Ирина Антонова
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Как лесные звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять и обогащать представления детей о зимовье зверей.
Образовательные задачи:
•пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму);
•активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;
• формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих анализировать, обобщать, делать простейшие выводы;
Развивающие задачи:
•развивать умение самостоятельно выдвигать гипотезы и предположения, объясняя явления природы;
• развивать глазомер, слаженность обеих рук;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Как лесные звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
•развивать умение равномерно покрывать водой лист бумаги;
• развивать уверенность в себе, опираясь на собственные знания.
Воспитательные задачи:
• проявлять умение до конца выслушивать собеседника;
• воспитывать аккуратность в работе с бумагой и кистью.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы: А. Усачев «Жили-были ежики», М. Пришвин «Еж».
2. Загадки о животных.
3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные».
4. Беседа «Кто как зимует?»
5. Проведение опытов: «Волшебные превращения воды» или рисуем лимоном.
Материал и оборудование:
1. кисточки и листы бумаги по количеству детей;
2. баночки-непроливайки с заранее разведенным слабым йодным раствором;
3. лимонный сок и ватные палочки для нанесения невидимого контурного силуэта рисунка.
4. видео обращение от имени героя (ежика);
5. презентация «Дикие животные»;
6.«иголки» (короткие зубочистки,окрашенные под окрас иголок ежа) для игры «Собери иголочки».
Ход занятия:
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
Задача этапа: 1 - мотивировать детей на включение в речевую деятельность, предполагает возникновение желания работать («хочу») и уверенности в том, что всё получится («могу»).
2 - введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений.
Воспитатель обращает внимание детей на «иголочки», лежащие на полу, и спрашивает: Чтобы это могло быть? Предполагаемые ответы детей: иголки швейные, иголки хвойного дерева, иголки кактуса, иголки ежика. Как только дети дали правильный ответ- предположение, что возможно эти «иголочки» обронил ежик, воспитатель предлагает поиграть в игру «Собери иголочки». Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук. Задача игры: захватить за один раз как можно большее количество «иголочек» (зубочисток) в пальцы. Выигрывает тот, у кого оказалось наибольшее количество «иголочек».
Включается мультимедийный экран и детям предлагается просмотреть видеообращение от имени ежика:
Здравствуйте Дети! Сегодня рано - рано утром я был у вас в детском саду, но детей еще не было, поэтому я оставил вам это видео обращение. В лесу случилась беда! Мне очень нужна ваша помощь. В лесу прошли дожди, листья с деревьев все облетели, на рябине не осталось ни одной ягоды. Как же теперь зимовать зверям? Что же кушать? Ребята, вы можете мне помочь? Воспитатель: Как вы думаете, у вас получится помочь нашему гостю? (ответы детей).Вы действительно, сможете это сделать? (ответы детей).
II. Актуализация знаний. Воспитатель использует систему вопросов и подводит детей к осмыслению проблемы, темы занятия. Во время беседы используются слайды мультимедийной презентации.
Давайте вспомним, кто из зверей, что запасает на зиму и где зимует. Проводится беседа с детьми на тему: «Кто как в лесу готовится к зиме», о способах зимовки диких зверей, их приспособлении и питании в зимний период, (на основе иллюстративного ряда примеров диких животных: белка, медведь, заяц, еж,лиса). Дети рассказывают про места обитания животных, способы зимовки, смену окраса, способы заготовки зимних запасов, используя имеющиеся знания.
Вводятся слова: дупло, нора, логово, берлога.
Воспитатель: А какому животному трудно зимовать без помощи человека?
Для ответа на вопрос необходимо отгадать загадку. Отгадаете? (ответы детей).
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Воспитатель: Расскажите, как это большое, сильное животное проводит зиму? (ответы детей).(Лось питается ветками деревьев, кустарников, корой. Спит на снегу или в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо, чтобы не замёрзли).
Воспитатель: Чем питается лось (ответы детей) (Основная пища лося — это молодые побеги дуба, осины, березы, рябины, кустарников).
Воспитатель: Как человек помогает лосям перезимовать в лесу, особенно когда земля покрывается снегом? (ответы детей). (Лесники обустраивают кормушки, раскладывают сено, соль, сухие ветки с листьями).
Воспитатель: Ежик, вот ребята тебе помогли и напомнили, что тебе нужно спать в зимнее время, а не гулять, и не искать себе пропитание.
Физкультминутка. (Дети выполняют движения по тексту).
Только в лес мы зашли
Появились комары.
Руки вверх над головой
Руки вниз, хлопок-другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Кто-то зайку напугал,
Зайка быстро ускакал.
Скачем быстро мы за ним
И домой скорей спешим.
Прыг-скок, прыг-скок,
Очень радостный денек. (М. Мышковская)
III.Открытие детьми нового знания.Этап предполагает вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний.
Ежик продолжает обращение к детям с экрана:
Дети, когда я шел к вам, на улице был дождь, и везде лужи, их так много и они не высыхают. Вот летом я ходил в гости к зайцу, там после дождя лужи быстро высыхали. Почему я никак не пойму?
Дети выдвигают гипотезы, почему так происходит.
Воспитатель: Ежик, мы тебе сейчас объясним. Ребята, кто сможет рассказать ежику, почему летом лужи высыхают быстро, а зимой нет? (Ответы детей в форме обобщения: летом солнце сильно греет и поэтому идет быстрое испарение воды из луж; зимой солнце светит, но совсем не греет, поэтому вода испаряется очень медленно).
Воспитатель: Теперь я расскажу вам, как ежи готовятся к зиме.
Поздней осенью обладатели колючей одежды готовятся к зиме. Перво-наперво перестают есть, чтобы очистить кишечник перед долгим прозябанием. Добровольная голодовка, возможно, так «удивляет» бывших обжор, что нарушается координация движений — ежей качает из стороны в сторону. А может,
у них кружится голова от воспоминаний о том, как они летом истово запасались жирком, а также аскорбиновой кислотой и витамином Е? Зимой витамины нужны отнюдь не меньше жира, помогают ежам при впадении в спячку и при выходе из нее.
Осенью ежи любят покататься в опавшей листве, чтобы нанизать ее на иглы. Они это делают для того, чтобы постель в их норе была мягче и теплее.
Представьте, что зверек с самым коротким именем благополучно спит. Дыхание ослабло, сердечко бьется еле-еле. Температура тела упала с 34 градусов до двух. Еж стал холоднокровным. Скрючившись, насекомоядный зверь коротает зиму. Таких зим у него может быть до шести.
Вопрос к детям: Если еж перезимовал шесть зим, сколько лет по вашему этому ежику? (ответы детей). Иногда молодые ежата — ежата-первогодки часто замерзают.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, от чего так происходит? (дети высказывают свои гипотезы и предположения).
Воспитатель: Действительно, оказавшись без родительской помощи, еще не умея, как следует устроиться на зиму, молодые ежата не в силах пережить долгую, холодную зиму. Опытные же, познавшие на своей колючей шкуре, что такое зимняя стужа, успешно переносят зиму и просыпаются с первым повышением температуры воздуха и окончанием ночных заморозков.
Весной еж, спустивший жирок, похож на тряпку. Тело уплощено, колючая шкура болтается, как на вешалке. И если летом он шарил в поисках съестного в темноте, то весной жует почти круглосуточно. Зимовка ежей – это удивительное свойство природы, о котором вы сегодня узнали.
Игра с мячом на ковре: «Подскажи словечко»
- Осенью еж сытый, а весной… (голодный)
- У зайца хвост короткий, а уши ….(длинные)
- У белки задние лапы длинные, а передние ….(короткие)
- Ёж маленький, а медведь ….(большой)
- Заяц пушистый, а ёж ….(колючий)
- У белки хвост длинный, а у зайца ….(короткий)
- У лисы шерсть мягкая, а у волка ….(жёсткая)
- Ёж зимой спит в норе, а медведь … (в берлоге)
- Заяц летом серый, а зимой ….(белый)
- Еж летом бодрствует, а зимой….(спит).
Воспитатель: Ежик, теперь ты много знаешь и про зимовку зверей и про то, как звери готовятся к зиме, как делают заготовки припасов и меняют свои шубки.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике. На данном этапе происходит вовлечение детей в процесс самостоятельного применения ранее полученных знаний в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
Мы, с ребятами хотим показать тебе еще одно удивительное свойство природы. Мы хотим подарить тебе твои любимые лакомства. Это будет нашим подарком для тебя.
Ребята, давайте начнем превращение. Дети проводят эксперимент с проявлением рисунка, нарисованным лимоном.
Воспитатель предлагает детям при помощи ватной палочки, смоченной в соке лимона, контуром изобразить любимое лакомство ежей на листе бумаги. Затем, кисточкой нанести на нее «волшебную» воду, заготовленную заранее.
Воспитатель: Смочите свои кисти, и проведи ими по листу бумаги. Ежик, смотри, что происходит у ребят с их листочками. На листах у детей проявляется изображение, нарисованное ранее лимоном. Происходит химическая реакция при смешении воды с легким йодным раствором, который налит в банки- непроливайки.
Воспитатель: Смотрите ребята, у всех вас проявились любимыелакомства ежей. Ежик, мы правильно угадали все то, что ты любишь?
Ежик: Да, спасибо, вам, ребята! Хорошо у вас в гостях. Пора мне домой в лес возвращаться на зимовку.
Воспитатель: Подожди, Ежик!Ребята, как быть с вашими рисунками? Что нам, с ними делать? (Предположения детей о том, как отправить рисунки ежику).
Воспитатель: Давайте скажем Ежику до свидания! Приходи к нам еще на следующий год, как проснешься.
V. Рефлексия (итог). На этом этапе подводится итог занятия в эмоциональном и смысловом аспекте, определяется результат образовательной деятельности с детьми.
Ребята, как думаете, вы помогли сегодня ежику?
Вы справились с этой задачей?
Какое у вас сейчас настроение, после помощи лесному зверю?
Что было для вас самым сложным, когда вы помогали ежику?
Какое новое свойство природы вы сегодня узнали?
С чем вы справились быстрее всего?