Светлана Коротаева
Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД составлен на основе материалов с сайта МААМ. RU
Цель: закрепление знаний детей о творчестве детского писателя
К. И. Чуковского.
Задачи:
Образовательные:
1. закрепить знания о сказках К. И. Чуковского и его сказочных героях;
2. совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихов и отрывков из произведений Чуковского.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Путешествие по сказкам К, И, Чуковского“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
1. развивать желание принимать участие в театрализованной деятельности,
2. развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память, интонационную выразительность.
Воспитательные:
1. воспитывать культуру речевого общения, аккуратность, бережное отношение к вещам, воспитывать способность сопереживать;
2. воспитывать у детей интерес и любовь к произведениям К. И. Чуковского.
Планируемые результаты: проявляет эмоциональную отзывчивость при чтении произведений К. И. Чуковского; с интересом рассматривает иллюстрации и участвует в театрализованной деятельности, отвечает на вопросы.
Материалы и оборудование: книги К. И. Чуковского; портрет К. И. Чуковского, шапочки героев сказки "Телефон", оборудование для инсценировки, силуэтный театр по сказке «Федорино горе», декорация к сказке «Мойдодыр».
Предварительная работа:
Чтение произведений К. И. Чуковского.
Рассматривание иллюстраций к произведениям.
Просмотр мультфильмов по одноименным произведениям, прослушивание аудиозаписей со сказками Чуковского в исполнении автора.
Заучивание стихов и отрывков из произведений.
Оформление выставки «Книги К. И. Чуковского».
Продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, пластилинография по произведениям К. И. Чуковского.
Словарная работа: произведение, детский писатель, К. И. Чуковский, пословица. рифма, герои сказок.
Ход НОД
1 Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель:
Вы, ребята, проходите
На гостей все посмотрите
К нам сюда пришли друзья
Поздоровайтесь сперва.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Воспитатель: правильно дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги – наши друзья».
Почему книгу считают другом? (Ответы детей)
Давайте вспомним а какие пословицы о книгах мы знаем.
Игра «доскажи пословицу о книге».
Кто много читает, ….тот много знает.
С книгой поведешься – …. ума наберешься.
Книга учит жить, книгой …. надо дорожить.
Воспитатель рассматривает с детьми книги в книжном уголке.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько здесь разных книг. С рассказами, стихами, загадками, любимыми сказками.
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да. Любим.
Воспитатель: а что такое сказки?
Дети: Сказки – это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения.
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети: Волшебная, чудесная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня чудесная и волшебная выставка книг.
Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки? (ответы детей)
Воспитатель. Да, Корней Иванович Чуковский - детский писатель. Все эти книги были написаны так давно, что даже ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, будучи детьми читали эти книги. Корней Иванович сочинял сказки в стихах, поэтому они легко запоминаются.
Посмотрите на портрет Корнея Ивановича. Как вы думаете, каким человеком был Чуковский?
(ответы детей)
Воспитатель: да, я тоже думаю, что он был добрым и веселым, раз смог написать такие произведения. А также «дедушка Корней» любил приходить в детские сады и школы и читать ребятам свои произведения.
(Из – за портрет выпадает приглашение в сказочную страну.)
Воспитатель: ой, ребята, а вам приглашение в волшебную страну, где живут сказки
К. И. Чуковского, но попадем мы туда если прочитаем начало сказки.
Я буду показывать иллюстрации сказок, а вы вспоминайте.
Как называется эта сказка?
«Айболит»
Воспитатель: правильно, а кто прочитает начало сказки?
Ребенок: Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица…
Далее дети читают отрывки из сказок:
«Краденное солнце»
«Тараканище»
«Муха-цокотуха»
«Путаница»
Воспитатель.
А теперь пора тихонько
Нам места свои занять.
Чтобы в сказки нам попасть. (дети садятся на стулья)
Звучит музыка.
Воспитатель: из-за леса, из-за бора идет бабушка Федора!
Федора (ребенок):
Здравствуйте, народ честной!
Мне не нравится покой.
Не люблю я убирать,
Мне бы петь, шутить, плясать!
Воспитатель. Ой, ребята, «ленивому всегда праздник».
Федора:
Почему кругом так грустно,
В доме скучно, пыльно, пусто?
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму?
Воспитатель:
Это сказочка о том,
Как случилось чудо,
От Федоры убежала
Грязная посуда.
Федора (идет еле-еле):
Ой, ой, ой! Ой, ой, ой!
Воротитесь вы домой!
Тарелки:
Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!
Федора плачет.
Воспитатель. Ну что ж ты так, бабушка Федора?
«Лениться, да гулять - добра не видать».
Ребята, жалко вам бабушку?
Давайте поможем бабушке, но сначала расскажем, используя театр силуэтов, какие предметы убежали от бабушки Федоры.
Читаем отрывок из сказки и ставим последовательно предметы домашнего обихода на фланелеграф, декламируя отрывок из сказки-стихотворения.
«Но, как черная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу
«Я бегу, бегу, бегу
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца-
Дзынь- ля-ля! Дзынь- ля-ля!
Вдоль по улице несутся-
Дзынь- ля-ля! Дзынь- ля-ля!
На стаканы – дзынь! – натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки, да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел…
А на нем, а на нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
Воспитатель: Ребята, какие предметы относятся к посуде?
Игра «Собери посуду, называя ласково» (н-р чашка – чашечка)
Какой совет мы дадим бабушке Федоре?
Дети: надо бережно относиться к посуде, содержать ее в чистоте!
Федора: обещаю я посуду любить,
Обещаю её дочиста мыть!
Воротись ко мне посуда,
Тебя мыть и чистить буду.
Воспитатель:
И обрадовались блюдца
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
И танцуют, и смеются
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
Воспитатель :«Делу – время, потехе- час».
(активизация словаря: антонимы):
Какая посуда была у Федоры сначала…грязная, а стала …чистая.
Федора была ленивая, а стала…трудолюбивая, работящая.
Федора была злая, а стала …добрая.
Инсценировка «Телефон»
(звонит телефон)
Воспитатель:
у меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
1-й ребенок (берет трубку телефона): Слон.
Воспитатель: откуда?
Ребенок: от верблюда.
Воспитатель: Что Вам надо?
Ребенок: Шоколада.
Воспитатель: для кого?
Ребенок: для сына моего.
Воспитатель: А много ли прислать?
Ребенок: да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
Воспитатель: А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
2-й ребенок: Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
Воспитатель:
А потом позвонили зайчатки:
3-й и 4-й ребенок: нельзя ли прислать перчатки?
Воспитатель:
А потом позвонили мартышки:
5-й и 6-й ребенок: Пришлите, пожалуйста, книжки!
Воспитатель: А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только
"му" да "му",
А к чему, почему —
Не пойму!
Повесьте, пожалуйста, трубку!
Воспитатель: А потом позвонили цапли:
8 и 9 ребенок:
Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
Воспитатель:
и такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
Ребята, из какой сказки мы прочитали отрывок? (Телефон)
а вы знаете, кому звонили животные?
Отгадайте загадку:
Всех на свете он добрее
Лечит птичек и зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Кто же это? АЙБОЛИТ («Доктор Айболит»)
(Входит ребёнок, переодетый в Айболита)
Айболит:
Что и где у вас болит?
Вам поможет Айболит!
Физкультминутка
Воспитатель. : Ребята, давайте покажем Айболиту, что мы здоровы и лечить нас не надо.
Нас не надо вам лечить
Добрый доктор Айболит!
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Ноги будем поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали
Сами сильными мы стали!
Воспитатель.
Ребята, кого лечил Айболит? (ответы детей)
Айболит. Вижу, вы ребята смелые,
Крепкие, умелые.
Под солнцем загорелые.
Ну, а мне пора прощаться
И к зверятам возвращаться! (садится на стул).
Воспитатель.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать начало следующей сказки, а читать нам будет сам «дедушка Корней».
Аудиозапись
«Одеяло убежало, улетела простыня,
А подушка, как лягушка
Ускакала от меня
Я за свечку, свечка в печку
Я за книжку та бежать
И в припрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня.»
Воспитатель:
Из какой сказки этот отрывок? («Мойдодыр»)
Ребята, как вы понимаете выражение «Убежал как от огня…»
Давайте посмотрим, что же произошло дальше….
Инсценировка отрывка из «Мойдодыра»
Мальчик- грязнуля
Боже, боже, что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось кувырком.
Воспитатель.
Тут из маминой из спальни кривоногий и хромой
Выбегает умывальник и качает головой.
Мойдодыр.
Ах ты, гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя.
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки убежали от тебя!
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки.
Воспитатель:
И сейчас же щётки, щётки
Затрещали как трещотки
И давай его тереть, приговаривать.
Что приговаривали щетки, скажем вместе (чистоговорка):
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
Мойдодыр:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам
— Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Ребёнок:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
И в ванне, и в бане, всегда и везде!
Дети: (хором.) Вечная слава воде!
Воспитатель. Ребята, сказки Чуковского написаны в стихотворном стиле, при сочинении стихотворения используют рифмы.
А как вы понимаете выражение "сказать в рифму? "(ответы детей)
"Сказать в рифму", то есть складно, красиво, слова должны оканчиваться одинаково,
Н-р мышка-мишка- мартышка.
Игра «Рифмы»
Свечка- печка- речка
Утюги- сапоги- пироги
Умывальник – начальник
Мойдодыр – командир
Порошок - гребешок
Мыло душистое, а полотенцо пушистое.
У тебя на шее вакса, у тебя под носом. ….клякса
3 Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу.
В сказках какого писателя – сказочника мы сегодня побывали?
Дети: Корнея Ивановича Чуковского
Воспитатель. Каких персонажей мы встретили? (Бабушку Федору, Айболита, Мойдодыра, мальчика-грязнулю).
Говорят, «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок».
Скажите, а чему нас учат сказки дедушки Корнея.
«Мойдодыр» - опрятности и аккуратности.
«Федорино горе» - бережному отношению с посудой, порядку, трудолюбию.
«Айболит» - быть добрым, заботиться о здоровье других.