Юлия Александрова
Конспект НОД по речевому развитию «По сказкам Корнея Чуковского» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №53 общеразвивающего вида»
Подготовила: Александрова Ю. А.
г. Махачкала 2017 г.
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского.
Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.
Учить детей определять основную идею произведения.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „По сказкам Корнея Чуковского“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
Совершенствовать умение выразительно декламентировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной речи.
Развивать познавательный интерес. Развивать познавательные процессы (внимание, память, воображение, мышление, восприятие).
Воспитывать желание принимать участие в инсценировках, драматизациях, развивая творческие способности детей. Обогащать внутренний мир ребёнка позитивными эмоциями.
Закрепить обобщающие понятия.
Развивать связную речь; обогащать словарь детей прилагательными.
Словарная работа: переводчик, сказочник.
Материал: портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, картинки по сказкам К. И. Чуковского, картинки к русским народным и дагестанским сказкам, чудо-дерево, костюмы Федоры, Айболита и Мойдодыра.
Предварительная работа: чтение сказок «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».
Рисование по сказкам К. И. Чуковского.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости!
А где же дети?
Heт, я иx не потеряла -
Ждёт сюрприз меня из залa. (Забегают дети и здороваются)
Воспитатель: Просто мы игрaли в «Прятки»,
A теперь игрa «Загадки».
Психогимнастика «Образы» (по сказкам К. И. Чуковского)
Раз, два, три — на месте замри!
B руки перышко возьми,
Всех героев оживлю!
Я как в сказках побывала,
Всех увидела, узнала:
Это Муха - Цокотуха,
Ей комар жужжит на ухо.
Вот и заинька.
Он под деревом сидит
Тихо лапками стучит.
Это Бабочка красавица
Та, что море погасила.
Это — страшный крокодил,
Тот, что солнце проглотил
Ну, а это Бармалей
Всех придумал вас.
Дети: Корней!
Воспитатель: Да, Корней Иванович Чуковский. Вот, мы с вами и перенеслись в мир сказок К. И. Чуковского.
Чудо-дерево стоит
Не листва там шелестит,
А листы — сюжеты сказок,
Поглядишь — узнаешь сразу.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами рассмотрим чудо-дерево и скажем, что же изображено на картинках?
Дети: На картинках изображены сюжеты сказок. (Дети рассматривают иллюстрации)
Воспитатель: Назовите сказки, которые изображены на картинках ( ответы детей: «Дынька», «Три козленка», «Храбрый мальчик», «Три медведя», «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди»)
Воспитатель: Кто написал эти сказки?
Дети: Эти сказки написал народ.
Воспитатель: Правильно, поэтому их можно назвать народными.
Воспитатель: А кто написал сказки «Телефон», «Краденное солнце», «Тараканище»?
Дети: К. И. Чуковский.
Воспитатель: Да, у этих сказок есть автор. Значит, их можно назвать авторскими. А писателя, который сочиняет сказки, называют сказочником.
A теперь пора тихонько нам места cвoи занять.
И гостям и всем ребятам о Чуковском рассказать.
Воспитатель: Корней Чуковский родился в очень бедной семье и, поэтому, ему пришлось всего добиваться самому. Он очень много учился, самостоятельно, без всякой помощи изучил английский и французский языки. Это ему очень пригодилось, когда он жил и работал в Англии. Там он познакомился с английской культурой — английскими народными песнями. Почему народными? (Потому что их сочинил народ). Эти песни Корнею Ивановичу очень понравились, и он захотел познакомить с ними наших ребятишек.
Ребята, а вы умеете читать на английском языке? (Нет). Поэтому автор перевёл для вас некоторые произведения. Человека, который переводит с одного языка на другой, называют переводчиком. Кто такой переводчик?
Свою первую сказку «Крокодил» Чуковский написал совершенно случайно, в поезде, под стук колес. Его маленький сынишка заболел и сильно капризничал. И, чтобы как-то облегчить его страдания, отец начал сочинять:
Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил
Крокодил, Крокодил, Крокодилович…
Сынишка запомнил сказку и, слово в слово, повторил ее на следующий день. Так появилась сказка «Крокодил», а за ней еще много произведений для детей.
А сейчас, поиграем в игру и узнаем, как хорошо вы знаете сказки К. И. Чуковского.
Д/И «Узнай сказку по отрывку».
Веселится народ
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… КОМАРА («Муха-Цокотуха»)
И мне не надо
Ни шоколада, ни мармелада,
а только маленьких,
Ну очень маленьких… ДЕТЕЙ («Бармалей»)
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул Заинька в окно
Стало Заиньке… ТЕМНО («Краденное солнце»)
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает …. ВОРОБЕЙ («Тараканище»)
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
Я больше идти…НЕ МОГУ («Федорино горе»)
Всех на свете он добрее
Лечит птичек и зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Кто же это? АЙБОЛИТ («Доктор Айболит»)
(Входит ребёнок переодетый в Айболита)
Лишь меня друзья назвали -
Тут как тут я в этом зале.
Путь мой был совсем не легок
Через горы Дагестана.
Трудностей я не боюсь!
Переплыл я даже Каспий-
Знал, что ждете вы меня.
Что и где у вас болит? Вам поможет… Айболит!
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Айболиту, что мы здоровы и лечить нас не надо.
Физминутка
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит!
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Ноги будем поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали
Сами сильными мы стали!
Айболит: Вижу, вы ребята смелые!
Крепкие, умелые.
Под солнцем загорелые.
Ну, а мне пора прощаться
И к зверятам возвращаться.
(Входят два ребё нка: Федора и Мойдодыр. Дети отходят в сторону.)
Мойдодыр: Не вернётся к тебе посуда!
Федора: Нет, вернётся!
Мойдодыр: К грязнуле?
Федора: Обещаю я посуду любить,
Обещаю её дочиста мыть!
Воротись ко мне посуда,
Тебя мыть и чистить буду.
Мойдодыр: Мне жалко стало посуду, и я спрятал её от Федоры. Воспитатель: Но Федора осознала свою вину, и впредь будет бережно относиться к посуде. А мы ей в этом поможем. Давайте уберем все лишнее с полок.
Федора: Ой, ребята, помогите
И Федоре подскажите.
Никогда вас не забуду!
Я любить посуду буду!
Д/И «Четвёртый лишний»
Воспитатель: А теперь, Федора, проверим, действительно ли ты полюбила посуду? Ребята, вы будете называть предметы, которые лежат не на своих местах, а Федора должна назвать эти предметы ласково и положить на свое место.
Д/И «Назови ласково»
Мойдодыр: Ну, Федора, молодец! Так и быть, верну посуду.
Федора: Спасибо, ребята!
Пора нам домой.
Посуду помою
Водой ключевой!
(Мойдодыр и Федора уходят). Воспитатель: Присаживайтесь удобнее. Какая замечательная сказка! А как вы думаете, чему она нас учит? ( Ответы детей: быть аккуратными, чистоплотными, любить посуду, ухаживать за ней, обращаться с ней бережно)
Воспитатель: А ещё Корней Иванович очень много времени проводил с детьми, играл с ними, читал им сказки и загадывал загадки, которые сам же и сочинял.
Загадки
Был белый дом
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)
На малину налетели.
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода-
И скорей из огорода (Пугало)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
Паровоз без колес!
Что за чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел. (Пароход)
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Машина)
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты
А на них-то цветы
Небывалой красоты. (Салют)
Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного детского писателя.
Чему же учат нас сказки К. И. Чуковского?
Дети: Быть добрыми, аккуратными, вежливыми, смелыми, отважными.
Воспитатель: Есть такая поговорка, ребята
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»
А гостей мы приглашаем на выставку рисунков по сказкам К. Чуковского, которую организовали дети вместе со своими родителями.