Елена Гутарова
Конспект НОД по речевому развитию «Лаборатория юного эколога: в гостях у зимующих птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
закреплять знания о зимующих птицах родного края;
активизировать употребление в речи название предметов и их частей;
формировать навык образования притяжательных прилагательных (вороний клюв, совиные глаза);
учить употреблять слова антонимы в речи;
работать над слоговой структурой речи;
развивать общие речевые навыки;
координировать речь с движением;
способствовать развитию любознательности у детей;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Лаборатория юного эколога: в гостях у зимующих птиц“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
воспитывать у детей желание оказывать помощь птицам;
воспитывать культуру взаимоотношений;
Оборудование:
видеозапись отрывка фильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль.»;
предметные картинки с изображением зимующих птиц;
картинки с изображением частей тела птиц;
мяч;
мнемотаблицы;
дерево для работы над слоговой структурой слова;
материалы для изготовления угощения для птиц.
Предварительная работа:
беседа на тему «Зимующие птицы», рассматривание иллюстраций, называние птиц, их частей тела, повадок, особенностей;
беседа о том, как важно людям помогать птицам зимой, изготавливать кормушки, домики;
познакомить детей с тем, какая птица какой корм любит.
Методические приемы:
В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Д: Здравствуй, небо голубое (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (руки вперед)
Здравствуй, матушка – земля (руки вниз)
Здравствуйте, мои друзья!
В: А вот чем мы сегодня будем заниматься, вы узнаете, просмотрев отрывок фильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль.»
Просмотр отрывка мультфильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Февраль».
В: Ребята, что же вы увидели в этом фильме?
Д: Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.
Пробежала босиком
По дорожкам весело,
Кружевами нам потом
Окна занавесила.
Любим мы зимой водить
Хоровод у ёлочки,
И снеговиков лепить,
И кататься с горочки.
В: Правильно, в этом фильме отражено время года зима. Итак, ребята, мы будем говорить о зиме. А о ком еще говорится в этом фильме?
Д: 1. Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
2. На полянке куропатки
Снег копают без лопатки.
И коварному врагу
Не заметить их в снегу.
3. Зёрен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
"Будь смелее, не робей!" –
Приглашает воробей
В: Итак, ребята, в этом фильме говориться о зиме и о птицах.
В: Встаньте все мои друзья
Поиграю с вами я.
Пальчиковая игра «Свиристели»
В: С севера к нам прилетели (пальцы правой руки широко расставлены)
Зимы гости свиристели (пальцы левой руки широко расставлены)
На рябину они сели (имитируют «полет птиц»)
И запели, засвистели (пальцы рук сжаты в «щепотку»)
Сколько ж ягод им склевать? (раскрывают левую ладонь)
Может пять? Аль двадцать пять? («щепоткой»правой руки «клюют» по
Ладони)
1,2,3,4,5 (щепоткой» левой руки «клюют» по
ладони)
Поклевали, посидели, (пальцы рук сжаты в «щепотку»)
Посчитали, посвистели. (пальцы рук широко расставлены)
Сбились в стаи – улетели (имитируют «полет птиц»)
Зимы гости – свиристели.
В: Молодцы, дети, присаживайтесь на стульчики.
В: И сегодня, ребята, я вас приглашаю в лабораторию юного эколога.
Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири.
Беседа:
В: Ребята, так как же называются птицы, которые не улетают в теплые края?
Д: Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующие.
В: А каких зимующих птиц вы знаете?
Д: Читают стихотворения – загадки о птицах.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
Непоседа птица эта –
Одного с березой цвета. (Сорока)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь - кружат двадцать пар
И кричат:- Карр! Карр! Карр! (Ворона)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Клё! Клё! Клё!» поёт со свистом. (Клест)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
В: Молодцы, ребята, сколько интересных загадок о птицах вы знаете.
В: Теперь сюда внимание обратите,
И части тела птичек назовите.
Рассматривание картинки на экране с изображением голубя и отмеченными частями тела.
У каждой птицы есть голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, а на голове есть глаза и клюв.
В: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Укажи части тела».
В: Ребята, давайте посмотрим на картинки и попробуем угадать, чьи части тела на них изображены (на экране картинки, изображающие части тела зимующих птиц).
Я думаю, на картинке нарисован вороний клюв
На этой картинке нарисованы голубиные ноги
На этой картинке изображен воробьиный хвост
На этой картинке нарисована совиная голова
В: Молодцы ребята, справились с заданием.
В: Одна игра кончается, другая – начинается.
Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот»
В: Скажу я слово высоко,
А ты ответишь – низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь – близко.
Игру продолжай
Слова наоборот называй:
Ворона большая, а синица… (маленькая)
У сороки длинный хвост, а у воробья… (короткий)
Голубь тяжелый, а воробей… (легкий)
У синицы клюв тонкий, а у вороны… (толстый)
Сова спит днем, а охотится… (ночью)
В: Слова наоборот называются антонимы (повторить).
В: Потрудились мы друзья,
Поиграть пришла пора.
Подвижная игра «Птицелов»
В: Давайте поиграем в игру, которая называется «Птицелов», но для этого нам надо выбрать водящего. Кто знает считалочку о птицах?
Д: «Тили – тели», -
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
В: Итак, у нас есть птицелов, он станет в круг, и мы завяжем ему глаза, а все остальные дети: вокруг себя повернись в птичку превратись.
Давайте станем в круг и возьмемся за руки:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Ай! Птицелов идет.
Он в неволю нас возьмет!
Птицы, улетайте!
«Птицелов» хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать «птиц». Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы. Играющий становится «птицеловом».
В: Ребята, а как надо защищать птиц?
Д: Всех зверей и всех птенцов,
Каждый защищать готов!
Скажем вам мы не тая:
Мы природы всей друзья.
Д: Кто на ветке там сидит
И головушкой вертит,
Вот такая голова
Да ведь это же сова.
В: Птиц от беды мы ограждаем
И на веточки сажаем.
В: Ребята, давайте поиграем в игру «Птички на ветках».
Игра «Птички на ветках»
В: Дети посмотрите на это дерево. На верхнюю его ветку мы посадим птиц, в названии которых есть только один слог, на среднюю ветку – птиц, в названии которых два слога, на нижнюю – мы посадим птиц, в названии которых три слога ( слова: клест, сова, сорока).
В: Какая это птица?
Д: Клест (сова, сорока).
В: Давайте прохлопаем слово клест (сова, сорока).
В: Сколько раз мы хлопнули?
Д: Мы хлопнули один (два, три) раз (а).
В: Значит, сколько слогов в слове клест (сова, сорока?
Д: Значит в слове клест (сова, сорока) один (два, три) слог (а).
В: На какую веточку мы посадим эту птичку?
Д: Эту птичку мы посадим на верхнюю (среднюю, нижнюю) веточку.
В: Рассмотрели птичек всех,
Ну а что же им поесть?
Д: В воздухе кружится
Беленький снежок.
Он укрыл деревья
Поле и лужок.
Птичкам стало хуже,
Корма не достать.
Мы поможем пташкам
Перезимовать
Вывесим кормушки
С хлебом и зерном.
Прилетайте, пташки,
В гости вас зовём!
В: Внимание на экран. Воробьев можно кормить пшеном, просом, овсом, пшеницей, а так же хлебными крошками и семенами подсолнечника.
Синички любят несоленое сало, мясо, сливочное масло, изюм, измельченные орехи, ягоды черноплодной рябины, а так же семена подсолнечника и тыквы.
В: Итак, ребята, кормушки для птиц мы смастерили, давайте теперь приготовим для них угощение.
Изготовление угощения для птиц.
В: В руки баночки возьмем
И месить сейчас начнем
Семечки душистые,
Просо золотистое,
Хлебные крошки
И маргарина немножко.
Изготовление угощения: в маргарин или сливочное масло добавить нежареные семечки, пшено, морковь, кукурузную крупу, хлебные крошки и т. д. Тщательно перемешать, разложить по формочкам, не забывая сделать отверстие для шнурка. Когда пирожки застынут, продеть шнурки и повесить на ветки деревьев.
В: Сегодня мы с вами сделали полезное и красивое угощение для птиц, а во время прогулки повесим на веточки на площадке детского сада.
Подведение итогов.
В: Мы сегодня у птиц побывали
Как птицы живут, мы узнали
Повстречались с совой –
Большой головой.
В кого мы еще поиграем?
Это мы скоро узнаем.
Узнаем наверняка,
Теперь расстаемся. Пока.
В: Наша лаборатория юного эколога закрывается. Давайте скажем всем до свидания.
Д: До свидания.