умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
- развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- воспитывать внимательность, целеустремленность.
Ход игры:
Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки три, из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребенок должен объяснить свой выбор. Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки голубя, дятла, ласточки и пчелы. Ребенок должен выделить лишнее - пчелу. Остальных должен классифицировать как птиц.
Дидактическая игра «Рассели по домикам».
Цель игры: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
Задачи:
- упражнять в правильном употреблении местоимений 3-его лица;
- обогащать речь детей существительными и местоимениями;
- воспитывать дружеские отношения в игре.
Ход игры:
Перед детьми три «домика»: синий, в котором живет мальчик Коля и предметы мужского рода, красный домик, где живет Катя и предметы женского рода, в зеленом домике Коля и Катя живут вместе и предметы множественного числа и в желтом домике живет Солнце с предметами среднего рода. Попросить детей внимательно посмотреть на картинки и разложить их по соответствующим домикам.
Дидактическая игра «Расскажи сказку».
Цель игры: Развитие связной речи дошкольников.
Задачи:
- упражнять в умении пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно по серии сюжетных картинок;
- развивать внимание, усидчивость, мышление, память;
- воспитывать любовь и уважение к русским народным сказкам.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребёнку сюжетные картинки по одной из сказок. Ребёнок называет сказку, составляет последовательность сюжетов и рассказывает сказку.
Лото "Профессии"
Цели игры:
Закрепить знания о профессиях
Активизация словаря, пополнение словарного запаса
Концентрация внимания
развивать память, речь, мышление
Дидактическая игра «Речевые кубики».
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
- расширять словарный запас дошкольников;
- формировать грамматический строй речи;
- формировать умение последовательно излагать мысли;
- развивать воображение, мышление, память, ловкость;
- развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук;
- воспитывать дружелюбные отношения в игре.
Алгоритмы для составления описательного рассказа.
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
- продолжать учить детей работать с предложенным алгоритмом;
- активизировать словарь старших дошкольников;
- упражнять в умении составлять описательные рассказы по алгоритму (схеме);
- воспитывать желание выражать свои чувства, переживания в речи.
Чистоговорки
Дидактическая игра «Прочитай слово по первым буквам».
Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.
Задачи:
- развивать слоговую структуру речи;
- упражнять детей в умении производить звукобуквенный анализ слов (выделять первый звук в слове);
- развивать память, внимание, логическое мышление, навыки чтения;
- воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
Ход игры:
В игру может играть один ребенок или подгруппа детей.
Детям раздаются карточки, ребенку необходимо назвать первую картинку, выделить первый звук в слове, обозначить его буквой и поставить соответствующую букву под картинкой. Эти же действия проделать с остальными картинками на карточке. В итоге должно получиться слово. Выигрывает тот ребенок, который первый составил слово. С помощью воспитателя прочитать это слово по слогам.
Артикуляционная гимнастика
Спасибо за внимание!